Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7583) 7 - 13 июля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

КОНСТАНТИН ЛАВРОНЕНКО: "Реальность смещается, кажется, что ты король!"

Беседу вела Екатерина КИРИЛЛОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


К.Лавроненко

На недавно завершившемся

60-м Каннском кинофестивале Константин ЛАВРОНЕНКО был удостоен награды - "Золотая пальмовая ветвь" за лучшее исполнение мужской роли в фильме Андрея Звягинцева "Изгнание". Такого в истории отечественного кино еще не было. В 2003 году после триумфа в Венеции предыдущей картины Звягинцева "Возвращение" актера заметили. К тому времени он не появлялся на экране более 20 лет.

    

- Фильмы с вашим участием - лауреаты двух кинофестивалей - Венецианского и Каннского. Какой из них мощней по духу?

- Есть в них сходство и различие, безусловно. И тот и другой - настоящий праздник. Ощущаешь всем существом своим мощную энергетику. Бесконечные встречи и интервью... Люди там читают прессу и относятся к ней серьезно.

Венецианский кинофестиваль более демократичный, свободный. В Канне все вплоть до фотографов, присутствующих на красной дорожке знаменитого каннского дворца, должны быть в смокингах и бабочках. Это выработанный десятилетиями ритуал, священнодействие, которое впечатляет и завораживает. Впечатляет и наличие режиссеров, актеров первой величины, такая кинематографическая плотность мощная!

    

- Вы первый раз побывали в Канне?

- Первый.

    

- Что удалось посмотреть?

- Ничего не удалось. Все три дня, на которые тебя официально приглашают, расписаны по минутам: интервью, встречи... Первый день посвящен французской прессе и телевидению. Второй день: пресс-конференция перед показом фильма в конкурсе, выход на сцену. Тебя буквально на руках переносят из одного места в другое. Все заканчивается вечерним праздником. Реальность смещается, кажется, что ты - король! Еще б корону на голову...

После конкурсного показа продюсер Дмитрий Лесневский устроил прием для многих гостей. Но что касается непосредственно нас, съемочной группы, некогда было выпить даже бокал воды.

    

- Все время общались?

- Да, увидел даже старых друзей. И так все быстро пронеслось, смотришь - уже все пусто, все расходятся... Запомнился только большой фейерверк и лица наших соотечественников, которых было в этом году на фестивале много.

    

- Когда фильм "Изгнание" можно будет увидеть в родном Отечестве?

- Даже не знаю, когда будет российская премьера. А на "Кинотавре" в Сочи картину покажут в день закрытия.

    

- Андрей Звягинцев уже второй фильм снимает с вашим участием. Похоже, никто, кроме вас, не может передать мироощущение этого режиссера в кадре. Хотели бы вы стать его альтер эго?

- Не знаю... С одной стороны, можно об этом только мечтать - стать альтер эго Андрея Звягинцева. Я надеюсь, наш совместный путь, наше движение, наши помыслы и искания будут продолжаться. Этот путь может быть не таким уж прямым. Я иногда, наверное, не буду попадать в его фильмы, но хотел бы продолжать с Андреем работать, потому что нет разрыва между тем, как ты работаешь и как живешь. Это настолько неразделимо, что иногда удивляешься и спрашиваешь себя, за что такое счастье - встретиться с таким человеком, как Андрей, и понять, что мы дышим с ним одинаково.

Я знаю, отношение к "Изгнанию" будет неоднозначным. Кто-то не примет фильм категорически.

    

- Вы говорите, кино и жизнь неразделимы...

- Не обойдусь без банальных слов, звучащих тем не менее высокопарно. Человек наедине с собой никогда не врет. И вопросы, и его мысли конкретны и просты, с одной стороны, а с другой стороны, так сложны, что ищешь ответы на них всю жизнь. Но они - вечны, они - суть и каждый человек стремится понять эту суть. Так вот, когда мы работаем вместе с Андреем Звягинцевым, эти вопросы обретают энергию и силу, чтобы на данном этапе жизненного пути двигаться, идти дальше. В этом смысле жизнь и работа, в моем случае - это кино, - неразделимы.

