Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7586) 28 июня - 4 июля 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ММКФЛица Московского кинофестиваляСветлана ХОХРЯКОВА
Наш "сербский брат" Кустурица и кино снимает, и клубнику отжимаетЗа сутки до открытия ММКФ в Москву прилетел знаменитый режиссер Эмир Кустурица, обладатель двух "Золотых пальмовых ветвей" Канна (это редкость), который не так давно и в Москве был отмечен призом за вклад в мировой кинематограф. И теперь его новой картиной "Завет" открывался наш фестиваль. Проходит также ретроспектива фильмов Кустурицы, в которой представлены "Отец в командировке", "Время цыган", "Андеграунд", "Помнишь ли, Долли Белл?". На торжественной церемонии, еще до показа собственной картины, он вручил призы за вклад в мировое искусство Татьяне Самойловой и Алексею Баталову - исполнителям главных ролей в картине "Летят журавли" Михаила Калатозова, которой, собственно, и была посвящена вся церемония открытия. Вручению предшествовал парный конферанс с Никитой Михалковым. Два режиссера поочередно и прилюдно объяснялись в любви друг другу. А несколькими часами раньше Эмир Кустурица встречался с журналистами, и его похвалам не было конца. По словам Кустурицы, только он сам да Михалков - единственные славяне, на фильмы которых европейцы могут покупать билеты, но это уже не самая хорошая ситуация для кино.Кустурица появился на церемонии открытия в костюме, дарованном Михалковым, о чем нам сам и доложил. Наш сербский брат (определение Михалкова), хотя Кустурица боснийского происхождения, говорил о душевной щедрости Никиты Сергеевича, подкрепленной на сей раз щедротами материального порядка. Михалков объяснился: "Он приехал так, как ездит по миру, как бомж, в военной форме. Цыгане есть цыгане". Кустурица действительно вечно появляется с косматой головой (иначе не скажешь), одетый с экстравагантной простотой. Правда, пару лет назад Каннский фестиваль, где он председательствовал в жюри, и весьма успешно, укротил его сообразно требованиям этикета. И Кустурица появлялся в черном, в бабочке, но с привычно растрепанной головой. Зато "жюрил" справедливо. Кстати, и наш Никита Сергеевич тоже весьма экзотичен, все никак не расстанется со своей капитанской фуражкой, разве что ради церемонии открытия ее снял. Кустурица весь краткий срок своего пребывания в Москве, а он торопился в Париж, где у него премьера в Опере Гарнье, неутомимо говорил о "Рабе любви", на которой постигал уроки режиссерского мастерства Михалкова, будучи с ним лично не знаком. В ту пору он учился в Пражской киношколе. Теперь Кустурица - единственный из присутствовавших на церемонии открытия - видел новый фильм Михалкова "12 разгневанных мужчин" и назвал его сильной притчей о чеченской проблеме. "Я приехал на родину своих учителей - Достоевского и Чехова. Смотрел на Москву и думал о том, что ее построил какой-то пьяный кондитер. Я бы даже снял фильм о ее куполах. Я вообще хотел бы снимать в России. И тут не помешает мое плохое знание русского языка. Диалог в кино не самое важное, куда важнее пространство". Проект в России вполне реален и даже вероятен, но об этом Кустурица пока не хочет говорить ничего конкретного. В его планах - и фильм о мексиканской революции, о том, как в ее штаб приносят гильотину. "Когда я учился в Пражской киношколе, то своих идолов в кино находил в русском кинематографе. Мой фильм "Завет" - поклон Александру Довженко. Нынешнее кино по тому, как оно производится, похоже на производство одеколона. То, как меня учили снимать мои учителя, забыто. Грани так размыты, что невозможно даже понять, что такое кино сегодня. Нынешнее киноискусство - либо потеря времени, либо вклад в улучшение человечества, а режиссер в таком случае - терапевт. Но если сам буду продолжать в том же духе, в конце концов превращусь в психиатра. Я слышал, что семьдесят процентов эпилептиков лучше