Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 19 (7632) 22.05.08 - 28.05.08 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

МИХАИЛ ВАСЮТИН: Красному городу на Волге быть столицей!

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Беседу вела Елена ФОКИНА
Йошкар-Ола - Москва
Фото Дениса БАЛЫШЕВА


Приезжая в Йошкар-Олу несколько лет к ряду на балетные фестивали, видела город однотипных кварталов, построенных в советское время. Ну, может быть, еще строительные леса. В этом году леса сняли, и безликая типовая архитектура каким-то образом растворилась в новых кварталах. Йошкар-Ола преобразилась до неузнаваемости так скоро, как не бывает: уникальная по индивидуальному архитектурному решению Успенская улица обозначила новейший центр города, построена картинная галерея, вдоль набережной засияли спортивные дворцы. Множество храмов изменили центр города, который оказался неузнаваемым. В чем тут дело - в энтузиазме горожан, взявшихся за выполнение правительственной программы, или в привлечении инвестиций, без которых явно невозможно столь быстрое изменение облика города, - судить не берусь. Но поговорить об этом рукотворном чуде с министром культуры, печати и по деламнациональностей Марий Эл Михаилом ВАСЮТИНЫМ посчитала необходимым.Приезжая в Йошкар-Олу несколько лет к ряду на балетные фестивали, видела город однотипных кварталов, построенных в советское время. Ну, может быть, еще строительные леса. В этом году леса сняли, и безликая типовая архитектура каким-то образом растворилась в новых кварталах. Йошкар-Ола преобразилась до неузнаваемости так скоро, как не бывает: уникальная по индивидуальному архитектурному решению Успенская улица обозначила новейший центр города, построена картинная галерея, вдоль набережной засияли спортивные дворцы. Множество храмов изменили центр города, который оказался неузнаваемым. В чем тут дело - в энтузиазме горожан, взявшихся за выполнение правительственной программы, или в привлечении инвестиций, без которых явно невозможно столь быстрое изменение облика города, - судить не берусь. Но поговорить об этом рукотворном чуде с министром культуры, печати и по деламнациональностей Марий Эл Михаилом ВАСЮТИНЫМ посчитала необходимым.

- Какие волшебные силы превращают Йошкар-Олу из типового советского города в красивую столицу одной из республик новой России?

- Это результат программы "Сохранение культурного наследия народов Республики Марий Эл", которая была принята и утверждена законом Марийской Республики и рассчитана на четыре года. В последние годы вопрос сохранения исторического наследия весьма актуален и в Москве, и в Петербурге, и в других городах России. Я бы сказал, что в хорошем смысле появилась некая состязательность в процессе обустройства городов. Рядом с нами хороший пример - Казань, изменившая облик к своему тысячелетию. Много езжу и вижу, как стремительно развиваются столицы поволжских республик: Чебоксары, Саранск. Что касается Йошкар-Олы, то такое ощущение, что мы долго накапливали силы и теперь рывком многого достигли. У нас появились возможности, и пришло понимание того, что нужно как можно быстрее менять и облик города, и его инфраструктуру.

- Удивительное впечатление производит Успенская улица. С чего начиналась ее реконструкция?

- Еще сто лет назад в Йошкар-Оле жило всего несколько тысяч человек, и история распорядилась так, что сохранилось только несколько старинных каменных зданий, все остальное - типовые новостройки советских времен. Город можно было строить с чистого листа, формируя определенный стиль, потому что марийские традиции не распространялись на архитектуру и никакого определенного градостроительного марийского стиля исторически не существует.

У президента республики Леонида Маркелова родилась идея - построить в центре Йошкар-Олы административное здание правительства, которое в миниатюре повторит замок Шереметева. С этого архитектурного парафраза на тему жемчужины Поволжья, собственно, все и началось. Остальные здания, расположенные на этой улице, возводились уже в русле основной идеи. Многие отмечают, что в центре Поволжья возводится маленькая Венеция.

