Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7585) 21 - 27 июня 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесКИРА КРЕЙЛИС-ПЕТРОВА: "Всю жизнь приходится играть старух"Беседу вела Светлана МАЗУРОВА На XV кинофестивале "Виват кино России!", проходившем недавно в Петербурге, актрисе Кире КРЕЙЛИС-ПЕТРОВОЙ вручили приз "Немеркнущая зрительская любовь". "Я обалдела!" - смеясь, сказала со сцены артистка. Коротко и ясно.
- Неужели никогда вам не вручали премий, Кира Александровна? - Сама лично ни разу не получала, мне всегда передавали их с оказией. Впервые так торжественно пригласили на сцену, да еще такой знаменитый артист - Игорь Ливанов - вручал мне приз. Кто-то из зала кричал: "Кира, Кира!" Приятно. Поэтому я и обалдела. "Смешная артистка", - говорят о ней. Слушать Киру Крейлис-Петрову, когда она что-то рассказывает, - одно удовольствие. Как смешит, как заразительно хохочет! И ремарки "смеется", "улыбается", "хохочет" можно использовать в каждом абзаце интервью. Удовольствие смотреть на нее, когда она играет, купаясь в своей роли. Даже свою фамилию обыгрывает: - Как только ее не коверкают, никто запомнить не может! "Прелесть Петрова", "Крейсер Петрова"... Был такой артист Рэм Лебедев, у нас в театре работал, он всегда пел мне: "Что тебе снится, "Крейсер Петрова"? В театре я просто Петрова, а в кино - Крейлис-Петрова. Я была Петровой, а мой муж - Крейлис. Мне не хотелось его обижать, вот я взяла и его фамилию. Когда мы на Сахалине поженились, пришли в милицию, милиционер мне и говорит: "А что это у тебя фамилия двойная? У нас только рецидивисты, уголовники с такими фамилиями". "Почему? - говорю. - А Корчагина-Александровская?" Но он не понял, о ком это я. Кстати, когда после окончания Школы-студии МХАТа Кира показывалась в Ленинграде режиссеру Игорю Владимирову, он ей сказал: "Лет через тридцать, это я тебе предсказываю, ты будешь второй Корчагиной-Александровской. Вот тогда и приходи". Ее называют непревзойденным мастером эпизода. И виртуозной исполнительницей бытовых ролей. И ярчайшим мастером гротеска, клоунады, эксцентрики.
- Где вам больше повезло с ролями - в кино или в театре? - По-настоящему нигде не повезло. Конечно, больше ролей (и больших по объему) я сыграла в театре. А в кино все играю эпизоды. Но что делать? Не пишут сценаристы! И раньше мало писали для немолодых актрис, теперь вообще не пишут. Нынче главные персонажи - бандиты, проститутки, их играют молоденькие мальчики и девочки. Я даже напрашивалась к Виктору Мережко: дайте сыграть у вас хотя бы старую бандитку. Однажды, когда не было у меня серьезной работы в театре, разозлилась и написала пьесу "Под звуки оркестра". Она шла у нас в Александринском театре. Там десять актрис было занято! Ну нет сейчас второго Островского! Это настолько мой автор, можно сказать, родной, я так чувствую и понимаю его! Мне довелось поиграть его пьесы в театре. И в кино сыграла Улиту в "Лесе" Владимира Мотыля. "Сосватал" меня туда однокурсник Игорь Кашинцев. Мотыль искал Улиту. Игорь сказал ему: "Кира Петрова - живая Улита!" Помню, вошла в комнату, Мотыль, увидев меня, сказал: "Все, утверждаю!" Без проб, сразу. Это моя роль, действительно. Но не повезло. Сделали замечательный фильм, очень красивый. Но почему-то положили на полку. Последнюю большую роль в нем сыграла Людмила Целиковская. Она возила в поезде из Москвы в Ленинград, где снимали картину, свои драгоценности и антикварную посуду для съемок. Стол в кадре накрывали белоснежной скатертью и ставили эту посуду дивной красоты, она так на солнце сверкала. Борис Плотников играл трагика. Там начал свою карьеру Стас Садальский, блестяще сыграв студента. Ролан Быков пробовался на роль Счастливцева в сцене с Улитой. Он совершенно не обращал внимания на меня, свою партнершу, играл один и все время режиссировал. И Мотыль взял другого актера на эту роль. Прекрасная страница моей жизни - "Окно в Париж" Юрия Мамина. Смотришь его сегодня и видишь, что с годами фильм становится интереснее, лучше, как хорошее вино. У меня там небольшая роль тещи (это моя судьба - небольшие роли!). Тогда я познакомилась с Ниной Усатовой. Мы жили в Париже в шикарной гостинице, снимались, отдыхали, гуляли по городу. Это было счастье. Мамин обещает, что скоро будет снимать продолжение - "Окно в Париж-2", мы все с нетерпением ждем, когда снова начнем вместе работать. Из новых работ мне понравился фильм "Полумгла" Артема Антонова. Режиссер интересный, хотя и дебютант. Сценарий прекрасный. Но фильм почему-то не пошел, хотя сразу же взял премии на кинофестивалях за границей. Я очень дорожу этой работой, потому что мне тут доверили не комедийную, а драматическую роль. Все, кто видел меня в этой картине, удивлялись. Еще одна моя "трагедия" - сериал "Прииск". Его почему-то задвинули. Незаслуженно. Показали первые серии, люди только поняли, кто есть кто, привыкли к героям, следом должны были пустить "Прииск-2", но он вдруг исчез. Обидно, Алексей Козлов - блестящий режиссер, сценарий интересный, и артисты играют талантливые. Я там наслаждалась, много чего придумала. Переделала себя в бабу Клёпу. В сценарии почему-то была баба Кира, совсем не деревенское имя. Она все ругалась с китайцем из-за своей козы, которая лезла к нему в огород и портила грядки. В одной сцене, когда мы почти до драки дошли, я, победоносно уходя, прикрепила к хвосту козы портрет Мао Цзэдуна.