себя чувствуют, слушая Моцарта. Я, конечно, не Моцарт, скорее Мусоргский. Путь свой в искусстве, карьеру я специально не выстраивал, шел интуитивно. Не во власти человека решать, будет ли он великим, или останется маленьким. Фильм "Андеграунд" связан с периодом моего подъема. Сегодня кино все больше приобретает признаки модной тенденции, нежели искусства. Мировые фестивали похожи на фэшн-шоу: зимняя коллекция, летняя коллекция. И если раньше они выполняли функцию защиты авторского пространства, то теперь этого нет. Двадцать лет Антониони уже никто не удержит на плаву. И собственные десять лет на плаву оцениваю как успех. Сам я люблю смотреть картины Китано, Имоу, Джармуша - всех тех, кто снимает кино, какое я снять не могу. Если кино сведется к модному шоу, летним и зимним коллекциям, то нам не придется смотреть фильмы Сокурова, Звягинцева, Джармуша и Михалкова". Фильм Кустурицы "Завет", которым закрывался конкурсный показ 60-го Каннского кинофестиваля и открылся ММКФ, рассказывает, по словам самого режиссера, о запущенном сербском селе, где дед дает юному еще внуку наказ поехать в город, продать корову, купить икону и найти жену. "Это сказка, только жанр сказки может сегодня подсказать выход из положения. Мы должны выполнять свои обещания. А что делать с теми, что давали мы в прошлом, тому или иному режиму в том числе? Пожалуй, следует жить с этими обещаниями в компромиссе. В мозгу человека много хранилищ, куда мы можем поместить все наши иллюзии и обещания. Роль мальчика в картине сыграл Урос Милованович. Его нашел реквизитор фильма. У него не было какого-то мощного актерского таланта, но когда он попал в мое магнитное поле, то начал играть. У меня есть свои наркотики, свои способы обмана. В Сербии фильм еще не показывали. Финальный титр "хеппи-энд" означает возможность группового катарсиса. Сама его идея - своего рода рекомендация, как люди могут искать не глобальным образом счастливый финал. Вы, наверное, заметили, что всех плохих героев мы поубивали по ходу фильма. Это необходимо в кино. Люди в Сербии сегодня распяты между архетипом и поиском нового. В реальной жизни хеппи-энда не существует. В сербских горах я построил деревню из дерева. Там мы и живем. Сами все выращиваем и производим. Вырабатываем клубничный сок. Соки у меня вообще отличные. А для того чтобы они продавались в России, нужно найти дистрибьютора. Но это уже вопросы бизнеса. Деревню я построил потому, что не хватало мне демократии. В моем селе начальник выбирает жителей - добрых, красивых, возвышенных. Не так, как это принято, когда мэра выбирает население. Все наоборот и где-то между парадоксами Хармса и рассказами Чехова. Меня не раз уже спрашивали о том, не хочу ли я снять о своей деревне фильм. Я вам скажу, что трудно сделать кино о столь красивой вещи. Хотя две свои последние картины я снимал именно там, "Завет" - буквально в трех километрах от моей деревни". Парализующий газ Франсуа Озона
Знаменитый французский режиссер Франсуа Озон посетил ММКФ в самом его начале, представил свой новый фильм "Ангел", который впервые мы увидели на Берлинском кинофестивале и где он встречен был довольно сдержанно жюри, чего не скажешь о публике и части критики. Многие российские журналисты, увидевшие воочию Озона впервые, были удивлены его юным видом, хотя режиссеру уже за сорок. Соответственно, понеслись вопросы о любви, о женском идеале (это ему - певцу гей-культуры). Кто-то даже спросил, кого он любит в данный момент. Растерянно улыбаясь, но все-таки скрывая свое удивление, Озон вопросы о личном пресек. Однако сказал, что любовь необязательно носит сексуальный характер, скорее, эстетский, всегда необходимо кем-то любоваться. В целом же встреча с российскими журналистами вызвала у Франсуа Озона ощущение, что он на приеме у психоаналитика - слишком много личного и предполагающего известную долю исповедальности потребовали на