Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7586) 28 июня - 4 июля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

МИРА НАИР: "Моя твердь внутри"

Подготовила Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото Рейтер


М.Наир

Фильм индийского режиссера Миры НАИР "Тезки" с успехом прокатывается по всему миру, скоро состоится и российская премьера. Картина рассказывает о проблемах одной семьи индусов, отправившейся в США в поисках удобного места под солнцем. Немецкие медиа сделали фильму хороший пиар. Мира Наир пришлась берлинцам по душе, еще когда она возглавляла в 2002 году Берлинский кинофестиваль. "Spiegel-on-line" предложил читателям любопытное интервью с режиссером, которое мы приводим здесь с минимумом сокращений.

    

- Ваш фильм "Тезки" (тезками оказываются сын главных героев и русский писатель Николай Гоголь) рассказывает об индийских эмигрантах в США. Когда-то вы сами девятнадцатилетней девушкой приехали туда из Калькутты. Существует ли какая-то разница в менталитете эмигрантов старшего поколения и их детей? Поделитесь опытом.

- Разница колоссальная. Старшее поколение эмигрантов из Индии чувствует себя укорененными в родной культуре. Мыслями они живут в Индии, а эмиграцию долгое время воспринимают как что-то временное или как испытание человека на прочность - своеобразную часть жизненного пути. Они втайне лелеют мысль, что можно вернуться, если на чужбине станет совсем не по себе. Дети же, родившиеся в Штатах, не имеют за душой никакого другого адреса, чтобы соединить его с понятием географической или культурной родины. Иногда дети полагают, как это происходит в "Тезках", что они обязаны отрицать все индийское, чтобы почувствовать себя американцами. И в этом смысле жизнь младшего поколения мне представляется гораздо более сложной и драматичной, так как родители всего лишь сменили адрес, а дети потеряли культурную идентичность.

ДОСЬЕ

Мира Наир родилась в 1957 году в индийской Ориссе. Окончила католическую школу, затем изучала социологию в университете Дели. В 19 лет она получала стипендию для учебы в США. Через три года сняла свой первый фильм "Уличный дневник Джамы Масджид", который был удостоен специальной премии на американском кинофестивале в 1985 году. Всемирное признание пришло к Мире Наир в 1988-м, когда она сняла фильм "Салам, Бомбей!". Эту работу отметили на кинофестивалях в Канне, Венеции, Монреале и Сан-Паулу. За "Свадьбу в сезон дождей" в 2001 году она была удостоена Золотого венецианского Льва. В настоящий момент живет в Нью-Йорке. Преподает в Колумбийском университете, также читает лекции в университетах Дели и Кампалу (столица Уганды). Среди самых известных фильмов режиссера - "Миссисипская Масала" (1991), "Камасутра" (1996), "Ярмарка тщеславия" (2004).

    

- Это ваши личные эмоции?

- Да нет. Я приехала в США студенткой, без мысли эмигрировать. Основную часть своих фильмов я сняла в Индии. Я не отрывалась от традиции. Уехала для того, чтобы посмотреть на ту же Индию издалека, обозреть все ее культурное пространство в целом. История о тезках предоставила мне возможность параллельно снимать Калькутту и Нью-Йорк. Мосты через Гудзон и мосты через Ганг. Публика должна на мгновение забыть о географии. Я попробовала вывести некое универсальное состояние человека, живущего между двумя культурами и традициями.

    

- А как насчет поисков себя в персонажах. Разве ваш Гоголь из "Тезок" не похож на вас?

- Как к эмигрантке я не отношусь к себе иначе, чем мой Гоголь к себе, он в итоге возвращается на родину. У меня все еще действует индийский паспорт. Наиболее плодотворно я работаю в Индии. Убеждена, что на самом деле культурные корни не рвутся. Но такая укорененность в индийской традиции не препятствует ни путешествиям, ни привязанности к какой-то другой традиции. Моя твердь внутри, и я могу с ней летать с континента на континент.

    

- Влияют ли бытовые перипетии вашей жизни на то, что вы снимаете?

- Отчасти. Я снимаю фильмы, которые отражают то, что лично занимает меня. Это может быть смерть, бракосочетание кого-то из членов моей семьи или собственное материнство. Но чаще меня волнуют вещи не из моей жизни. В данный момент я нахожусь под влиянием истории Ближнего Востока. Война в Ираке не идет у меня из головы. Думаю снять кино об этом. Посмотреть в глаза иракским матерям, которые во имя демократии потеряли свой дом. Хочу попробовать соединить съемку тотального разрушения с довоенными кадрами процветания страны. Дать образ родины глазами ее жителей. Больше ничего не скажу, так как это только проекты.

    

- Как обстоит дело с документальным кино или на него больше не хватает времени? Помнится, когда-то вы собирались делать кино о битлах.

- Осенью фильм будет готов.

    

- Расскажите подробности?

- Многие меломаны помнят о том, что "The Beatles" пробыли восемь недель в Индии в 1968 году. Это был знаковый год - Вьетнам полыхал. За два месяца музыканты написали самые важные песни для альбомов "Abbey Road" и "White Album". В моем документальном фильме я задаюсь вопросом об источнике их креативности. Что явилось источником вдохновения? Как это связано с Индией?

    

- Вас когда-нибудь вдохновляло болливудское кино? Как специалист, объясните, почему оно так популярно в мире?

- Нет, это не мое кино. Поэтому как режиссер я и работаю в Штатах. Но как зритель я иногда получаю удовольствие от просмотра. Эти фильмы дают возможность бегства из будней. В мире болливудского кино все чрезмерно искусственно - чувства, танцы, эмоции, декорации. Какая-нибудь нереальная поездка, которая начинается в индийском дворце, а заканчивается в швейцарских Альпах. Если не воспринимать все это всерьез, то болливудская продукция ничуть не хуже любой другой.

    

- Иногда ваши фильмы упрекают в одержимости гармоничностью. А как бы сами описали фильмы Миры Наир?

- Так выглядит со стороны. За гармонией я лично не гонюсь. Я как голос режиссера появляюсь в фильмах, когда замечаю несправедливость, жестокость и зло. Но справляюсь с дисгармонией жизни не только методами, известными из западного кино. Люблю, чтобы мои фильмы смешили, но не комическими положениями, а как бы цирком самой жизни. Убеждена, что комическое и трагическое - соединением коих начал и является мелодрама, в жанре которой я работаю, - сами по себе могут волновать и занимать зрителя.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;