Как Шуберт проиграл Мясковскому
В Москве проходит Второй фестиваль симфонических оркестров мира
МУЗЫКА
Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Эдуарда ЛЕВИНА
 |
Дирижирует Р.Мути |
Начало Второго фестиваля симфонических оркестров мира явило для кого-то неожиданную, для кого-то парадоксальную, а главное - довольно поучительную картину. Речь прежде всего о смещении уровня событийности, оказавшегося на поверку более весомым во второй вечер. Между тем в первый вечер выступал один из величайших мировых маэстро Риккардо Мути с одним из ведущих оркестров французской столицы, а во второй - оркестр из так называемой российской провинции, чей шеф на вершинах мирового музыкального олимпа вроде бы пока не светился. Утверждать, что Дмитрий Лисс обошел своего прославленного коллегу, было бы некорректно, да и по сути неверно. Ближе к истине окажется следующее заключение: в первый вечер мы наблюдали великого полководца, оказавшегося на краткий миг во главе чужого войска, не готового к решению тех задач, что он перед ним поставил, тогда как во второй перед нами был идеальный конгломерат того и другого.
 |
Дирижирует Д.Лисс |
Но вернемся к началу. Итак, с одной стороны - великий маэстро, с другой - не самый, прямо сказать, великий из европейских оркестров, куда Мути пришел не руководителем, способным существенно повлиять на уровень коллектива, его лицо и почерк, но гостем, приглашенным на конкретную программу и имеющим на все про все несколько репетиций. Не столь важно, кто именно предложил программу, целиком посвященную Шуберту, - сам маэстро или организаторы фестиваля. Мути, бесспорно - один из самых выдающихся интерпретаторов Шуберта в наше время. Он записал все его симфонии с Венской филармонией, постоянно исполнял их с оркестром Ла Скала, семь лет назад явив Москве и Питеру поистине фантастическую Девятую симфонию. Национальный оркестр Франции известен прежде всего исполнением музыки двадцатого века. Романтизм и вообще австро-немецкая музыка среди их приоритетов не числятся. Результат получился соответствующий. Увертюра к "Розамунде" и Девятая симфония увязли в технических проблемах, не говоря уже о стилевых. Исполнению недоставало гибкости, а зачастую также интонационной и ансамблевой чистоты. Только в "Неоконченной", технически не столь сложной (как, впрочем, и сыгранный на бис антракт из той же "Розамунды"), маэстро добился от музыкантов более качественной, хоть и не без погрешностей, игры и смог явить действительно совершенную ее интерпретацию. Но вязкая, тяжеловесная Девятая, прозвучавшая во втором отделении, вконец расхолодила зал. Та самая Девятая, что воспринималась сплошным музыкальным пиршеством, когда Мути давал ее с оркестром Ла Скала...
Второй фестивальный вечер организаторы фестиваля также превратили в монографический, посвятив его творчеству весьма уважаемого музыкантами, но не слишком популярного у публики Николая Мясковского. Немного сомнительный с точки зрения пиара и кассы выбор был продиктован главным образом тем обстоятельством, что обе симфонии, Шестая и Десятая, были в прошлом году записаны Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса на фирме "Warner Classics International", и этот диск имел большой резонанс на Западе. В Москве они сыграли обе симфонии, пожалуй, еще лучше и уж точно - вдохновеннее. Впрочем, исполненная в начале одночастная Десятая (по мотивам "Медного всадника") была воспринята скорее с интересом, зато Шестая по-настоящему захватывала. Заставить зал буквально на одном дыхании слушать часовую и далеко не простую для восприятия симфонию Мясковского - сродни подвигу. Интерпретация Дмитрия Лисса и качество игры оркестра способны были выдержать любые сравнения (в том числе даже с "живой" записью Кирилла Кондрашина с оркестром Московской филармонии, выпущенной в прошлом году фирмой "Мелодия"). Мясковского в Москве вообще играют весьма нечасто, но можно смело предположить, что этот вечер существенно увеличил число почитателей его творчества. Немало почитателей приобрел в российской столице и сам Уральский филармонический, имеющий вполне достаточно оснований претендовать на место в первой пятерке российских оркестров. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем они стали постоянными участниками фестиваля, выступая на нем если уж не ежегодно, то хотя бы через год. К тому же для настоящего знакомства столицы с этим коллективом одной лишь данной программы явно недостаточно. Впрочем, уже по Мясковскому нетрудно предположить, сколь впечатляющими могли бы стать их Прокофьев с Шостаковичем, а также Чайковский с Рахманиновым. А поскольку мне совсем недавно довелось слышать, как УАФО играет Моцарта и Малера, рискну предположить, что и Шуберта они сыграли бы куда лучше своих французских коллег.