Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7583) 7 - 13 июля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Как Шуберт проиграл Мясковскому

В Москве проходит Второй фестиваль симфонических оркестров мира

МУЗЫКА

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Эдуарда ЛЕВИНА


Дирижирует Р.Мути

Начало Второго фестиваля симфонических оркестров мира явило для кого-то неожиданную, для кого-то парадоксальную, а главное - довольно поучительную картину. Речь прежде всего о смещении уровня событийности, оказавшегося на поверку более весомым во второй вечер. Между тем в первый вечер выступал один из величайших мировых маэстро Риккардо Мути с одним из ведущих оркестров французской столицы, а во второй - оркестр из так называемой российской провинции, чей шеф на вершинах мирового музыкального олимпа вроде бы пока не светился. Утверждать, что Дмитрий Лисс обошел своего прославленного коллегу, было бы некорректно, да и по сути неверно. Ближе к истине окажется следующее заключение: в первый вечер мы наблюдали великого полководца, оказавшегося на краткий миг во главе чужого войска, не готового к решению тех задач, что он перед ним поставил, тогда как во второй перед нами был идеальный конгломерат того и другого.

Дирижирует Д.Лисс

Но вернемся к началу. Итак, с одной стороны - великий маэстро, с другой - не самый, прямо сказать, великий из европейских оркестров, куда Мути пришел не руководителем, способным существенно повлиять на уровень коллектива, его лицо и почерк, но гостем, приглашенным на конкретную программу и имеющим на все про все несколько репетиций. Не столь важно, кто именно предложил программу, целиком посвященную Шуберту, - сам маэстро или организаторы фестиваля. Мути, бесспорно - один из самых выдающихся интерпретаторов Шуберта в наше время. Он записал все его симфонии с Венской филармонией, постоянно исполнял их с оркестром Ла Скала, семь лет назад явив Москве и Питеру поистине фантастическую Девятую симфонию. Национальный оркестр Франции известен прежде всего исполнением музыки двадцатого века. Романтизм и вообще австро-немецкая музыка среди их приоритетов не числятся. Результат получился соответствующий. Увертюра к "Розамунде" и Девятая симфония увязли в технических проблемах, не говоря уже о стилевых. Исполнению недоставало гибкости, а зачастую также интонационной и ансамблевой чистоты. Только в "Неоконченной", технически не столь сложной (как, впрочем, и сыгранный на бис антракт из той же "Розамунды"), маэстро добился от музыкантов более качественной, хоть и не без погрешностей, игры и смог явить действительно совершенную ее интерпретацию. Но вязкая, тяжеловесная Девятая, прозвучавшая во втором отделении, вконец расхолодила зал. Та самая Девятая, что воспринималась сплошным музыкальным пиршеством, когда Мути давал ее с оркестром Ла Скала...

Второй фестивальный вечер организаторы фестиваля также превратили в монографический, посвятив его творчеству весьма уважаемого музыкантами, но не слишком популярного у публики Николая Мясковского. Немного сомнительный с точки зрения пиара и кассы выбор был продиктован главным образом тем обстоятельством, что обе симфонии, Шестая и Десятая, были в прошлом году записаны Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса на фирме "Warner Classics International", и этот диск имел большой резонанс на Западе. В Москве они сыграли обе симфонии, пожалуй, еще лучше и уж точно - вдохновеннее. Впрочем, исполненная в начале одночастная Десятая (по мотивам "Медного всадника") была воспринята скорее с интересом, зато Шестая по-настоящему захватывала. Заставить зал буквально на одном дыхании слушать часовую и далеко не простую для восприятия симфонию Мясковского - сродни подвигу. Интерпретация Дмитрия Лисса и качество игры оркестра способны были выдержать любые сравнения (в том числе даже с "живой" записью Кирилла Кондрашина с оркестром Московской филармонии, выпущенной в прошлом году фирмой "Мелодия"). Мясковского в Москве вообще играют весьма нечасто, но можно смело предположить, что этот вечер существенно увеличил число почитателей его творчества. Немало почитателей приобрел в российской столице и сам Уральский филармонический, имеющий вполне достаточно оснований претендовать на место в первой пятерке российских оркестров. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем они стали постоянными участниками фестиваля, выступая на нем если уж не ежегодно, то хотя бы через год. К тому же для настоящего знакомства столицы с этим коллективом одной лишь данной программы явно недостаточно. Впрочем, уже по Мясковскому нетрудно предположить, сколь впечатляющими могли бы стать их Прокофьев с Шостаковичем, а также Чайковский с Рахманиновым. А поскольку мне совсем недавно довелось слышать, как УАФО играет Моцарта и Малера, рискну предположить, что и Шуберта они сыграли бы куда лучше своих французских коллег.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ТЕАТР

ВЫСТАВКА

КИНО

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;