Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 51-52 (7612) 27 декабря - 16 января 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Итоги года

Мифы о настоящем

ТЕНДЕНЦИЯ ГОДА

Елена ГАРЕВСКАЯ
Светлана ХОХРЯКОВА
Александр ПАНОВ
Фото ИТАР-ТАСС


В отличие от торжествовавшей в 2006-м ностальгии по советскому, год уходящий продемонстрировал явные признаки знакомой нам по работе Владимира Паперного "культуры два".

Содержанием "культуры два" становится история. Если "культура один" устремлена в будущее, то "культура два" - в прошлое. Нашу культурную стратегию во многом предопределил интерес к прошлому, поставленному на службу сегодняшнему дню. Это означает, что прошлое не изучается, а мифологизируется, превращается в легендарные истории, которые должны помочь решению актуальных задач.

Сергей Бодров после "Кочевника", созданного в содружестве с Рустамом Ибрагимбековым, обратился к ныне привлекательной для многих личности Чингисхана. "Монгол" - о юных годах Чингисхана, о том, как мальчик-сирота превращался в великого полководца. Взялся он за этот сюжет, чтобы, опираясь на воззрения Льва Гумилева, разрушить общепринятые представления о Чингисхане.

Владимир Хотиненко привлек зрителей к не менее волнующим страницам истории, сняв картину "1612" по книге Арифа Алиева "1612. Хроники Смутного времени". События фильма разворачиваются после смерти Бориса Годунова, во времена Лжедмитрия и прочих самозванцев. Как и у Бодрова, здесь действуют не только исторические персонажи, но и выдуманные, а также простой люд, по которому, собственно, и проходится колесо истории. Для создателей блокбастеров, будь то Хотиненко или Бодров, "история - всего лишь гвоздь, на который они вешают свою картину". Они творчески и сообразно собственному видению переписывают события давно минувших дней. Хотиненко прямо говорит, что исторической правды не существует, есть лишь исторический миф. На подходе - киноверсия "Иван Грозный" Андрея Эшпая и фильм об Александре Невском - проект, который осуществляет группа во главе с Рустамом Ибрагимбековым и Игорем Калёновым. Вопросов к ним наверняка возникнет много. Монгольские исследователи уже высказали немало претензий Сергею Бодрову. Следующими, видимо, будут польские историки с вопросами к Хотиненко и его воззрениям на польско-русские отношения в период Смуты на Руси. С одной стороны, какие к мифу вопросы? С другой - все помнят пушкинское "Сказка ложь, да в ней намек!". На что "намек" - собственно, вокруг этого и разворачивается дискуссия. Сам режиссер постоянно говорит о том, что не выполнял ничьего заказа. А снимал всего лишь приключенческое кино для молодежи. Однако поскольку других фильмов не явилось, именно по таким картинам молодое поколение и постигает историю, как литературу по телеэкранизациям Достоевского и Булгакова, приобретая поверхностное, а порой и искаженное представление о самом главном.

Дискуссии в связи с 90-летием Февральской и Октябрьской революций 1917 года выявили господствующее умонастроение: либерализм в России невозможен, нам нужно обратиться к достижениям социалистической революции. Продолжает подновляться уже практически доведенный до блеска портрет Сталина: вслед за популярным сериалом "Сталин. Live" Министерство образования предлагает, по сути, трактовать образ вождя всех народов как чрезвычайно успешного менеджера. Заметим, все это происходит в год 70-летия Большого террора.

Властная вертикаль начинает определять социокультурную атмосферу. Самое яркое свидетельство - попытка министра культуры Александра Соколова запретить выезд картин современных художников во Францию. Очевидна и устремленность к неподвижности, которую В.Паперный считал одним из важных признаков "Культуры 2". Заметным лейтмотивом года были разговоры о стабилизации во всех сферах жизни.

В 2007 году мы пришли к нормальным формам существования искусства. Появился подлинный арт-рынок с настоящими ценами (коллекции, покупки, западные ярмарки, частные музеи и "Арт Москва" как ярмарка московская). Значит, арт вошел в обычный режим. И соц-арт, и соцреализм, и contempоrary art. Все - для всех, из тех, кто хочет и может.

Но "хочут и можут" по большому счету красивое и правильное. Как раньше. Художники добровольно ностальгируют по старому стилю, архаически-футуристическому (Осмоловский) или соцреалистическому (Александр Виноградов - Владимир Дубосарский). Это новая версия древней дремоты. Остроумная реплика на исторический монолит. Но когда состоятельные, успешные, именитые актуальные авторы опять принимаются за старое, то...

Деньги решают все. Со Старым Новым годом!

Также в рубрике:

ТЕНДЕНЦИЯ ГОДА

РЕЖИССЕР ГОДА

ДИРИЖЕР ГОДА

КИНОРЕЖИССЕР ГОДА

ХУДОЖНИК ГОДА

АКТЕР ГОДА

ДЕБЮТ ГОДА

ПИСАТЕЛЬ ГОДА

ЮБИЛЕЙ ГОДА

ПРОЕКТ ГОДА

СПЕКТАКЛЬ ГОДА

АРТ-ПРОЕКТ ГОДА

ФИЛЬМ ГОДА

ПРОРЫВ ГОДА

ТЕЛЕПРОЕКТ ГОДА

ПОКУПКА ГОДА

КНИГА ГОДА

СКАНДАЛ ГОДА

УТРАТЫ ГОДА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;