Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 38 (7651) 2-8 октября 2008 года 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Петер Штайн, без перевода

Моноспектакль "Фауст - Фантазия": режиссер в роли артиста

Марина ГАЕВСКАЯ Фото Михаила ГУТЕРМАНА


П.Штайн. Монолог для голоса фортепиано

Знаменитого немецкого режиссера Петера Штайна мы привыкли воспринимать не иначе как постановщика крупномасштабных театральных проектов по зарубежной классике и создателя германской сценической "чеховианы", в свое время представленной Москве и вызывавшей повышенный интерес у столичной публики. Пришедшие 25 сентября на спектакль "Фауст - Фантазия", лишь один раз показанный на площадке Центра имени Мейерхольда, увидели совсем другого Петера Штайна. Оставаясь автором идеи и режиссером, он предстал перед публикой и в качестве исполнителя. Актерские опыты у будущего выдающегося постановщика, по его собственным словам, были лишь в студенческие годы. У нас же совсем немногим удалось "подсмотреть" его режиссерские показы, в частности, на репетициях грандиозной эсхиловской "Орестеи", поставленной в Москве в середине 90-х. И потому "Фауст-Фантазия", уже показанная в нескольких европейских столицах, для российских зрителей - первая возможность увидеть актерский потенциал известного режиссера. Правда, сам Штайн называет себя не актером, а декламатором. И неслучайно в программке рядом с его фамилией написано "голос". Жанр же спектакля определен как "Монолог для голоса и фортепиано". И музыка Артуро Аннеккино в исполнении пианиста Джованни Виталетти действительно существует в полном единстве с текстом И.В. Гете, звучащим в оригинале.

Спектаклем "Фауст - Фантазия" Театр Наций открывает новый сезон. Постановка Петера Штайна представлена в программе "Имена", в рамках которой планируется также показ моноспектакля Марины Влади "Владимир, или Прерванный полет". Сценическая версия Штайна - это тоже, по сути, моноспектакль, в котором единственным партнером исполнителя становится музыка. Режиссер, всегда удивлявший масштабностью многочасовых постановок и детальностью массивных декораций, на сей раз предельно лаконичен и краток. На сцене лишь фортепиано и два пюпитра, на которых вместо нот лежит текст Гете. Все действие укладывается приблизительно в полтора часа. А между тем в 2000 году в рамках Всемирной выставки "EXPO" в Ганновере Штайн показывал "Фауста", длившегося около 20 часов. Не имея возможности возобновить ту уникальную постановку, режиссер и композитор решили создать совершенно новую ее версию.

Сам Петер Штайн называет сочиненное действо концертом. Однако воспринимается оно все же, скорее, как полноценный спектакль. Изначально тон задают музыкальные аккорды, то резкие и взрывные, то мягкие и сдержанные. Исполнитель же следит по тексту как по партитуре, словно соединяя про себя звуки и слова. Затем он начинает читать вслух, и поначалу перед нами возникает привычная фигура режиссера, который на застольной читке пытается донести до актеров смысл написанного. Но постепенно мы начинаем видеть и разочарованного, скучающего Фауста, и вкрадчиво лукавого Мефистофеля. Петер Штайн встает и переходит к другому пюпитру, чтобы уже разыграть диалог застенчиво робкой Маргариты и загоревшегося страстью Фауста. В музыке звучит лирическая интонация, в которую словно врываются грозные раскаты внезапно налетевшей бури. Предчувствие беды и сострадание к погубленной душе слышатся и в голосе Фауста, сливающемся с тревожными, нервными аккордами. Но вдруг трагическая мелодия сменяется бурным переплясом. Начинается отчаянная вакханалия Вальпургиевой ночи. В таком же стремительном темпе, слегка пританцовывая в такт, Штайн на разные голоса изображает всевозможных дьявольски озорных колдунов, одержимых преступными страстями грешников, разновозрастных ведьм и прочую чертовщину. Ритмы речи и музыки, сливаясь в нечто целое, звучат в унисон. Речитатив порой переходит в вокал. А чтецкий "концерт" превращается в актерский спектакль. В атмосферу развеселого шабаша печальным контрапунктом врывается тема гибнущей невинной души. Слышатся церковные песнопения и осуждающий строгий голос. В ответ на отчаянно растерянные интонации обманутой девушки, робко вспоминающей о прежней любви, звучат торопливо холодные слова бывшего возлюбленного, пытающегося вызволить ее из тюрьмы. Страдающий, раскаивающийся, но разлюбивший Фауст вновь скучает, и надрывно пронзительные музыкальные аккорды словно подхватывают тревожно пульсирующий ритм каждой произнесенной им фразы.

Петер Штайн включил в свою "Фантазию" сцены из первой части "Фауста", хотя сам считает наиболее значительной вторую. Но глубокое знание материала ощущается и в режиссерской интерпретации отобранных им отрывков. В них словно уже заключена мысль о спасении души Фауста, который в исполнении Штайна полон раскаяния и отчаянной боли от осознания свой вины. Да и звучащий в оригинале текст (с русскими титрами на экране) воспринимается несколько иначе. К тому же сам ритм немецкой стихотворной речи, соединенный со звучанием фортепиано, приобретает неожиданную музыкальность. А режиссерско-актерская трактовка Петера Штайна порой открывает совершенно новые смыслы в знаменитом сюжете Иоганна Вольфганга Гете.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

ЮБИЛЕЙ КИНОАРХИВА

ЗВЕЗДЫ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;