- Главная "венецианская" улица именуется Успенской. Это историческое название?

- Нет, это переименование и своего рода прецедент - ни одна улица Йошкар-Олы в новейшей истории не была переименована. Название улицы напрашивается само собой, потому что в ее начале - храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, тоже новый, освященный в 2006 году.

- На какие средства ведется столь грандиозное строительство?

- В основном на деньги, которые заработала сама республика, плюс частные инвестиции. По темпам их привлечения в последние годы Марий Эл в Поволжье занимает одно из ведущих мест. Правда, частное строительство ведется в соответствии с единым стилем. Это - условие.

- Вы сказали, что у марийцев нет градостроительного опыта. Поясните.

- Марийцы не имели государственности. Части Марийского края входили в Вятскую, Нижегородскую губернии и в Казанское ханство. Не было государственности, значит, и не было необходимости в строительстве укрепительных сооружений. Марийцы - народ лесной, больше жили дарами леса, позже стали заниматься земледелием. После падения Казанского ханства Йошкар-Ола оставалась маленьким купеческим городком на левом притоке Волги, который назывался Царев-город на Кокшаге, потом Кокшайск, позже - Краснококшайск. Нынешнее название Йошкар-Ола в переводе с марийского - "красный город".

Национальная автономия появилась только в советские годы, тогда же встал выбор, в каком из двух купеческих городов - Йошкар-Оле или Козьмодемьянске - сделать столицу. Волжские водные пути давали Козьмодемьянску больше шансов, да и образовательный ценз там был более высоким. Но победило месторасположение: Козьмодемьянск находится на окраине республики, рядом с Нижегородской и Чувашской автономией, а Йошкар-Ола - в центре Марий Эл.

- Картинная галерея с часами на башне - тоже новая постройка, напоминающая венецианский Дворец дожей. Еще год назад не было и просторной площади с точной копией Царь-пушки, памятником основателю города воеводе Ивану Оболенскому-Ноготкову.

- Президент республики и политическая элита справедливо считают, что надо обустраивать то место, где мы живем и работаем, где будут жить наши дети и внуки. Качество жизни нужно усовершенствовать в самом широком понимании. Один из тезисов: жители Марий Эл не виноваты в том, что они не родились в Санкт-Петербурге или Париже, Риме или Москве, и они должны иметь возможность видеть здесь, дома, подлинники, которые хранятся в мировых сокровищницах. Потому решено было построить национальную галерею с таким современным потенциалом, который позволял бы "принимать" экспонаты ведущих музеев мира. Когда проектировалась галерея, то изначально были определены современные технические требования к экспонированию и хранению картин. Все работы проводили ведущие фирмы, мы вели переговоры с не менее чем пятью фирмами. Скажем, систему экспонирования устанавливала германская фирма Ютек, а кондиционирование - та же компания, которая монтировала несколько лет назад такую же систему в Третьяковской галерее.

В галерее установлено уникальное сертифицированное оборудование. Каждый зал - своеобразный сейф, компьютер позволяет регулировать температуру и влажность воздуха в любом помещении трехэтажного здания музея. Причем можно устанавливать разные режимы в зависимости от того, что в зале экспонируется: графика, скульптура или живопись. В режиме Интернета состояние галереи контролируется из Москвы.

Галерея открылась недавно, и первые полгода мы демонстрировали наследие, которое хранится в наших музеях. Сейчас - выставка Бенуа и Никаса Сафронова, есть договоренности о проведении выставок с Зурабом Церетели, с разными музеями, в том числе и Пушкинским. Во всяком случае, главные хранители знаменитых музеев побывали в галерее и высоко оценили качество системы кондиционирования, систем доставки и размещения картин.

- Несколько слов о театре, потому что он даже в недостроенном еще виде уже потрясает воображение.

