Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7642) 31 июля-6 августа 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

СЕРГЕЙ ДВОРЦЕВОЙ: На "Тюльпане" я совершил самоубийство

Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Фото Натальи ЧЕТВЕРИКОВОЙ


До недавнего времени мы знали Сергея ДВОРЦЕВОГО как документалиста с мировым именем, который стреляет редко, но очень метко. Его фильмы "Счастье" (1995), "Хлебный день" (1998), "Трасса" (1999) и "В темноте" (2004) собрали внушительную коллекцию наград. И вот 45-летний режиссер дебютировал в игровом кино, и его притча "Тюльпан" вызвала большой резонанс на Каннском кинофестивале.

С. Дворцевой

- В Канне "Тюльпан" оказался всего лишь за несколько дней до открытия. Обычно фестивальные отборщики "пасут" картины еще на стадии производства, если они представляют интерес. Как в вашем случае: известный, если не сказать знаменитый, документалист снимает свою первую игровую картину ...

- Спасибо за доброе слово, но меня никто не "пас". Наверное, было не до меня: в стране в производстве более сотни фильмов, в работе многие талантливые и именитые режиссеры. К тому же мы долго снимали: четыре года, и сами о себе не напоминали. А когда закончили монтаж, рискнули предложить себя в Канн. В главный конкурс не успели, но нас все-таки взяли во второй по значимости конкурс - "Особый взгляд", и уже то, что взяли, я считаю огромной удачей.

- Каннский фестиваль стал первым, в котором вы участвовали как режиссер художественного кино. Какое он на вас произвел впечатление ?

- Сильнейшее. Независимо от того, что мы получили сразу три приза. Об этом мало кто знает, но, помимо приза за победу в "Особом взгляде", нам достался приз молодежного интернационального жюри - единственный на все фестивальные программы, включая главный конкурс, а также приз министерства образования Франции. "Тюльпан" - также единственный из фильмов фестиваля, который уже в этом году будет включен в программу французских общеобразовательных школ. Согласитесь, это большая честь. Так вот, меня поразила сама атмосфера фестиваля. С одной стороны, это коммерциализированное мероприятие: вокруг крутятся большие деньги. Везде бросается в глаза респектабельность, роскошь, на каждом шагу реклама голливудских блокбастеров. Но, с другой стороны, в центре внимания все-таки артхаусные фильмы, кино как искусство. Такого праздника кино я нигде и никогда не видел. Залы битком набиты, публика заинтересованная и понимающая. На меня произвело незабываемое впечатление то, как зрители принимали наш фильм. Бывая на фестивалях документального кино, я подобных чувств никогда не испытывал. Там, как правило, маленькие залы. А здесь тебя показывают в огромном зале - было два показа, и оба с аншлагом! И оба раза минут двадцать публика аплодировала и не отпускала нас со сцены! Разве можно такое забыть?

Нечто похожее, правда, масштабом поменьше, я видел в Карловых Варах, где, кстати, наш "Тюльпан" тоже был замечен и отмечен, хотя и не участвовал в основном конкурсе из-за Канна. Мы победили во втором по значимости конкурсе "На Восток от Запада", где участвовали 23 картины, и, кроме того, "Тюльпан" получил приз Ассоциации азиатского кино.

Фестивальные награды - это всегда приятно. Режиссеры - тщеславные люди, и я не исключение. Но каннские призы, и особенно за "Особый взгляд", - другая песня: он чрезвычайно весом, в практическом смысле весомей, чем, например, Главный приз в Карловых Варах или на Московском фестивале. Фильму-победителю автоматически обеспечено большое внимание и со стороны мировых медиа, и со стороны дистрибьюторов и прокатчиков, и со стороны зрителей. Я это понимал и потому был счастлив, узнав о наградах: они обеспечивали фильму счастливую судьбу. У нас сейчас много дистрибьюторов: "Тюльпан" берут практически все европейские страны, скоро в Америку поеду - там, наверное, тоже возьмут.

- Кинорежиссер - особая профессия, требующая счастливого сочетания многих качеств и способностей, а также элементарного везения. Как вы решились им стать, да еще будучи взрослым человеком ?

- С житейской точки зрения это была чистейшей воды авантюра: в 29 лет, когда у тебя профессия и приличная работа, повернуть свою жизнь на 180 градусов. Я родился в Казахстане, жил в Чимкенте, на Украине, в Кривом Роге, окончил авиационное училище, а потом, уже заочно, Радиотехнический институт в Новосибирске. В общем, девять лет отдал в Казахстане "Аэрофлоту", работая инженером на самолете, отвечал за навигационное оборудование и за все, что касается радио. У меня все шло хорошо, стал даже маленьким начальником.