    

- Сценарий фильма "Изгнание" написан по мотивам рассказа Сарояна "Смешное дело". Каков процент смешного в картине?

- Смешное там присутствует, конечно. Процент? Люди настолько разные. Один увидит что-то смешное, другой не очень, третий вообще не улыбнется. "Изгнание" - далеко не веселый фильм.

    

- А рассказ?

- Фильм "Изгнание" вообще не имеет никакого отношения к рассказу "Смешное дело". Рассказ был переработан сначала одним человеком и к режиссеру попал уже не как первоисточник. Потом на основе этого сочинения Андрей Звягинцев вместе с Олегом Негиным писали свою версию. Было двенадцать вариантов сценария. Вот такой длинный путь. От рассказа "Смешное дело" осталась лишь сюжетная канва: семья возвращается, приезжает в дом отца главного героя спустя двенадцать лет.

    

- Вы верите в рай?

- Господи, такие вопросы, как же от них уйти?

    

- Никак, потому что фильм об этом...

- Это все равно что ответить на вопрос: в чем смысл жизни?

    

- Гете ответил: "В самой жизни..."

- Люди должны посмотреть картину, и тогда можно задавать любые вопросы.

    

- А если бы вам как зрителю предложили посмотреть два фильма на тему любви и взаимоотношений мужчины и женщины: "Мужчина и женщина" Лелуша и "Изгнание" Звягинцева, какую из лент вы бы предпочли?

- Допустим, я скажу - "Изгнание" Звягинцева, но фильм "Мужчина и женщина" Клода Лелуша - классика французского кино, от этого не станет хуже. Как выбирать? Абсолютно разные картины. "Изгнание" - сложный фильм. А "Мужчину и женщину" я смотрел очень давно. Помню только чудную музыку, лица, это как морской воздух, дышишь и наслаждаешься.

А вот при просмотре "Любовного настроения" Вонг Кар-вая я не то чтобы затаил дыхание, оно, казалось, отсутствовало у меня. Не помню, как я дышал. С меня просто содрали кожу. Это было такое больное и невероятное наслаждение, что я не желал финала, думал, только бы не заканчивалось, не хотел выходить из зала. Трудно описать свои ощущения, они не от ума.

    

- Ваш первый фильм, дебютный, - "Еще люблю, еще надеюсь", где вы сыграли в паре с Евгением Евстигнеевым. Что это была за роль?

- Роль молодого человека, снимающего квартиру у пенсионера (Евгений Евстигнеев) со своей возлюбленной (Марина Левтова). В этом фильме снялись также Вячеслав Невинный, Борис Новиков, Тамара Семина, Валентина Талызина. Ну это был такой опыт - барахтанья в воде щенка. Я смотрел на великих людей и удивлялся. Поэтому не так осознанно было мое путешествие в этом кино.

    

- Константин Лавроненко - такой серьезный! Как в артисты-то пошли?

- Насколько я себя помню, всегда хотел быть артистом, с трех-четырех лет.

    

- Да ну?

- Именно, именно...

    

- Потом вам говорили, что внешность подходит, данные...

- Нет, данных у меня никаких не было. Вообще я сам себя воспитывал и критически к себе относился. Был небольшого роста, маленький, худенький и всегда видел большую дистанцию между тем, что я хочу, о чем мечтаю, и тем, что представляю собой внешне. Но жажда стать артистом всегда во мне сидела. Чем только не занимался: спортом, музыкой ...

    

- Музыкой?

- Да, играл на аккордеоне и гитаре. Пять-шесть дел и хобби одновременно. Но быть артистом всегда хотел. Родные люди меня упрекали, что я бросался то в одно, то в другое, и то, что хотел стать артистом, никто не воспринимал всерьез.

Считали это очередным баловством, несерьезным чем-то. Правда, родители никогда не говорили, что они не хотят, чтобы я стал актером. Они всегда за меня очень переживали, волновались. Поэтому когда я приехал в Москву и поступил, конечно, были счастливы. Для меня Москва была нечто! Как космос!

