Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7585) 21 - 27 июня 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеВокруг СтравинскогоЛондонский симфонический оркестр выступил в Москве МУЗЫКАЕвгения КРИВИЦКАЯ
Валерий Гергиев продолжает марафон, посвященный юбилею Игоря Стравинского. В дни 125-летия со дня рождения композитора Гергиев привез в Россию один из лучших оркестров мира - Лондонский симфонический, сыгравший специальную юбилейную программу "Стравинский и его время", куда, кроме опусов юбиляра - "Симфонии в трех движениях" и "Петрушки", - вошли сочинения Дебюсси и Прокофьева. "Это могучее трио композиторов дает нам возможность понять, чем жил и дышал музыкальный мир 100 лет назад. Это безумно интересно", - сказал на пресс-конференции Валерий Гергиев. В прошлом году с ЛСО познакомились в Петербурге, теперь, по дороге на "Звезды белых ночей", коллектив заехал и в Москву, где последний раз гастролировал аж в 1974 году. Выступление ЛСО проходило под эгидой Московской филармонии - в контексте празднования ее 85-летия. Однако также естественно, что раз концерт ЛСО состоялся спустя шесть дней после окончания Фестиваля оркестров мира, то он воспринимался как некий постскриптум. Причем более значимый и яркий, чем основные события фестиваля. Каковы основания для такого утверждения? После московского вечера можно смело сказать, что ЛСО относится к числу тех профессионалов, которые способны качественно и вдохновенно сыграть практически любую программу. Игра коллектива запомнилась не зашкаливающими децибелами, а замечательными солистами. Выше всяких похвал первая флейта, трубы, эффектно сыгравшие знаменитые заключительные такты "Петрушки", медь, отлично строившая аккорды, но также прекрасно владеющая всеми оттенками пиано, что чрезвычайно важно для музыки Дебюсси. Естественно, отличные струнные, и отдельный комплимент группе контрабасов, нашедшей особый, рокочущий тембр во второй картине "Петрушки". Приятно отметить, что сейчас в составе оркестра много молодых лиц. Наверное, поэтому ЛСО легко освоил непривычного для себя Стравинского и играл с интересом и даже азартом. Различные ритмические "фокусы", которыми изобилует "Петрушка", завершавший концерт, множество заковыристых сольных моментов позволили ЛСО продемонстрировать своих роскошных солистов и идеальную дисциплину внутри групп. "Симфония в трех движениях" звучала на недавнем Пасхальном фестивале - тогда Гергиев управлял родным оркестром Мариинского театра. От того исполнения осталось впечатление легкой сумятицы. Зато теперь у ЛСО партитура обрела образцовую стройность, и в ней высветились некоторые прелюбопытные подробности. Например, сочетание во второй части чопорного старинного танца и чисто русского "волхования" подобно тому, что встречалось в "Весне священной". А монтажный принцип построения крайних частей и особенно калейдоскоп кратких танцевальных мотивов в финале перекидывали мостик к "Петрушке". Хотя музыка симфонии не стала менее эклектичной, но теперь стройность интерпретации и стильное звучание оркестра убеждали - вероятно, благодаря тому, что дирижер нашел время тщательно отрепетировать детали. Кстати, была найдена и удачная рассадка - духовики сели амфитеатром, что в известной мере компенсировало недостатки акустики Концертного зала имени Чайковского. Еще одной изюминкой вечера стали оркестровые транскрипции прелюдий Дебюсси, сделанные британцем Колином Мэтьюсом. Прозвучали три из 24 прелюдий, и ЛСО продемонстрировал, что может потягаться с любым французским оркестром по части изысканности красок, пластики и текучести движения. Кстати, ведь и Дебюсси был совсем не чужд английской культуре, увлекаясь прерафаэлитами, Уистлером, Берн-Джонсом. Вместе с гостями из Англии выступил наш бывший соотечественник, скрипач Вадим Репин, сыгравший Первый концерт Прокофьева. Тембр его Страдивари "Ruby" (1708), на котором играет Репин, идеально соответствует этой музыке Прокофьева: местами нежной и лиричной, в Скерцо - яростной и напористой, а в финале, где словно претворились образы поэзии любимого композитором Константина Бальмонта, - фантасмагоричной. Как и на Пасхальном фестивале-2006, Гергиев, аккомпанируя Репину, сознательно "убирает" оркестр на второй план и следует инициативе солиста. Где-то это на пользу ансамблю, но были фрагменты, когда оркестр оказывался чуть сзади, а ударник во второй части оба раза - ее потом бисировали - отнюдь не всегда "ловил" каверзные прокофьевские синкопы. Был и еще один бис - очаровательный номер из "Венецианского карнавала" Паганини, где Репин, попросив ЛСО подыграть пару аккордов пиццикато (на манер гитарного аккомпанемента), выдал каскады головоломных пассажей, флажолетов, двойных нот. Окажись Вадим на Конкурсе имени Чайковского, первая премия была бы точно его. Также в рубрике:
|