Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7581) 24 - 30 мая 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПересмотр границ"Европа - Россия - Европа" в Третьяковской галерее Елена ШИРОЯН
Только теперь можно подвести черту под празднованием 150-летия Третьяковки. Праздник тянулся больше года и обернулся россыпью всевозможных выставок, сборных и персональных. А в завершение пролонгированных торжеств на Крымском Валу открылась самая пафосная и долгожданная выставка юбилейной программы. Мощный последний аккорд с названием, как у железнодорожного экспресса: "Европа - Россия - Европа". В самых представительных залах ГТГ на Крымском Валу, где год назад нам были явлены шедевры из Музея Орсе, - около сотни произведений из 48 музеев Европейского Союза. Помимо картин, икон и скульптур - инсталляции и видеофильмы. Временной диапазон - с XIII века по сей день. Вещи сугубо западные соседствуют, порой в лобовом столкновении, с шедеврами русской живописи. Авторы и персонажи представляют все слои общества, в разные времена существовавшего в пределах "старушки Европы", а главные герои делегированы самой историей, на этих землях развернувшейся.Выставка, как отмечает ее куратор, главный хранитель ГТГ Екатерина Селезнева, пополнила ряд "объединительных проектов", изначально задуманных как исследовательские сюжеты на тему международных связей. В этом ряду нашумевшие смотры "Париж - Москва", "Москва - Варшава", "Москва - Берлин", "Россия - Италия". Задача их - анализ взаимосвязей в искусстве разных стран, выявление различий и точек соприкосновения: так возникает почва для взаимопонимания, определяются координаты общеевропейского культурно-политического пространства. С этой стартовой площадки можно двигаться дальше в консолидации Европы, не забывая о включении в ее "тело" окраинных, но стратегически важных территорий - таких, как Россия. Отсюда и дата открытия выставки: знаковый международный проект не только стал юбилейным приношением в жанре "Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею", но и приурочен к встрече лидеров ЕС и России в Самаре. Заодно это подарок Евросоюзу к 50-летию - от самого себя и российских музейщиков. Недаром совместную выставку наряду с ГТГ инициировала и финансировала Европейская Комиссия. Однако явный политический подтекст никак не может отменить тот факт, что у искусства свои законы развития и особые границы, с государственными почти никогда не совпадающие. Закономерно, что шедевры национальных школ (и одновременно достояние ведущих музеев соответствующих стран) поют не только соло, но и дуэтом, трио или хором - все зависит от того, насколько вы способны эту музыку уловить. Более того, в биографиях почти каждого мастера из стран, некогда входивших в Российскую империю, значится Императорская академия художеств в Петербурге, а в ХХ веке нередко и советский худвуз. Что не помешало Литве позиционировать Мстислава Добужинского - классика русского Серебряного века - как художника "своего" (хотя и не без оснований), а Эстонии - это уже явный демарш - вообще не прислать заявленные в каталоге картины. Мы видим "Утро стрелецкой казни" Сурикова (без рамы, но на красном шелке) прямо напротив густонаселенного полотна бельгийца Фредерика "Век пролетариата" и вздыхаем: как же органично мы вписывались в европейский контекст, пока вокруг покрасневшей России не вырос "железный занавес"! Ни для кого не секрет, что порой даже вырывались вперед. Это заявлено в первых же экспонатах посвященного ХХ веку раздела выставки - эпиграфом здесь выступают наши "иконы авангарда" - "Черный квадрат" Малевича, "Импровизация холодных форм" Кандинского и "Над городом" Шагала. И только потом идут Матисс, Бранкузи, Базелиц, Генри Мур... Поначалу выставка кажется "собраньем пестрых глав", постепенно в нем обнаруживаешь логику. Конечно, не линейную, не укладывающуюся в прокрустово ложе хронологии, а тем более географии, но надо ли искать прямых путей в искусстве, веками впитывавшего разнонаправленные влияния? Поэтому нет противоречия в том, что шествие образцов церковного искусства Европы предваряют русские иконы, в свою очередь вдохновленные византийскими: "Спас Нерукотворный" ростовской школы (рубеж XIII - XIV веков, самый древний экспонат), "Борис и Глеб", "Преображение" мастера из круга Феофана Грека и, конечно, рублевские шедевры - "Богоматерь Владимирская" и "Троица". Делегация от России обширнее прочих - числом 11, но трудно оспорить желание блеснуть жемчужинами, ничуть не уступающими западным! В средневековом разделе запоминаются великолепная "Дева Мария" из Словакии в духе интернациональной готики, "Святой Флориан" из Словении, а доставленную из Румынии плащаницу "Оплакивание Христа" легко принять за творение золотошвейных мастерских Кремля. Девиз Нового времени - портрет курфюрста Саксонии Иоганна Постоянного кисти Лукаса Кранаха Старшего из Дрезденской галереи. Кульминация этой части экспозиции - "Золотая ветвь" Тернера из "Тейт". Можно не скупиться на комплименты таким участникам проекта, как Испания, Великобритания, Франция или Германия: тут все шедевры, к тому же не слишком известные у нас, что усиливает интерес. Тициановская "Венера, завязывающая глаза Амуру" из римской Галереи Боргезе стала символом выставки, попав на афишу; великолепны при своей неброскости прописанный в Лувре портрет философа Декарта работы Себастьяна Бурдона или пейзаж Каспара Давида Фридриха из Гамбурга. Но не следует умалять и роли стран, числящихся менее судьбоносными в истории искусства, - и у них есть повод для гордости, им есть что показать, тем более в Москве. Скажем, музеев Мальты или Люксембурга у нас в гостях никогда прежде не было. Хочется снять шляпу перед хранителями скульптуры, не испугавшимися сложностей транспортировки. За национальное своеобразие и в то же время взаимопроникновение европейских культур, за непрерывность творческих связей, нарушающих жесткие границы, отвечают по три экспоната от каждой страны. Их выбирали так, чтобы отразить разные периоды становления национальных школ. В каждом случае это нечто старое, важное для нации, но и влиятельное в европейском контексте. Далее - произведение эпохи модернизма с идеей "культурной или политической модернизации и самоопределения в меняющемся мире". А в завершение - образец "актуального искусства" с 1950-х годов до наших дней, где звучит тема новой реальности, идея открытого общения. На мой взгляд, современный раздел замечателен и распахнутостью, опять-таки ломающей стереотипы, и смелой подборкой вещей непривычных, технологически сложных, заставляющих думать и сопереживать. В конце же этого поезда-экспресса, поделенного на национальные купе, притаилась метафора - в единственной работе от Эстонии. На видео Яна Тоомика "Отец и сын" голый мужчина на коньках катается кругами вокруг мальчика, которого нет в кадре (он только поет что-то тихо, так, что не различить слов). В конце ролика бегун исчезает в туманной белизне, потом снова стремительно вырывается из нее и движется нам навстречу. Не так ли, рывками, входит Россия в Европу, приближаясь и вновь от нее отдаляясь? Также в рубрике:
|