    

- Учеба в Школе-студии МХАТа и работа в Театре Сатирикон - двух разных по духу театральных школах...

- Это никак не связано. Наверное, как у всех, сложно остаться в Москве, попасть в театр.

    

- А тут сразу Сатирикон?

- Да, судьба. Большую роль сыграл аккордеон, которым я хорошо владел. Нужен был в спектакль "Лица" актер, владеющий этим инструментом. Константин Райкин тогда только пришел в театр к отцу, и не было места постоянного, театр постоянно разъезжал. Мы были на гастролях в Ленинграде, Вильнюсе, Болгарии, Венгрии. Спектакль "Лица", в котором я играл, был первым спектаклем Константина Райкина.

    

- А что было потом? Почему ваша актерская судьба сначала была не такой яркой, не на виду. Не складывалась в силу характера?

- Почему не складывалась? Как на это посмотреть. С точки зрения сегодняшнего дня и мнения, что у актера должна быть судьба и карьера, признание, слава, внимание, известность? Я это понимаю и не против этих вещей нисколько. Многие могут сказать, ну вот у него не сложилось в театре, поэтому он ушел в кино. Я ушел 10 лет назад из театра, ушел сознательно из театра как явления.

    

- В чем причина?

- Это очень сложно объяснить.

    

- Тем более вы уходили еще из репертуарного театра...

- Нет, я проработал в Сатириконе два года. Потом ушел, был в творческих мастерских. Я работал три года у Владимира Мирзоева. Потом он уехал в Канаду на полтора года.

Я играл во всех спектаклях Мирзоева до Канады. Было такое объединение "Дебют" при Ленкоме. Играл в спектаклях: "Праздничный день", "Мадам Маргарита", "Полуденный раздел", "Фрекен Жюли". Потом пришел Клим (В.Клименко) перед отъездом Владимира Мирзоева, и они сделали спектакль по Баркеру "Возможность "А", возможность "Б"". Потом Мирзоев уехал, остался Клим, и семь лет я был вместе с ним.

Вернулся на какое-то время в Сатирикон, но внутренне я уже тогда расставался с театром. Я понял, что мир намного больше, чем театр, как и наши представления, желания, иллюзии. Ушел в никуда и чувствовал себя замечательно.

    

- Быть свободным художником в наше время сложно. Чем вы занимались?

- Как ни странно, все равно существовал театральный проект, но он выпадал из ряда нашего привычного театра. Я не беру традиционную линию. Это проект по Гоголю, "Шинель". У нас был Новый европейский театр "NET". В 1998-м и 99-м годах мы арендовали помещение на Киностудии имени Горького. Приезжали театральные критики, специалисты из разных стран. И нас пригласили на два фестиваля в Вену в 2000 году и в Ганновер, следом за ним и в Зальцбург.

Это было совместное творчество. Мы вместе с моим старым другом Вадимом Жакевичем и еще рядом людей создали этот спектакль.

Хотя должен признать, что театр во многом стал текстовым, словесным. И дело не в том, какой спектакль, режиссерский или нет. Много слов, эта неправда. А где и как найти правду? Это давно меня волнует.

    

- А в кино?

- А в кино возможно чудо. Возможно не предположить его, а увидеть. И десять лет назад мы задумались и стали говорить, почему же театр не использует те средства и возможности, которые есть в кино? Компьютерную пневматику, электронику и многое другое?

    

- Знаю, что снимаетесь в сериале "Оружие"...

- Я играю полковника ФСБ. Его жизнь находится на изломе. Он должен понять, что делал в этой жизни не так, короче, свои ошибки. Герой попадает в арабскую страну. Мы снимаемся под Баку в горных селениях. Съемки пройдут также в Москве и Подмосковье.

    

- Трудно лететь после Канна в Баку и после мощных судьбоносных взлетов приземляться на бакинский аэродром?

- Надеюсь на мягкую посадку.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;