Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7595) 30 августа - 5 сентября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираКласс мастераЗакончились трехнедельные гастроли Большого театра в Лондоне Екатерина БЕЛЯЕВА
Мне удалось посмотреть третий, заключительный и самый ответственный блок гастролей. Ответственный, потому что открывал его тройник, составленный из премьерных одноактовок прошедшего сезона Большого театра, а предъявлять премьеры капризной лондонской публике и требовательной критике всегда рискованно. Особенно трудно угодить новинками после демонстрации беспроигрышных московских спектаклей, таких как "Дон Кихот", "Спартак" и "Баядерка". Первым в триптихе шел "Класс-концерт" Асафа Мессерера, бережно восстановленный его племянником Михаилом Мессерером. Хотя восстановление не совсем подходящее слово для "Класс-концерта". В основе оба Мессерера - талантливые учителя, продлившие свою судьбу артистов в многочисленных учениках, среди которых сплошь знаменитости. "Класс Мессерера" - понятие почти мифологическое для московского балета. В советское время оно означало что-то вроде кузницы балетных кадров уровня Владимира Васильева. Затем эстафета перешла к школе. Еще совсем недавно в МГАХ работал Игорь Уксусников, который передавал своим ученикам азы "класса Мессерера", и всех входящих с экскурсионными целями в Московское училище направляли в этот класс, где, по преданию, с незапамятных времен куются будущие звезды балета. Конечно, это был авторский класс Уксусникова, коньком которого был дуэтный танец и поддержки, но он позаимствовал у Асафа Мессерера театральную форму урока и строго ей следовал. Посещения этого ретрокласса в МГАХ оставляло неизгладимое впечатление. Словно неведомая машина времени переносила тебя в золотые 60-е, миф прошлого на миг становился осязаемым. Сейчас понятие "класс Мессерера" несколько видоизменилось, вышло за рамки Москвы, но означает вещь вполне конкретную. Михаил Мессерер, давно уехавший на Запад и именно там попробовавший себя в качестве педагога, весьма преуспел в этом трудном ремесле. Ему помогло многое - память об уроках дяди, полученных в Москве, постоянные советы мамы - великой балерины и педагога Суламифи Мессерер, и целый мир вокруг - возможность видеть спектакли Фредерика Аштона, Джона Кранко, Кеннета МакМиллана, Джона Ноймайера и море всего другого. Мессерер синтезировал старое знакомое и новое увиденное, в результате получился обновленный, отвечающий современный стандартам класс, полный тем не менее элементов московского ретро и, конечно, по-мессереровски театральный (если вкратце объяснять суть урока Михаила Мессерера, то стоит отметить, что в отличие от других классов, где порядок движений определяется нагрузкой на разные группы мышц, в классе Мессерера тщательно отрабатывается одна сложная связка движений, и в процессе построения композиции очень театрально с препарасьонами шлифуется каждое па и пор де бра). Свои уроки Михаил Мессерер дает по всему миру, востребованность у него очень высокая. Странно и обидно одновременно, что в Большой Мессерер вернулся после того, как отработал больше двадцати лет как педагог в других труппах. С другой стороны, хорошо, что он застал труппу Большого преображенной, благодаря креативному руководству открытой новому, умеющей танцевать разные стили. Напомнить таким продвинутым артистам о славном прошлом Большого и одновременно дать ювелирную огранку их сегодняшним возможностям в классике ему было почетно и приятно. Так что о реконструкции "Класс-концерта" в формате 60-х не могло быть и речи. И функция у нового спектакля чуть-чуть другая - в закрытом государстве 60-х или 70-х все, что создавалось в балете, было интровертным, завернутым на самом себе, но как бы ни славились экспортные качества товара, сейчас все перевернулось, и взгляд со стороны стал важнее домашних радостей. "Класс-концерт" 2007 