- Как известно, наша республика театральная. В Йошкар-Оле 300 тысяч жителей и шесть профессиональных театров. Две самые большие труппы - Театр оперы и балета и Национальная драма - работают в одном здании. Эта давняя проблема нуждалась в своем решении. Теперь уже достраиваем дом для Марийской Оперы, которая последнее десятилетие добивается значительных успехов. Новая сценическая площадка будет оснащена современной инженерией (устаревшее оборудование - самое больное место, пожалуй, для всех театров России, за исключением тех, которые реставрировались в последние годы).

- Театр возвышается над строительным заграждением, и видно, что проект уникален, так?

- Здание строится не по типовому проекту, хотя, как правило, такие огромные театры складываются из уже известных архитектурных пазлов. Наш же - нестандартный, асимметричный, в нем много необычного с точки зрения театрального пространства. Мы советовались со многими специалистами, консультантами были и специалисты из Мариинского театра, и японская фирма. Буквально по каждому вопросу, будь то световое или звуковое оборудование, сценическое оснащение или отдельный акустический проект, искали и находили мастеров высшего класса. По масштабам и площадям театр не только не будет уступать крупным типовым театрам, но и по некоторым своим возможностям будет гораздо мощнее.

- На сколько мест рассчитан зрительный зал?

- На 550. Это оптимальное количество для показа театральных спектаклей в небольшом городе. Для проведения шоу у нас есть другие здания. Например, новый Ледовый дворец. В театре - отличные репетиционные площадки, просторная закулисная часть, удобные гримуборные.

- Невероятно преобразилась набережная города со спортивными гигантами и красивыми мостами над Кокшагой, соединяющими центр с заречной частью.

- Спортивный бум, идущий по стране, не миновал и нас. Буквально за год вырос Ледовый дворец на три тысячи мест. Параллельно возводился и уже функционирует Дворец водных видов спорта с самой современной системой очищения воды и дорожками олимпийского стандарта. Строится тренировочный ледовый комплекс. Сейчас проектируются еще один ледовый дворец и крытый каток в районе новостроек, за рекой. Еще в четырех муниципальных образованиях республики намечено возвести мощные спортивные сооружения. Темпы строительства всех поражают.

- В городе появилось немало храмов, это тоже часть программы?

- Да, принято решение восстановить все храмы, которые были до революции, а уж православными храмами республика была богата. Построено и восстановлено 18 церквей, вплоть до деревянных. Через год-два мы восстановим практически все храмы.

- Мы говорили в основном об Йошкар-Оле, но ведь на марийской земле расположен и уникальный памятник архитектуры конца

ХIХ века - овеянный легендами Юринский "каменный" замок, больше известный как замок Шереметева. В каком он состоянии?

- Программа включает разные аспекты: и восстановление исторического облика Козьмодемьянска, где планируется объединить старинные постройки в статусе музея-заповедника, и реставрация замка Шереметева на берегу Волги в недоступном месте, в глуши. Замковый комплекс занимает 60 гектаров, и самое главное - он настоящий, и он сохранился. Шесть лет назад, когда был избран нынешний президент, одной из первых его задач стало спасение дворца - тогда была угроза потери крыши. Крышу покрыли, через год полностью восстановили крепостные стены с зубчатыми башнями, а сейчас завершается реставрация огромного стеклянного купола, который накрывает зимний сад и поддерживается семью колоннами. Замок, похожий на средневековую крепость, - наглядное пособие для архитекторов, он эклектичен, и в его архитектуре хорошо просматривается влияние готического, восточного, романского и древнерусского стилей. Недавно приезжал из Парижа здравствующий граф Шереметев, он был потрясен увиденным.

- Граф - потомок другого Шереметева, вельможи петровских времен, фельдмаршала?

- Родство было. Владелец нашего замка приходился внучатым племянником знаменитому Шереметеву, чьи поместные владения размещались в Костромской области. Племянника привлекла наша лесная глушь: здесь было много отборного леса, заливных лугов и, конечно, Волга и Ветлуга. Он не прогадал, а сегодня не прогадали мы, ведь замковый комплекс неповторим, и он - наша гордость.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;