Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7595) 30 августа - 5 сентября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаНестандартные стандартыТретий джазовый фестиваль в "Союзе композиторов" Ирина СЕВЕРИНА
В разгар "мертвого сезона" московский клуб "Союз композиторов" выдал уже третий по счету в нынешнем году одноименный международный джазовый фестиваль. Хотя, по сравнению с предыдущим, он был менее масштабен и более рассредоточен во времени. Первоначально предполагалось пригласить четырех американских хедлайнеров - вокалистку Тифани Моник, контрабасиста Бастера Уильямса, саксофониста Джошуа Редмана и клавишника Роба Маллинза, но последний, к сожалению, не смог приехать. Американский джазовый десант высадился в Москве как раз вовремя: в этом году мы отмечаем 200-летие дипломатических отношений между Россией и родиной джаза, США. Тифани Моник представляет чикагскую школу; как сказал перед началом ее выступления художественный руководитель фестиваля и арт-директор клуба Олег Киреев, она одна из лучших в Чикаго на сегодняшний день. Моник пела с российскими музыкантами: гитаристом Павлом Чекмаковским, бас-гитаристом Виктором Матюхиным, барабанщиком Ильдаром Нафиговым и пианистом Алексеем Подымкиным. Было много джазовых стандартов - даже такие известные, как "Караван" Хуана Тизола - Дюка Эллингтона или "Summertime" Джорджа Гершвина. Свое мастерское владение скэтом (напомню, что это вокально-слоговая импровизация в джазе) Тифани Моник продемонстрировала в "Straight no chaser" Телониуса Монка. Как известно, петь бибоп могут далеко не все джазовые вокалисты из-за технических трудностей исполнения - этот стиль прежде всего инструментальный. Возможно, поэтому, когда Тифани пела головокружительные хроматические пассажи, она еще и синхронно играла пальцами по воздуху, как бы нажимая на воображаемые клапаны саксофона. Голосу Тифани Моник свойственны тонкие градации и изменения тембра - от полнокровного контральто до почти шепота. Она любит исполнять джазовую классику, но не меньше любит и современную популярную песню, босанову, песни в стиле соул и лирический блюз, так что программа была стилистически разношерстной. Контрабасист Бастер Уильямс считается одним из самых талантливых и тонких аккомпаниаторов в джазе. За свою долгую карьеру он успел поработать с Четом Бейкером, Каунтом Бэйси, Херби Хэнкоком, Чиком Кориа, Майлзом Дэйвисом, Сарой Воэн, Сонни Роллинзом - всех не перечислить. Теперь же приехал в Москву в качестве лидера своего коллектива (также в его составе - Маркус Стриклэнд на саксофоне, Денни Гризетт на фортепиано и Ленни Уайт на барабанах). У самого Бастера Уильямса особый контрабас с обрезанной нижней частью корпуса - чтобы проще было путешествовать по миру. Квартет Уильямса показал программу под названием "Something more". Музыканты выступали в клубе "Союз композиторов" в течение трех дней, и все три дня зал был переполнен. Казалось бы, они играли те же самые мелодии, но музыка каждый раз была другой, поскольку основывалась прежде всего на импровизации. Сначала звучала та или иная тема - в основном это была авторская музыка Бастера Уильямса; единственный джазовый стандарт, который сыграли музыканты, - "Epistrophy" Телониуса Монка. Но самое интересное начиналось в развернутых импровизациях, которые без всяких скидок на восприятие среднестатистического слушателя занимали большую часть времени в традиционной джазовой схеме "тема - импровизация - тема". Создавалось такое впечатление, что квартет Уильямса находил единственно правильный и удивительно логичный путь импровизации, хотя понятно, что этот путь всегда иной. При этом техника исполнения тоже была на высоте, особенно у лидера: Бастер Уильямс неоднократно позволял себе баловаться флажолетами, не говоря уже о совершенстве привычной контрабасовой техники. Пожалуй, только игра барабанщика Ленни Уайта вызывала некоторые сомнения: его мощный и простоватый стиль временами перекрывал по громкости рафинированные ухищрения его коллег. Саксофонист Джошуа Редман приехал со своим трио, в которое, помимо него самого, входят басист Ройбен Ревик и барабанщик Антонио Санчес. Джошуа еще относительно молод - ему 38 лет, но он уже занял определенную нишу в истории джаза и давно известен за пределами родины. Джошуа Редман был строг с московской публикой: ведущий концерта, джазовый критик Михаил Митропольский, передал просьбу музыканта - не шуметь, не разговаривать, не снимать со вспышкой. Вероятно, Редман забыл попросить отключить мобильные телефоны, считая это само собой разумеющимся, а зря: ближе к концу концерта звонки мобильников навязчиво звучали в контрапункте с его импровизациями. Надо отдать ему должное - он не растерялся и артистично обыграл ситуацию, включив морзянку одного из них в свою мелодию. Основу программы составили оригинальные композиции с последнего альбома Джошуа Редмана "Back East". Альбом этот далек от мейнстрима, даже в современном понимании. В одной из композиций Редман сыграл импровизированное соло не на основном своем инструменте - тенор-саксофоне, а на сопрано, и оно звучало как какой-нибудь наигрыш на народном духовом инструменте. Это был высококлассный модальный джаз в ориентальном духе. Кстати, в свое время Джошуа Редман специально изучал индийский и индонезийский фольклор в Центре всемирной музыки в своем родном городе Беркли; его отец, известный саксофонист и кларнетист Дьюи Редман, тоже увлекался этнической музыкой Востока. Так что название альбома - "Back East" - не случайно. Была в программе и почти композиторская камерная пьеса в стандартной тональности, в конце которой, впрочем, Джошуа Редман играл на саксофоне очень даже нестандартно, выдувая сразу два звука в одновременности. Это эффект так называемых мультифоников, вообще редко используемый в джазе и входящий, скорее, в арсенал композиторов-авангардистов или же самых экстремальных фри-джазовых музыкантов. Были в выступлении Редмана и другие признаки авангарда и фри-джаза, чем в особенности знаменит его отец. Также в рубрике:
|