Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7583) 7 - 13 июля 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяВсе поделить"Арх Москва" в ЦДХ. И не только АРХИТЕКТУРАНата МОРОЗОВА
Международная выставка архитектуры и дизайна "Арх Москва", проводимая компанией "Экспо-Парк. Выставочные проекты" уже в двенадцатый раз, прежде выстраивала рейтинги, показывала лучших в профессии, наводила порядок на архитектурном олимпе. Теперь выяснения - кто звезда, а кто не слишком - остались позади. Куратор нынешнего форума Барт Голдхорн, редактор ведущего специализированного архжурнала "Проект Россия", заставил небожителей спуститься на грешную землю. "Городское пространство" - тема 2007 года. Оно же - площади фабрики "Красный Октябрь", улицы и скверы района Остоженки, бывшие заводские цеха и даже элитарный подмосковный пансионат "Пирогово" (не город, но пригород) - расположение большинства специальных проектов, покинувших привычные стены ЦДХ. Таким образом "Арх Москва" пытается сменить выставочный формат на фестивальный, готовясь к статусу архитектурной биеннале (идея носится в воздухе), а вектор исследований - на соразмерный обитателю мегаполиса. Гипотетически представив, что со строительством зданий в столице все в порядке, куратор предложил участникам "сфокусироваться не на архитектурном объекте, а на его неудачливом спутнике" - окружающем пространстве. Ибо в Москве существует инерционная практика точечной застройки, не предполагающая единого контекста. Нет адекватных общественных пространств. Последние скупо нарезаны между охраняемыми территориями офисов и новорусских поселений. Мы утратили город, который можно было ощущать в его целостности, почти тактильно, "потрогать руками", как говорит Голдхорн. Возможные решения этой проблемы и должны были увидеть зрители фестиваля.
Традиционный для него инициирующий раздел "Арх каталог" - это кураторский выбор лучших работ последнего года. На этот раз отобранные архитектурные бюро демонстрировали фрагменты городской среды до и после внедрения своих творений. В лучшем случае результат был нейтрален, в худшем - можно было только посочувствовать зданиям - соседям новостроек. Тема организации общественных пространств по разным причинам - не из самых любимых для российских практикующих архитекторов, а потому лучшие отклики на нее оказались исключительно артистическими концептуальными жестами. Самый "народный" проект был представлен бюро "BERNASKONI" молодой столичной звезды Бориса Бернаскони. Пресловутый монумент Петра работы Зураба Церетели исчез с горизонта, надежно упрятанный в стеклянную упаковку собственного музея со смотровой площадкой наверху.
Менее экстравагантную, но вполне реализуемую реформу предложила питерская мастерская "Ветрувий и сыновья". По их замыслу, Александровская колонна на Дворцовой площади на время новогодних праздников может вполне "подрабатывать" елкой. Культовый перст власти окружается конструкциями, на которые крепятся еловые ветки и украшения, а подсвеченный ангел из бронзового трансформируется в рождественского. Опыт вполне может быть применим к злополучным высоткам, покушающимся на исторический ландшафт Северной столицы. Более профессиональные методы решения проблем общего пространства демонстрировали специальные экспозиции и открытый симпозиум, вынесенные в промзону фабрики "Красный Октябрь", центр дизайна "ArtPlay", специальные контейнеры на территории ЦДХ. Однако эти проекты в силу неудачной топографии оказались вне сферы внимания и широкой публики, и профессионального сообщества.
А что касается умения это внимание к себе привлечь, то тут лидером оказался глава бюро "Проект Меганом" Юрий Григорян, признанный лучшим архитектором прошлого года и получивший оттого персональную бесплатную площадь на фестивале. Он построил павильон с ленточным окном, светящимся изнутри, перед главным входом в ЦДХ, заставив посетителей искать новые подходы к привычному зданию. И придал всему фестивалю шарм арт-биеннале. Последним аккордом фестивальной программы стало открытие выставки "Арабески" на территории пансионата "Пирогово", презентующая проекты одиннадцати больших загородных домов плюс маленькие "гостевые" домики для изысканного клязьминского пространства, отошедшего в частные руки. Генплан освоения территории от Евгения Асса, арт-объекты с проходившего здесь фестиваля "ARTКлязьма", небольшая архитектурная коллекция от бывших "бумажных архитекторов" - Юрия Аввакумова, Александра Бродского, Ильи Уткина и другие произведения. Кстати, среди других проектов - деликатный домик с мобильным полом от гонконговского архитектора Гэри Чанга, знаменитого своими постройками-трансформерами. Проект застройки реализуется как художественный. Яхты, поля для гольфа, утренний туман и дендизм прилагаются как фон. Идеальная русская усадьба "Евгений Онегин" - только в английской экранизации. И главное - вне города и его проблем. Выставка (которая, кстати, продлится весь месяц) - удачный и необязательный бонус к фестивалю. Так что "Арх Москва"-2007 развалилась на части. К тому же основное пространство ЦДХ было отдано под модели массажных кабинетов, плинтусы, дверные ручки и светильники - фестиваль дизайна все-таки. Вероятно, и в самом деле проект следует поделить: все лучшее превратить в арх-биеннале, посвященную актуальным проблемам. А все функциональное оставить коммерческому салону. Также в рубрике:
|