Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7585) 21 - 27 июня 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаПервые среди неравныхЮрий Темирканов и его ЗКР завершили Фестиваль оркестров мира Дмитрий МОРОЗОВ
Фестиваль оркестров мира не предполагает наград и распределений мест, но если бы таковые были, то очевидным и бесспорным победителем в этом году оказался бы знаменитый ЗКР (Заслуженный коллектив России, в обиходе именуемый попросту "заслугой") Санкт-Петербургской филармонии во главе с Юрием Темиркановым. Заключительный концерт с их участием и стал подлинной кульминацией фестиваля, продемонстрировав, что легендарный коллектив находится в отличной форме, а сам маэстро в нынешнем сезоне, похоже, переживает вторую молодость (достаточно вспомнить хотя бы прокофьевского "Ивана Грозного", сыгранного в январе под его управлением оркестром Большого театра). Главным событием вечера, безусловно, стало исполнение Второй симфонии Рахманинова. Потому что так называемый Сводный оркестр - это действительно событие скорее политическое (как говорил сам маэстро Темирканов в интервью нашей газете). Спору нет, те восемнадцать музыкантов из разных российских оркестров, что на шестнадцать минут влились в состав ЗКР, показали себя наилучшим образом, а Вариации и фуга на тему Пёрселла ("Путеводитель по оркестру для молодежи") Бриттена прозвучали ярко и зажигательно. Но все же не этот эпизод определил значение и уровень концерта. И не "Классическая" симфония Прокофьева, его открывавшая, на которой музыканты еще, как показалось, в значительной мере разыгрывались. А именно то, как прозвучал рахманиновский шедевр. Вторая, безусловно, не в пример стройнее по форме, нежели две другие симфонии Рахманинова, но это отнюдь не делает ее легкой для интерпретаторов. Нередко приходится наблюдать, как провисают те или иные эпизоды симфонии, а то и вовсе начинает распадаться музыкальное целое вследствие слишком "подробного" прочтения или, напротив, чересчур захлестывающих дирижера эмоций (о личностной недостаточности я уж и не говорю). В интерпретации же Темирканова были и соответствующий масштаб, позволяющий охватить целое словно с высоты птичьего полета, широта мелодического дыхания, эмоциональная свобода, однако в строгих рамках и без чрезмерной сентиментальности. И оркестр полностью отвечал заданному уровню, демонстрируя при этом исключительно высокое качество игры. ...Вообще-то говоря, весь нынешний московский концертный сезон с полным основанием мог бы называться фестивалем оркестров мира. Открыл этот необъявленный фестиваль в начале сентября Филармонический оркестр Ла Скала, а завершил буквально на днях Лондонский симфонический (не говоря о периодических наездах в столицу оркестра Мариинского театра, что стало уже традицией). Но главным событием несомненно стал приезд "самого из самых" - Венского филармонического. Таким образом, собственно Фестиваль оркестров мира оказался в не самом выгодном положении, ибо, за исключением темиркановского ЗКР, оркестров такого ранга, входящих в первую европейскую десятку, на нем не было. Даже Санта Чечилия по своему рейтингу попадает только во вторую десятку. Дрезденский же филармонический оркестр - при всех его достоинствах - даже среди оркестров самой Германии занимает далеко не самое видное место (в отличие, например, от дрезденской же Штаатскапеллы). Правда, как мы знаем, первоначально завершать фестиваль должна была Венская филармония, однако от ее участия отказались сами организаторы буквально за какой-то месяц до открытия. Как было объявлено официально, по финансовым причинам. Думается, впрочем, что причин на самом деле несколько. И первая из них заключается именно в том, что Венская филармония уже с триумфом выступила в Москве зимой, и это неизбежно ослабляло предполагаемый эффект от их вторичного приезда в российскую столицу всего несколько месяцев спустя. Кроме того, позволить Венской филармонии закрывать фестиваль непосредственно в День России было бы и как-то не совсем патриотично. Ведь Венская филармония вне конкуренции да и политический контекст настоятельно требовал, чтобы последнюю точку ставил именно российский оркестр соответствующего класса. Но, если смотреть в будущее, коллективов, способных не то чтобы выиграть, но хотя бы уж не проиграть состязание с лучшими европейскими или американскими оркестрами, у нас всего то раз-два и обчелся. Поэтому, увязав фестиваль с Днем России, организаторы обеспечили себе постоянную головную боль... Возвращаясь же к истории с отменой выступления венцев, надо заметить, что на самом деле она весьма показательна для сегодняшней московской ситуации, когда едва ли не каждый действует сам по себе, ни на кого и ни на что не оглядываясь. Потому что при конструктивном взаимодействии с Московской филармонией об их готовящемся приезде можно было узнать заранее и, соответственно, дабы избежать дублирования, вступить в переговоры с другим оркестром из первой тройки. Например, с амстердамским Консертгебау, который, кстати, в отличие от Венской или Берлинской филармоний в Москве не слышали очень давно. Конечно, чтобы заполучить оркестр высшей лиги, нужны весьма внушительные финансы, но не только. Столь же важно научиться планировать свои действия на несколько лет или уж для начала хотя бы даже на год вперед, без чего встроиться в их график вряд ли удастся. И это теперь один из первоочередных вопросов для московского фестиваля, коль скоро его и в самом деле намерены проводить ежегодно. Также в рубрике:
|