ММКФ от него. Потом принялись попрекать отходом от радикальности в искусстве в сторону мейнстрима, помахивая, как знаменем, тем же "Ангелом". Озон отшутился, сказав, что стареет. Кстати, примерно о том же самом спрашивали у Кустурицы. Почему-де он раньше шел в гору, а теперь шествует по ровному плато. А тот ответил, что вообще идет с горы, старость-то не за горами. Но если отбросить шутки, Озон считает, что фильмы - результат того, каков режиссер в тот или иной момент жизни. Сам же он, скорее, вуайерист, нежели эксгибиционист, предпочитает подсматривать. "Ангел" для него - своего рода лечение от противного, способ показать, куда не надо идти, иначе верный путь - к деградации. Озон французским актрисам предпочитает британских, поскольку первые быстро становятся дивами, примадоннами, а английские не позволяют себе и на вершине славы капризничать, опаздывать на съемочную площадку, всегда знают текст и готовы к работе. Русские актрисы ему вовсе не известны. В романе Элизабетт Тейлор, который лежит в основе "Ангела", героиня - карлица и лесбиянка. И Озон, по его собственным словам, захотел зрителя соблазнить, а потому сделал героиню не отвратительной, а привлекательной. Кино ведь основывается на зрительской привлекательности - в этом он убежден. Ангел (Энджел, ее роль сыграла британская актриса Ромола Гараи) - героиня фильма - автор бестселлеров, быстро приобретшая славу, живет в выдуманном мире, на облаке, но для творца это прямой путь к разрушению. Даже премии и награды, уверен Озон, хоть и соблазнительны, но действуют как парализующий газ. "Получив все премии, человек перестает развиваться. Не впасть в эйфорию - иначе наступит смерть для творца - это главное. Именно по этой причине после своего фильма "8 женщин", я решил снять нечто совершенно иное". Слухи о том, что на съемочной площадке он монстр и деспот, сам Озон не развенчал, сказал, что внешняя мягкость - всего лишь иллюзия. Джозеф Файнс: "Брат-2 и его русский "Дух""
Джозеф Файнс - актер Королевского Шекспировского театра, более всего известный у нас по заглавной роли в фильме "Влюбленный Шекспир" и как брат "английского пациента" и "Онегина" Рейфа Файнса. Он приехал в Москву на фестиваль представлять свой короткометражный дебютный фильм "Дух", снятый в России, и картину Билле Аугуста "Прощай, Бафана!", где у него роль тюремщика Нельсона Манделы. Кстати, в картине "Враг у ворот" Джозеф Файнс сыграл комиссара Данилова, что лишний раз говорит нам о том, насколько все семейство Файнс связано с Россией. На ММКФ, как было сказано, состоялась мировая премьера "Духа". В прилагаемом синопсисе это произведение называется фильмом о скорби и страдании. В лесу в развалившемся деревянном доме живет Алексей. Неожиданно его посещает брат Сергей, зовет уехать в город. Выясняется по ходу дела, что семья Алексея - жена и сын - погибли во время неких военных действий, но дом для него по-прежнему именно здесь, в этом замызганном строении. Потом появляются охотники, и Алексей бросается на защиту того, что здесь означает дух леса и, видимо, как-то связано с "загадочной русской душой". Далее раскрывается некая тайна. Все это, конечно, слова, слова, слова. А увидели мы нечто странно-непонятное и беспомощное, похожее на пробы студентов первых курсов киновузов. Даже было неловко потом, ведь вышла представлять эту двадцатиминутную картину многолюдная делегация во главе с Файнсом (в проекте задействована и русская сторона). И совсем уж смешно было слышать признания дебютанта о том, что его "Дух" соединил влияние лучших режиссеров мира, с которыми ему довелось работать. Назывались "Иваново детство" Тарковского, "Декалог" Кесьлевского. В ближайшее время Джозеф Файнс исполнит роль композитора Антонио Вивальди в одноименном фильме и, возможно, заглавную роль в новой киноверсии "Доктора Живаго". Наверняка эти опыты окажутся куда значительнее. Также в рубрике:
|