- На фестивале "Виват кино России!" все лавры достались Эльдару Рязанову. Наверное, и вы мечтали сняться у него? - Это стопроцентно мой режиссер, так же, как Мамин, Микаэлян, Козлов. Но, к огромному сожалению, сняться у него мне не удалось. Когда вышла книга Владимира Войновича про солдата Чонкина, я ее с восторгом прочитала, так хохотала! Мне понравился эпизод, где Мотя, бабка, прибежала в магазин, скупила спички, мыло, а потом сообщила продавщице, что началась война. И вдруг однажды зять говорит мне, что Рязанов начинает съемки "Чонкина"! Я еще изумилась совпадению, надо же, моя мечта... "А вы письмо ему напишите", - посоветовал зять. Я послушалась, взяла фотографию, на которой мы с мужем, на руках у него сидит наш маленький внук, рядом собака, громадный дог. Не могла найти хороший снимок. И написала Эльдару Александровичу, что давно мечтаю поработать с ним, что есть такая роль и хотелось, чтобы попробовали меня на нее; нормальной фотокарточки у меня не нашлось, посылаю эту, я справа крайняя. То ли он мой юмор оценил (а где еще я могла быть - мужчина, ребенок, собака и женщина), то ли мое лицо подошло. Но пришел ответ: "Просим приехать на пробы". Я покупаю билет. И узнаю, что Ольга Волкова тоже едет - пробоваться на эту продавщицу, с которой у меня сцена. Садимся в поезд, открываем бутылочку коньяка. И она говорит мне: "Что ты робеешь? Надо радоваться жизни, ведь ты едешь к такому режиссеру!" Приехали, сделали пробы. Показали нам запись на мониторе. Скука смертная! Я, конечно, сразу оробела, сдалась. А Оля - нет: "Эльдар Александрович, дайте нам сыграть, как мы хотим!" Получилось великолепно. Но о своем решении Рязанов нам ничего не сказал. Уехала я в Ленинград расстроенная. Единственное, что обнадежило, так это слова Рязанова: "Улыбнитесь. У вас свои зубы?" - "Свои". - "Таких хороших зубов в деревне у пожилых людей не бывает." - "Если надо, я зуб выбью". - "Нет-нет. Выбивать не надо. Пойдемте к оператору". Выясняли, если покрасить мои зубы, будет ли это заметно на большом экране. У меня в результате появилась какая-то надежда. Но долго не было никаких известий. И вот, наконец, звонок: "Вас утвердили". И Ольгу - тоже. А потом все рухнуло. Фильм снимать не стали. Англичане хотели, чтобы Чонкина играл Михаил Барышников, а наши на эту роль хотели Владимира Стеклова. Так я "погорела". Сейчас на кинофестивале "Виват кино России!" подошла к Рязанову: "Эльдар Александрович, помните меня?" - "Помню". Прошло лет 17...
