Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7642) 31 июля-6 августа 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Ребенок в зеркале сцены

Завершился Х Всемирный фестиваль детских театров

Александра ВАСИЛЬКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


В Саду "Эрмитаж"

Проще всего было бы умиляться и восхищаться: и в самом деле, приятно же, что десятый - юбилейный -

Всемирный фестиваль детских театров прошел у нас в Москве. И дети, что на сцене, что в зале - такие милые, непосредственные и все до одного талантливые. И праздник получился такой яркий - с клоунами, бумажными голубями, воздушными шариками и прочими атрибутами радости.

Но как оценивать спектакли театров, где играют дети? Разбирать ли без скидок на возраст и неопытность (хотя в некоторых театрах такие "маленькие актеры" учатся тому же, что и студенты актерских факультетов, и не четыре года, а пять-шесть. (Вспомнить хотя бы театр Спесивцева (кстати, не понимаю, почему он не участвовал в фестивале) - многие наши сегодняшние известные актеры свою карьеру начинали именно там. И какие это были спектакли! Но я отвлеклась... Так вот, могу ли я говорить об этих спектаклях так же, как говорила бы о профессиональных - или к ним следует относиться как к лучшим образцам школьной самодеятельности? И ведь в фестивальной программе они чередовались с работами профессиональных театров. И как рассказывать обо всем этом, чтобы не сбиться самой и не запутать читателя, - ведь я, держа в руках программу, не с первого раза смогла сосчитать, сколько же успела посмотреть за эти восемь дней, - все время что-то забывала. В окончательном варианте получилось восемнадцать... нет, девятнадцать - считала до закрытия, и из списка выпало "Искренне шоу", которым фестиваль и закончился.

Итак, начнем по порядку.

Московский театр "Петрушка"

" Дети играют для детей "

К сожалению, посмотреть всю программу было физически невозможно: больше двадцати спектаклей, и, пусть все они достаточно короткие - в пределах часа - на все не хватило бы ни времени, ни сил. Удалось посмотреть только семь, потому и говорить буду только о них - это вовсе не значит, что другие были хуже или не стоили внимания, просто по разным причинам я оказалась именно на этих представлениях.

Одна из таких причин - спектакли, что вполне естественно, шли на разных языках, перевод не был предусмотрен, синопсис не всегда выручал. Правда, первый опыт оказался удачным - "Аало" Маленького народного театра (Бангладеш). Содержание спектакля в буклете изложено достаточно подробно, но и без того история мальчика, боявшегося темноты и преодолевшего страх, была бы понятна - это же попросту местный вариант знакомой истории про тигрика Петрика! Да и вообще - когда разговор заходит об общечеловеческих чувствах и вечных ценностях, все понятно без перевода на любом языке (я, кстати, даже не знаю, на каком языке говорят в Бангладеш).

Детский театр "Рондстудия" (Минск)

Однако следующий же спектакль - "Братья Львиное сердце" (таллинский "Тоомклуби театрикооль") эту счастливую уверенность несколько поколебал. Общую суть и настрой при помощи краткого пересказа можно уловить, но достаточно сложное содержание представления на незнакомом языке все же ускользает. Сама виновата - надо было книжку раньше прочитать (для таких же и еще более непросвещенных сообщаю: первоисточник - одноименная повесть Астрид Линдгрен). А так - видно было, что актеры прекрасно двигаются и костюмы хороши, слышно было, что интонации искренние и точные. И главное - ни слова не понимая, сочувствуешь героям. Но все же понимать происходящее тоже хочется, поэтому я не очень жалела о том, что не удалось посмотреть, к примеру, "Эмиля из Леннеберги" (театр-студия "Винни", Рига).

Нижегородский театр юного зрителя

Зато "Снежная королева" литовского театра "Саула" (Плунге) никаких опасений не вызывала: уж эту-то историю все знают наизусть! Читали, да еще и фильм смотрели, и мультфильм. А вот и нет. Сидевший рядом мальчик время от времени тихо и горестно сообщал маме, что ничего не понимает, а мама так же тихо ему объясняла происходящее. То ли не читал еще сказку по малости лет, то ли не мог соотнести содержание с тем, что видел на сцене. А мне-то показалось, что все понятно. И инсценировка грамотная - притом что действие продолжается не больше часа, все главное в пьесу вошло. И вообще спектакль выглядел вполне "настоящим" и цельным - с не только очень красивыми, но и работающими, умными, лаконичными декорациями, продуманными мизансценами.