Постепенно мне становилось все более скучно, перспектива всю жизнь заниматься одним и тем же, освоенным до мельчайших деталей, совсем не привлекала. Неосознанно росла тяга к какой-нибудь творческой работе. Почему кино? Раньше оно меня интересовало не больше, чем любого обыкновенного зрителя. Дело случая: однажды увидел в газете объявление о вступительных экзаменах на Высшие курсы сценаристов и режиссеров - на документальное отделение. Я, как и очень многие, считал, что в творческие вузы можно поступить только по блату, но почему-то решил попробовать. Причем не имея за душой абсолютно ничего. На первый тур надо было прислать свои фотографии и какие-то опубликованные работы: очерки, статьи, репортажи. У меня же ничего не было: я даже фотографировать-то не умел! В общем, сел вечером и написал какую-то ерунду. И отправил. И тут же забыл об этом, потому что у меня и в мыслях не было, что эта моя ерунда кого-то заинтересует. И вдруг телеграмма: выезжайте на второй тур в Алма-Ату. Как ни странно, и этот тур я прошел, а затем еще два уже в Москве. Так я стал документалистом.

- Известно, что для выпускников Высших курсов найти деньги на первую картину - большая проблема. Как вам удалось ее решить ?

- И на учебную работу найти деньги проблема, но мне повезло: одна моя сокурсница дала телефон людей, которых лично не знала, но которые вроде могли помочь. И вот я к ним пришел, сказал, кто я, что хочу снять и сколько мне на это нужно денег.

- Что это за люди ?

- Грузин и литовец, владельцы фирмы, связанной с металлом. Они меня выслушали, пообещали подумать и на следующий день дали мне пять тысяч долларов наличными. Честно говоря, я этого не ожидал: грузин и литовец решили вдруг финансировать студенческую картину о казахах и со странной историей. Я просто обалдел от счастья, когда у меня в кармане оказались целых пять тысяч! Тогда, в 1993 году, для меня это было огромной суммой. Но и в то время за такие деньги снять даже документальный фильм было очень сложно. Особенно если учесть, что предстояла экспедиция в Казахстан. Пришлось вложить и свои сбережения. Потом, когда "Счастье" - одновременно и курсовая, и дипломная моя работа - было снято и отмечено на целом ряде фестивалей, я встретился с одним из своих инвесторов, литовцем, его Андрей зовут, и он сказал: "Мы предполагали, что ты деньги возьмешь и убежишь, но поняли, что, кроме нас, тебе никто их не даст, и потому решили помочь. Тем более что сумма для нас была незначительная". Такое вот было время, сейчас подобное трудно себе и представить.

- Как так вышло, что режиссер-документалист с именем вдруг ушел в игровое кино? Это потому что документальное кино переживает кризис ?

- Сошлось многое. Одна из причин - я почувствовал, что идти дальше и глубже, рассказывая истории о конкретных людях, уже не могу. Передо мной словно бы возник барьер, за которым и моим героям, и мне самому было бы слишком сложно жить. Мне не хотелось вторгаться в их частную жизнь и тем самым ломать судьбы людей. Документальное кино - опасное оружие, надо быть очень осторожным, и у меня сейчас нет достаточной мотивации, чтобы этим заниматься. Может быть, я слишком серьезно к этому отношусь.

Вторая причина: в документальном кино, к сожалению, утеряна связь со зрителем, оно стало элитарным видом кинематографа, и его удельный вес все больше и больше снижается. Отчасти потому, что оно эмигрировало на телевидение и трансформировалось в документальные программы. Это, в общем-то, и не фильмы, а именно документальные телепрограммы, у них нет кинематографической драматургии и многого другого, что делает документальный фильм искусством. Когда я встречаюсь на Западе со студентами или коллегами и говорю о документальном кино как об искусстве, на меня смотрят квадратными глазами: какое, мол, искусство, это телевизионный продукт. Он может быть хорошим или плохим, но это не кино. Я же хочу заниматься кино, а не телевидением.

Думаю, буду и дальше заниматься игровым кино. Оно увлекает, захватывает. Здесь ты сам создаешь параллельную реальность вместе с оператором, актерами, всей съемочной группой, а в документальном кино ты ее снимаешь - "воруешь". Это совершенно другой подход, и я узнал его вкус.

- "Тюльпан" смотрится легко, такое ощущение, что он снимался на одном дыхании ...

- Снимался трудно и долго: "одно дыхание" длилось четыре года!

- Кстати, как появился в вашей жизни этот фильм ?