- В родном Александринском театре вы совсем мало играете. Помню вас в пьесах Островского, в роли свахи в спектакле "Женитьба" Гоголя. А недавно увидела в этой же роли в Театре "Приют комедианта". - Все мои спектакли в Александринке закрыли. Новый художественный руководитель Валерий Фокин занял меня в своей первой постановке - "Ревизоре". Я там - жена Ляпкина-Тяпкина. В следующих постановках Валерия Владимировича - "Двойник", "Живой труп" - мне, действительно, делать нечего. Сейчас мы репетируем "Женитьбу" Гоголя. Фокин там всех поменял, из старой команды я, пожалуй, единственная. Женихи теперь все молодые и, кстати, очень приятные, симпатичные в отличие от старого спектакля в постановке Александра Галибина. В этом раскладе я самая старая. По-моему, может получиться интересный спектакль. Там есть свои сюрпризы. Теперь мне досталась роль Арины Пантелеймоновны. По объему в три раза меньше, но новое всегда играть интересно. Сначала я радовалась, что не получила роль свахи (сколько можно ее играть?), но когда увидела, как интересно репетирует Фокин, какие у него там неожиданные повороты... Мне захотелось сыграть по-новому, но, увы! А в "Приюте комедианта" вместе с Андреем Краско мы играли "Москва - Петушки" Венечки Ерофеева. Безумно жалко Андрея. Мы как родные были. С ним и играть интересно было, и общаться - одно счастье, такой простой и милый человек. В жизни совершенно не был похож на артиста. Мне это очень нравится в людях. В Театре музыкальной комедии занята я в спектакле "Судьба-индейка", играю опять же небольшую роль, пою и танцую. Безумно люблю музыку и мечтаю о мюзикле, о большой роли в музыкальном спектакле, какие были у Богдановой-Чесноковой. Недавно с болью смотрела по телевизору "Свадьбу в Малиновке". Надо же, я ведь была молодая, могла сыграть Трындычиху. Меня на эту роль пробовали. Но пришла Зоя Федорова, и меня потихоньку отодвинули. Она была звездой, я же - никто. Так в кино и театре бывает сплошь и рядом. Поэтому я никак не могу сыграть свою главную в жизни роль. Все рядышком она... Никогда не мечтала сыграть, например, Вассу Железнову. Даже если играю злую героиню, все равно - с юмором. Однажды меня ввели в антрепризу "Голубки" вместо Светланы Крючковой. Кстати, мне тогда даже приз "За лучший ввод" на фестивале присудили. Роль старой американской проститутки Урсулы - моя, но "на сопротивление", трудно мне далась. Света ее играла блестяще, лихо, этакой фашисткой, а я - с юмором. Еще в институте мне приходилось играть всех старух. В дипломном спектакле досталась Коробочка, режиссером был Алексей Грибов, он нас выпускал. Потом я подыгрывала этот отрывок Игорю Кашинцеву (Чичикову) на показе в Театре Советской Армии. Мне сказали: "Берем тебя. Только жилье подыщи". Но я ленинградка, Москву не люблю.
- Знаю, что у вас есть любимый спектакль "Любовь - не картошка, не выбросишь в окошко". - О-о, эта антреприза - подарок судьбы. Мы с ней по всей России четыре года ездим, в некоторых городах по два-три раза уже были, всюду она имеет огромный успех. И когда несколько дней не играю свою бабку, тоскую по ней, как по живому человеку. Я в этой роли настолько "в зерне", по выражению Станиславского, что могу импровизировать сколько угодно, говорить километры текста. Эту же роль я сыграла в фильме "Именины". Команда там другая, и поэтому фильм и спектакль - совершенно разные.
- Как-то вы сказали, что сильно зависите от публики. - Еще как! Когда я в 16 лет объявила приемной комиссии, что буду читать басню "Ворона и лисица", их чуть не стошнило: все абитуриенты ее читают! Но после первых строчек раздался хохот - я расцвела и уже могла все! И меня приняли. Именно тогда из Ленинграда в Москву ушла телеграмма: "Везем жемчужину смеха". Девушки-красавицы расстроились, никто не понимал, за что меня взяли. Как на какое-то чудо смотрели. Когда я выхожу на сцену, начинаю работать и чувствую, что из зала ко мне идут флюиды тепла, любовь (та самая, немеркнущая, о которой написано на призе фестиваля "Виват кино России!", он в форме большого сердца), я открываюсь, могу всю душу выложить. И зрители уже мои до конца спектакля. Народ у нас удивительный, надо сказать. До сих пор люди говорят, что помнят меня в фильме "Влюблен по собственному желанию". Сколько лет прошло, я сама-то уже ничего не помню! Да и эпизод у меня там махонький. Еще один невероятный факт. Куда бы мы со спектаклем "Картошка" ни приехали, повсюду люди напоминают мне, как я сыграла бабку с кошками в "Ментах", которая "Китикэт" ела. Это была серия "Напиток для настоящих мужчин" в "Улицах разбитых фонарей".
- А как вам работается с нынешними молодыми телезвездами? - Вы имеете в виду "оперов", "ментов"? Хорошие ребята. Прекрасный артист, яркий, талантливый, характерный, моей группы крови Дима Нагиев. Он пригласил меня в свой сериал "Осторожно, Задов!". Я и не думала, что попаду в компанию таких прекрасных звезд. Была польщена. Я актриса гротескная, люблю играть "на грани" и давно мечтала поработать на полную катушку. В театре меня все время "бьют" за это, заставляют сдерживаться, стараются унять мой темперамент. А тут делай что хочешь. Ну уж я и отыгралась!
- В вас столько энергии, молодежь удивляется, как вы легки на подъем, с удовольствием едете со своей "Картошкой" хоть в Сибирь, хоть на Дальний Восток. - Куда угодно! Дома сижу: там болит, тут ноет. Собираемся на гастроли - перестает болеть все! Только бы работать и работать. Господа сценаристы и режиссеры, подарите мне хорошую роль! Также в рубрике:
|