года в Большом - это самая выразительная и торжественная демонстрация сил труппы XXI века. Лондонская публика замерла, когда увидела, что разудалые артисты, которые вчера весело танцевали "Дон Кихота" кто на каблуках, а кто в балетках, сегодня полны торжественности и сосредоточенности на чистой классике. Большой театр, который предъявили публике Мессерер и Игорь Чапурин (дизайнер спектакля), - это не белокаменный храм, в котором танцевала Галина Уланова, это современный театр-трансформер, театр с открытыми возможностями. Нет ни традиционных белых пачек, как было у Ландера и в старом "Класс-концерте", ни пережитков эпохи - тюлевых занавесов, рассеянный свет дополняет спартанский дизайн, исполненный в витальных зеленовато-синих тонах. Но иллюзия пачки возникает на сцене, когда балерины раскручиваются на вращении - трикотажная юбочка трансформируется в высокую красивую пачку-цветок. Задник темный, стеклянный - как витрина роскошного магазина, который только готовится к открытию, а танцы на его фоне выглядят блистательной и успешной рекламной акцией. За два вечера, в которые шел спектакль, зрители увидели всю мощь Большого. В первом спектакле на вершине балетной пирамиды стояла лирическая балерина Светлана Захарова, во втором (Светлану освободили, так как она готовилась к "Корсару" через день) ее партию разделили между тремя другими балеринами, и пирамида с балериной-идолом во главе трансформировалась в грандиозный парад прима-балерин: Мария Александрова блеснула фуэте (в отличие от лирического, кружевного фуэте Захаровой, Мария предпочитает темповое фуэте, выстреливающее как салют), не забыв о своем первом выходе в соло "рококо", Анна Антоничева изящно провела адажио, а Мария Аллаш - вальсовую часть. Юный Иван Васильев подхватил эстафету Владимира Васильева - без труда под грохот аплодисментов одолел его знаменитый "флажок". Денис Медведев, Андрей Болотин, Вячеслав Лопатин сосредоточились на мелких движениях - они стали любимцами местных фотографов, их комбинации в воздухе запечатлены в подробностях.
Вторым в программе шел "Эльсинор" (так теперь называется балет Кристофера Уилдона; имя гамлетовского замка понятнее английскому уху). На мой взгляд, спектакль прошел на очень высоком исполнительском уровне, лучше и чище, чем в Москве. Дмитрий Гуданов, первый исполнитель центральной партии в этом спектакле, внес свою лепту в гастрольное турне, чем несказанно порадовал англичан. Мария Александрова, которая час назад резвилась в "рококо", перевоплотилась в экстравагантную английскую леди. Она и Гуданов вошли в образы настолько, что история начала оживать: то тень Ричарда III мелькнет, то Гамлета, то Гертруды, то образы принцев, загубленных в Тауэре, проходили где-то на заднем плане. Светлана Лунькина с Русланом Скворцовым были напряженно аккуратны в своем немыслимо длинном и трудном дуэте. Тем не менее вряд ли англичанам пришелся по душе мрачноватый дух средневековой Британии, который Уилдон, давно работающий в Америке, ностальгируя, привносит во многие свои балеты (я видела его балет "VIII" на музыку Бриттена в Гамбурге - по танцам это был чистый замок Баланчина, а по сюжетному замыслу - мрачный двор кровавого короля Генриха VIII). Однако сложно понять логику англичан, так как принимали спектакль, во всяком случае наших артистов, замечательно. Под конец исполнили "В комнате наверху" Твайлы Тарп. Снова Большой приготовил парадокс - Наталья Осипова из классичнейших сот де ша "Класс-концерта" нырнула в мир спортивного фитнеса "Комнаты". Функции "вечных двигателей"-стомперов они с Екатериной Шипулиной, облаченные в спортивные костюмы и джазовки, выполнили на одном дыхании. А как Нина Капцова преобразилась - станцевав крохотную нежную вариацию "блинчики" в "Класс-концерте", она уверенно вышла к красных пуантах танцевать балерину-робота. В том же духе показались Денис Медведев и Андрей Меркурьев.