- Когда я ездил по Казахстану и снимал "Трассу", в одном из аулов встретил семью, где девочку звали Тюльпан, - не в переводе на русский, а по-русски. Казахи часто в обиходе используют русские слова. Дело в том, что, когда она родилась, в степи буйно цвели тюльпаны. Я вспомнил об этом, когда придумал историю для своей первой художественной картины, и решил, что лучшего названия для нее и не придумаешь.

- Я имел в виду не название, а сам проект ...

- Были толчки со стороны Геннадия Островского, известного кинодраматурга. Мы с ним жили по соседству в общежитии Высших курсов: к счастью, мне разрешили там находиться с женой и ребенком и после учебы лет пять. Гена довольно долго - я тяжел на подъем в плане кардинальных решений - меня тормошил: "Давай сделаем игровой фильм, давай что-нибудь вместе придумаем". И в конце концов у меня созрела идея, и мы начали ее развивать. Через некоторое время о ней рассказали знаменитому немецкому продюсеру Карлу Баумгартнеру, и он, посмотрев мои документальные фильмы, загорелся.

- Почему Казахстан, кочевники ?

- Я мог снимать только о том, что хорошо знал и что мне казалось интересным и значимым. В основу сценария легли мои личные наблюдения, впечатления, переживания, оставшиеся в памяти с тех пор, когда летал по Казахстану. Я даже знал одного парня, который из-за больших ушей не мог жениться, - он и стал в какой-то мере прототипом моего героя.

- Ваш фильм снимался четыре года. Почему так долго? Были проблемы с финансированием ?

- В том числе и с финансированием. Мы снимали в степной глуши - до ближайшего города 500 километров, и потому любая проблема на съемках превращалась в глобальную. Мне хотелось снимать именно там, где могла произойти наша история, и такое место мы нашли в Бетпаке - Голодная Степь в переводе на русский. Долго снимали и потому, что технологически это было сложно. Но главная причина - другая. В самом начале мы сняли ключевую для фильма сцену, и когда я увидел ее на экране, то просто опешил, настолько мощной она оказалась в моем восприятии. Я понял, что надо в корне менять сценарий. Делать это в процессе съемок - самоубийство для режиссера. Так что на "Тюльпане" я совершил самоубийство, но я не мог иначе.

- И что это за сцена ?

- Роды. В сценарии мы с Геной Островским ее лишь обозначили: рождается ягненок. Но когда стали ее снимать и сняли, то все были потрясены уровнем жизненной достоверности происходящего и происходившего на наших глазах. У меня рука не поднялась порезать этот десятиминутный ролик. Я понимал, что это бриллиант, это неповторимо. И тогда встал вопрос: как же рассказывать историю, когда у меня один эпизод занял десять минут? Пришлось все переписывать, и в результате от первоначального варианта сценария осталось процентов двадцать. Но самое главное то, что ягненок установил нам планку. Я сказал: с этого момента, ребята, все мы оказались в очень сложной ситуации. Животные нам задали такой уровень жизненной правды, что мы будем выглядеть смешными, если опустимся ниже этого уровня. Даже минимум фальши сразу бросится в глаза зрителям. Это касалось и актеров, и режиссерских решений, и работы оператора и звукооператора. Особенно сложная задача стояла перед актерами. Решить ее непросто даже суперпрофессионалам, а у нас снимались совсем неопытные ребята.

Мы проводили большой кастинг, посмотрели многих людей во всех областях Казахстана. Искали в театрах, в театральных училищах, да и просто на улице. Мне хотелось: а) найти людей, незаштампованных в худшем - театральном - смысле этого слова и открытых для меня, режиссера; и б) это должны быть люди с сильными характерами - потому что я знал, что работа будет долгой и тяжелой. Мне нужны были люди, которые хотят этот фильм сделать, очень хотят. Которые пришли не только ради денег, но и вообще не ради денег. Заработали они в конечном итоге немного, затратив при этом массу сил и времени. И я знаю, что съемки для них стали незабываемым периодом в их жизни.

- Вы большое внимание уделяли животным, этнографическим моментам. Вам это интересно ?