Рядом с этим поражающий роскошью декораций и костюмов "Маленький герой" (Тыва) показался чрезмерно сложным по форме и не очень внятным по содержанию. Просто, мило, складно и весело разыграл свою сказку - "Сновидения о зернышке мака" - детский театральный ансамбль "Ева" из Словакии. Запомнилась пантомима "Колесо" белорусского театра "Рондстудия" - без единого слова показанная притча о том, как стремление дотянуться до звезды подменили попыткой сдернуть эту самую звезду на землю.

"Подростки и демоны" ("Драмаверкстаоио" из города Торсхавна, Фарерские острова), по-моему, вызвали к себе повышенный интерес благодаря полной географической непонятности, никто не знал, где эти самые острова находятся. Острова, как выяснилось, расположены между Данией и Исландией, а спектакль ничем особенно не удивил, нормальная студийная работа.

Государственная академия театрального исскуства (Санкт-Петербург)

Отдельно от всего прочего шел проект "Поверь в меня", направленный, как было заявлено, "на привлечение внимания общественности к категории детей с ограниченными физическими возможностями". Должно быть, по замыслу, юные "инвалиды-колясочники", дети с нарушениями зрения и слуха и прочими проблемами должны были вызвать у публики умиление и восторг. У меня - да и у всех зрителей - было слишком мало времени для того, чтобы оценить способности всех детей, участвовавших в проекте, но так случилось, что один из коллективов - нижегородский театр "Пиано" - я знала раньше. И мне казалось, что цель руководителей была несколько иной: да, в этом театре играют как раз те самые "дети с нарушениями слуха", но к ним нисколько не стараются привлечь внимание как к инвалидам, напротив, используются и развиваются способности, которыми одарены именно эти дети - у них ведь совершенно особенная пластика - и никакого особенного снисхождения им не требуется, вполне могли бы участвовать в общей программе фестиваля, как участвовали, к примеру, в прошлом году в фестивале "Гаврош". По-моему, такое выделение детей с различными особенностями в отдельную программу не очень согласуется с постоянными разговорами о том, что инвалидам надо дать возможность участвовать в обычной жизни. Хотя я понимаю, что двигало авторами проекта, и не сомневаюсь, что намерения у них были самые лучшие.

" Лучшие спектакли для детей в Москве "

Эта программа шла, разумеется, куда более гладко, чем детская. Никакого языкового барьера, да и вообще все отлажено, театры профессиональные. Кажется, единственной проблемой было вместить всех желающих посмотреть спектакли. Правда, на "Синей бороде" (Санкт-Петербургский театр Сказки), показанной еще до открытия, видимо, по этой самой причине в зале было пустовато. На других же - по крайней мере, на тех, на каких побывала я, - залы были набиты битком, на некоторые и вообще пускали только детей, потому что родителей совсем уже некуда было бы посадить. Вот, к примеру, "Кошка, которая..." (театр "Кукольный формат", Санкт-Петербург) идет в шатре, на этот раз установленном в беседке сада "Эрмитаж", туда, как ни старайся, много зрителей не втиснешь. Потом, глядя на эту беседку, я вообще не могла понять, как мы там помещались. Но ради этого зрелища стоило лезть в шатер, сгибаясь в три погибели. Цветные тени выглядели очень эффектно.

Театр "Ryan Internationfl School" (Дели)

Конечно, как и на всяком фестивале, отбор всегда вызывает вопросы: почему не взяли то, зачем пригласили этих. Кто-то всегда недоволен, кто-то всегда несогласен, у всех свои предпочтения. Мне тоже не все понравилось одинаково, и у меня есть свои соображения насчет "лучших спектаклей", которые я здесь высказывать не буду - в конце концов, это мои личные пристрастия. Но один из спектаклей этой программы мне показался не просто удачным, а наиболее подходящим для такого вот мероприятия, где дети приходят в зал разгоряченными, возбужденными, еще не остывшими от всяческого визга на лужайке. Это "Счастливый Ганс" самарского театра-центра юного зрителя

"СамАРТ". Представление идет больше часа, мне даже (четвертый спектакль за день, не считая мимолетных взглядов на Петрушек) показалось, что действие несколько затянуто. А вот дети, которым разрешили и даже предложили сидеть, лежать и валяться на полу, как им удобно, нисколько не устали. Им явно было интересно от начала до конца, и раньше времени никто не ушел (а с "Кошки" был непонятный массовый исход минут за десять до конца).

