Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7628) 17 - 23 апреля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеПервопроходимцы"Плутни Скапена". Театр на Малой Бронной ТЕАТРИрина АЛПАТОВА
Ну вот, наконец-то мы дождались дебютного спектакля очередного художественного руководителя Театра на Малой Бронной Сергея Голомазова, коим и стала музыкальная комедия "Плутни Скапена" по одноименному мольеровскому фарсу. Голомазов не торопился заявлять о себе в новом качестве, предпочитая как следует довести работу до финала, к тому же он был связан обязательствами перед Театром имени Ермоловой, где выпускал шекспировскую "Двенадцатую ночь". Впрочем, его ученик Алексей Фроленков в канун Нового года представил на сцене Малой Бронной сказку "Тайна старого шкафа", вполне качественный спектакль.Естественно, от первой постановки нового лидера театра все поневоле ожидают чего-то "программного", хотя для самого режиссера это, возможно, не столь существенно. Мы же помним замечательный казус, случившийся год назад, когда в спектакле тогдашнего худрука Леонида Трушкина "Русский джокер" не было занято ни одного артиста Бронной. Вот с этим у Голомазова как раз все в порядке: на сцене практически все "свои", за исключением студенческой массовки да приглашенного на роль Скапена Александра Самойленко, играющего в очередь в "местным" Александром Никулиным. Да и то приглашение оказалось вынужденным, потому что другой артист, чьими "скапеновскими" фотографиями было уже оклеено все метро, увы, с дистанции сошел. Выбор мольеровской комедии в общем-то - беспроигрышный вариант, поскольку это легко, смешно и не отягощено особой морализацией, ведь "Плутни Скапена" - это не "Тартюф", а просто милый фарс. Здесь даже без особых режиссерских фантазий публика скучать не будет. А уж если эту фантазию пустить в оборот, то можно обеспечить и кассу, что в нынешних условиях весьма немаловажно, в том числе и для репутации нового худрука. В общем, не заставляя долго ждать, резюме можно сделать сразу: Сергей Голомазов с поставленными задачами справился. Спектакль вышел бесконечно зрелищным, профессиональным, с выдумкой и фантазией, качественными актерскими работами. При этом, возможно, Голомазову пришлось слегка себя преодолевать, ведь комедия, кажется, не его конек. Вот и "Двенадцатая ночь" в Ермоловском театре особых восторгов у критики не вызвала. Впрочем, не в критике дело. Но этот режиссер всегда был более силен в вещах серьезных, подчас с какими-то философскими акцентами и подтекстами, с психологическими тонкостями и нюансами, чего при всем желании не сыщешь в "Плутнях Скапена". Да он и не искал, прекрасно понимая, что Мольер хорош сам по себе, без всяческих "нагрузок". Небольшая в общем-то пьеска (перевод И.Мещерского, сценическая редакция С.Голомазова) здесь трансформировалась в масштабное трехчасовое зрелище с обилием вставных номеров, интермедий, пантомим, вокально-пластических вкраплений. А поскольку в "Плутнях Скапена" Мольер еще не далеко ушел от комедии дель арте, то и дело разворачивается в сказочно-театральной Италии неведомых времен. Ее внешний облик режиссер сочинил вместе с художником Станиславом Бенедиктовым. Тут на заднем плане высится какая-то конструкция, чуть-чуть намекающая на очертания Колизея, а прямо на сцену выплывают гондолы. Да еще и композитор Анатолий Кремер, помимо оригинальной музыки, добавил в ритмически-звуковую ткань спектакля известные итальянские мелодии вроде "О, соле мио" или "Скажите, девушки". Но игра тотальна, и все пограничные столбы режиссеру здесь не нужны. Вот в поисках Жеронта Скапен - Никулин открывает люки, так из одного высовывается чья-то голова, забавно "размовляющая", причем в диалог "на мове" тут же включается и Скапен, а из другого и вовсе несет пурга, сквозь которую едва виден какой-то эскимос с трубкой. Один из "гондольеров" с характерной внешностью вдруг заговорит на каком-то восточном языке. Да и времена тоже скачут, а "жители Неаполя", таскающие фрагменты декораций, нет-нет да и нацепят оранжевые строительные каски. Притом что многие персонажи щеголяют в роскошных театральных одеяниях времен Людовика ХIV (художник по костюмам Виктория Севрюкова). Сам же плутовской мольеровский сюжет растворен в музыкально-зрелищной стихии. Студенческая массовка то и дело слаженно отплясывает (балетмейстер А.Фроленков), отбивая эпизоды. Скапен - Никулин, облаченный в черно-красное кимоно с драконами, выплывает на сцену в гондоле, с аппетитом поедая с помощью палочек нечто экзотическое. Девица Гиацинта (Марина Орел) легкокрылой бабочкой-стрекозой порхает над сценой в вихре мыльных пузырей. Юноша Леандр (Александр Голубков), послушный сынок, по рассказам папаши Жеронта, пантомимически демонстрирует подлинную мощь своего темперамента: то зацелует "до смерти" всех девушек в гондоле, то с помощью шпаги уложит целый полк головорезов. Но, завидев отца, мгновенно преображается в хнычущего паиньку, сменив шпагу на сачок для ловли бабочек. Тут для каждого артиста-персонажа сочинена целая характерно-пластическая история. Другой папаша, Аргант (Александр Макаров), семенит на полусогнутых ножках, все время норовя завалиться набок. Мнимая цыганка Зербинетта (Дарья Грачева) прошла хорошую поведенческую школу своего племени. Сын Арганта Октав (Андрей Терехов) сентиментально жеманится и топает ножкой. И разве что Жеронт в исполнении Виктора Лакирева, артиста старой школы, выходит более человеком, нежели комическим персонажем. Что, впрочем, не исключает массы смешных моментов. Сам же Скапен - Никулин, при всех своих плутовских задатках, здесь выглядит персоной здравой и рассудительной, а потому на всех поглядывает свысока. Быть может, ему пока не хватает авантюрной жилки и упоения игрой ради нее же самой. Но ведь еще не поздно войти во вкус, не так ли? Отдельной строкой идут, конечно, вокальные номера в технике "живого звука". Едва ли не каждому персонажу подарены собственная ария или романс, переходящие в дуэты, которые подхватываются общим хором (стихи Александра Дмоховского). Сколь темпераментен, например, дуэт Зербинетты - Грачевой и Гиацинты - Орел, исполняемый с таким накалом, что его трудно остановить. И режиссер тут же комично обыгрывает все это - девицы, не в силах замолчать, бесконечно являются отовсюду: слева, справа, "из-под земли", провоцируя подпевать едва ли не зрителей. Плюс хорошо поставленные театральные бои, трюки, пощечины, падения и тому подобные комические вещи, которые с таким удовольствием воспринимаются публикой. Так что, как и было сказано, дебютный опыт Сергея Голомазова вполне удался. Остается ожидать столь же качественного продолжения, равно как и того, что хотя бы этот худрук останется в театре больше чем на год. Также в рубрике:
|