- Не просто интересно. Я не ставил перед собой задачу: давайте покажем некую жизнь, которая не укладывается в привычные рамки, экзотическую жизнь. Для меня была важна прежде всего сама история, все остальное - ее наполнение. И экзотическая сцена рождения ягненка, которая занимает столь большое место в фильме как по длительности, так и по смыслу, логически вытекает из самой истории, является важнейшим ее элементом. Для меня документальные, условно говоря, эпизоды имели огромное значение, потому что... Про что эта картина? Про то, что счастье, о котором мечтает главный герой, как и любой нормальный человек, не где-то далеко, а здесь, рядом, в том, что с тобой происходит каждый день, каждую секунду. Каждая секунда "документальных" эпизодов, родов в частности, наполнена такой энергией и так стучит "молоточком" по сознанию главного героя, что он начинает ощущать ценность каждой секунды, каждой частицы своей нынешней жизни. Об этом можно долго рассказывать - и ничего не сказать, но достаточно увидеть, как меняется лицо человека в кадре под воздействием внезапно приоткрывшейся перед ним сущности жизни, - и все сказано. Ему становится ясно, ради чего стоит жить. И именно поэтому он остается в степи.

- А как снималась сцена родов ?

- Мы долго готовились к съемке, но подробно не проигрывали, что делать в том или ином случае, - он просто должен был быть самим собой в предложенных обстоятельствах. Мы не знали, когда именно будем снимать: никто не мог спрогнозировать, когда, где и какая овца начнет рожать. Овцы не любят, чтобы за ними наблюдали в такой момент, обычно они убегают. Мы недели две потратили только на то, чтобы узнать, с какой стороны и как подойти к овце в нужный момент. Мы разработали целую систему оповещения и наших действий. Чабан по рации сообщал, что намечаются роды, и мы всей группой выезжали на "скорой" в указанное место, в пожарном порядке делали грим Асхату, а он довольно сложный (чтобы его уши торчали, вставляли специальные пружины) и длился часа полтора. Овцы, как и люди, рожают и очень долго, и очень быстро. Нам стоило больших усилий добиться, чтобы все сошлось. Это была полудокументальная съемка, но Асхат играл, и поскольку я ему подробно не расписал, что делать, ему пришлось много импровизировать. Наверное, поэтому он выглядит на экране столь естественно.

- Многие режиссеры, в том числе и знаменитые, сталкивались с продюсерским произволом. Вы же всегда делали то, что хотели и как хотели. Как это удавалось ?

- Дело не только во мне - у меня был хороший продюсер. Бано, так мы звали Карла Баумгартнера, - человек творческий и увлекающийся, что не является типичной продюсерской чертой. Есть продюсеры - "бухгалтеры", а есть "художники". Карл - художник. Он очень любит кино, получает большое удовольствие, если видит, что материал красиво снят. У него огромный опыт: работал с Кустурицей, Джармушем, Аки Каурисмяки, Ким Ки-дуком, он видел, как я снимаю, и понял, что мне можно довериться, и потому особенно не давил. Но и для него это был очень трудный проект. И, конечно, возникали ситуации, когда приходилось применять и дипломатию, и убеждать, и настаивать, и даже ругаться. Все у нас было за эти четыре года, и мне стоило немало крови, чтобы все сделать именно так, как я хотел. Я ни в чем не уступил ни на грамм.

- Вы снимаете по нынешним меркам крайне редко. Неужели этого "редко" хватает, чтобы обеспечить достойный уровень жизни себе и своим близким ?

- Конечно, не хватает, конечно, им очень сложно. За четыре года я мог заработать в десять раз больше, чем заработал на "Тюльпане". Как-то удается существовать, как-то сводим концы с концами. Ясно, что для семьи такой муж, такой отец - авантюрист по натуре - не подарок.

- Жена, вижу, все понимает и принимает .

- Если б Оля не понимала, у меня не было бы жизни.

- Вы упомянули о комнате в общежитии, где жили с женой несколько лет и где росла ваша маленькая дочь ...

- Веронике уже семнадцать, она в РГГУ - Российском государственном гуманитарном университете - изучает историю искусств. У нас родилась и вторая дочь, София, ей пять лет. Ольга, естественно, не работает: кто же будет заниматься ребенком? К тому же она еще и учится, на заочном, правда, будет психологом. Вероника хочет в кино работать, но я сказал: получи сначала хорошее образование, без базы толку не будет. А вот София все твердо решила: будет кинорежиссером. Она обожает смотреть вместе со мной фильмы.

- Фестивальные награды вашему дебютному документальному фильму дали вам возможность и дальше работать в кино. Победа в Канне - пусть и не в главном конкурсе - также станет для вас "паровозом" ?

- Очень на это надеюсь. Все продюсеры, которые со мной раньше работали, и им было очень непросто, говорят: давай и дальше работать. Есть предложения и от других как отечественных, так и зарубежных продюсеров.

Есть уже сценарий или хотя бы задумки ?

- Есть идеи, которые я уже начал разрабатывать. Могу лишь сказать, что следующий свой фильм буду снимать в России.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;