Наверное, англичане начинают привыкать к новому Большому, который может за один вечер показать чистоту выворотных ног и пятых позиций, изящный дизайн, убедительно рассказать истории в бессюжетном по сути балете, выдержать убойный марафон Филиппа Гласса и эмоционально оживить устаревающую эстетику 80-х (балет Тарп). Присутствовать на этих успешных спектаклях было одно удовольствие. После триптихов Большой театр дважды за день станцевал "Корсара". Я посетила только вечерний спектакль, который вели Захарова и Шипулина. Здесь уместно сказать о необычайно гармоничном внутреннем устройстве театра "Колизей". Здание конструировал театральный архитектор, и даже зрительская его часть пропитана театральностью. С каждого места устанавливается свой неповторимый контакт с происходящим на сцене, оркестровая яма так заглублена, что создается иллюзия единого театрального пространства. Есть возможность вникать в тонкости пантомимы, которой полон "Корсар". Сцены на рынке, в гроте корсаров, во дворце удалось как следует изучить и оценить циклопическую работу постановщиков по проработке деталей. Из игровых персонажей лучше всех был евнух Егора Симачева (но Симачев - признанная московская звезда в жанре пантомимы и комического танца; он же стал великолепным Гаврилычем в "Светлом ручье" и хозяином кабачка в "Дон Кихоте"). Светлана Захарова, которая проводила свой последний спектакль в Лондоне, блеснула отменной формой, безупречными танцами, чистым фуэте. Она очень выросла в роли Медоры, что понятно, так как в Москве у нее был всего один спектакль. Но как уже отмечала наша газета, обозревая критику первых дней гастролей, англичанам балет кажется длинноватым - им бы вполне хватило оживленного сада без гран па третьего акта. С другой стороны, лондонцам полюбилась сцена кораблекрушения - она и впрямь идет в "Колизее" очень эффектно. Артистов чествуют после каждого акта долго, они это заслужили и награду получают, но все-таки удлиненный третий акт выдает определенную недоработку этой постановки. "Светлый ручей" остается лидером зрительских симпатий в Лондоне. Билеты на все спектакли разлетелись как пирожки. Что и говорить, выходят сразу столько кумиров англичан - Мария Александрова, Светлана Лунькина, Екатерина Шипулина, Сергей Филин, Ян Годовский плюс новые исполнители - Екатерина Крысанова, Наталья Осипова, Нина Капцова, Андрей Меркурьев. За пультом - Павел Сорокин, как всегда великолепный в роли маэстро, и особенно когда он дирижирует Шостаковича. Первый спектакль - с молодежным составом (Осипова - классическая танцовщица, партнер - Сергей Филин; Крысанова - Зина, Меркурьев - Петр) смотрелся на одном дыхании. В Англии как-то по-особому относишься к дизайну Бориса Мессерера. Дома он выглядит традиционным, классическим, а в Лондоне, который так чуток к любым театральным шуткам, воспринимается как русский авангард на всемирной выставке. В очередной раз пришлось поразиться, каким живым может быть балет, когда им занимается сам хореограф. Актерские работы всегда интересно смотреть, но гораздо приятнее, когда актерские усилия дополняются талантливой хореографической картиной. На этих гастролях таких спектаклей, где чувствуется деятельная рука живого постановщика, было на редкость много: и "Корсар", и "Класс-концерт", и "Эльсинор", и "Светлый ручей". Я считаю, что таким грамотным планированием репертуара можно объяснить столь громкий успех нынешних масштабных гастролей балета Большого театра. И последнее. Мне никогда не доводилось раньше смотреть выступления всей труппы Большого театра за рубежом, и я впервые увидела, как вдали от Родины артисты действительно спаиваются друг с другом, работают как одна команда, более чутки друг к другу. Это очень трогательно, с одной стороны. И с другой - дает возможность испытать чувство гордости за своих. Также в рубрике:
|