" КукАрт в саду "Эрмитаж" и "Открытое небо детям "

Эти две программы позволю себе объединить, поскольку они не очень отличались одна от другой. Здесь, конечно, особняком стоит "Цирк на нитях" Виктора Антонова. Редко увидишь такую виртуозную работу с марионетками. И дети, как мне кажется, оценили представление вполне адекватно, даже если не во все тонкости вошли. Во всяком случае, я сама слышала, и как дружно ахали зрители, когда воздушная гимнастка отпускала руку, перехватывая обруч, и как один мальчик восторженно пересказывал номер фокусника, который лил из чайника воду и тут же вырастал цветок.

Но это было не единственной радостью - мне понравился и "Мутабор", представленный странствующими куклами господина Пэжо из Санкт-Петербурга (актеры в масках), и "Средневековая мистерия про птицу-героя" (театр на ходулях из Евпатории) - традиционные и неизменно притягательные уличные представления. Куклы-великаны из Бийска показались слегка пошловатыми, а от Петрушек я попросту сбежала подальше, от какого-то из них услышав рассказ о жене-красавице и вопрос, "не заревнуют ли девчонки", если он покажет ее портрет... Понимаю, что это лишь одно из нескольких представлений, но все же фестиваль рассчитан на детей, они, бедные, и так много лишнего слышат. Да и в подробности - откуда был тот или другой Петрушка - никто из "простых зрителей" в такой обстановке вникать не станет, тем более что информации на фестивале временами недоставало.

По-моему, самое время поговорить, как и обещала вначале, о проблемах и недостатках.

Что было не так ...

Конечно, можно было бы все списать на сложности организации, отсутствие опыта - в конце концов, этот фестиваль у нас проводится впервые и вряд ли вскоре повторится, поскольку, когда проходит не в Германии, каждый раз устраивается в другой стране. Но, как известно, на ошибках учатся, и, может быть, эти заметки кому-то и пригодятся.

Первая проблема, с которой пришлось столкнуться, - недостаток и неточность информации. Афиша, присланная в газету, афиша на стене Театра "Эрмитаж", афиша у входа в сад "Эрмитаж" и расписание спектаклей в буклете не всегда совпадали. При этом у обычных зрителей информации было еще меньше, и иногда они, уже придя в сад, попросту не понимали, куда идти. Вторая проблема, опять же коснувшаяся прежде всего обычных зрителей, то есть "неорганизованных" родителей с детьми, - языковой барьер. Никто не предупреждал о том, что спектакли пойдут без перевода, а сами они об этом попросту не задумывались. Листки с кратким содержанием раздавали не везде, а перед спектаклем "Аало", к примеру, синопсис зачитали только по-английски.

Не заметила я нигде и указаний на адрес спектакля - впрочем, родители такими указаниями чаще всего пренебрегают и тащат на любое представление, обозначенное как "детское", кто - младших дошкольников, кто - грудных младенцев. Обычно то же самое происходит и на сеансах мультфильмов.

Вот этим - мультфильмами - хотелось бы и закончить. Кроме спектаклей, в афише были и анимационные фильмы (программа "Большого фестиваля мультфильмов"). Понятно, я на них не ходила - и без того на все спектакли было не успеть, но фильмы все раньше видела, знаю и программы могла оценить. Программы - что случается далеко не всегда - были составлены действительно из детских фильмов, и самое приятное - что анимация была здесь равноправной участницей происходящего, а не развлечением в антракте наравне с качелями-каруселями и игровыми автоматами.

Напоследок, конечно, можно было бы сказать, что прощание вышло трогательным, что участники фестиваля обнимались и обменивались адресами, обещая друг другу писать, что шарики десятками взмывали в голубое небо, что и после окончания огненного шоу, завершившегося довольно-таки поздно, зрители не спешили расходиться... но все церемонии открытия и закрытия происходят примерно одинаково, а потому описывать их не обязательно.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;