Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 38 (7651) 2-8 октября 2008 года 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияИскусство бесценноСтраховать культурные ценности у нас не торопятся ИНИЦИАТИВАМария ТОКМАШЕВА Фото ИТАР-ТАСС Cтало известно, что компания "Альфастрахование" взялась обеспечить страховую защиту христианских реликвий - драгоценных ковчегов с мощами святых и фрагментов Ризы Господней и Ризы Богородицы, хранившихся в Благовещенском соборе Московского Кремля и переданных во временное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви.
Общая сумма страховки - 142 миллиона евро. Реликвии застрахованы от всех рисков, включая неумышленные неосторожные действия третьих лиц, в том числе священнослужителей. Причем реликвии во время больших церковных праздников будут выноситься для поклонения. Ход, конечно, нетривиальный, тем более что речь идет о реликвиях, то есть объектах невосполнимых и в прямом и в переносном смысле слова. Впечатление, что страну охватила настоящая "страховая эпидемия", складывается сегодня у многих. Реклама ведущих страховых компаний в прайм-тайм давно уже перестала быть редкостью, на страницах желтой прессы то и дело возникают сообщения о том, что очередная "звезда" застраховала на энную сумму любимую часть тела. Но страховой бум прошел мимо государственных учреждений культуры. В частности, российских музеев, в чьих запасниках хранится национальное достояние страны. Руководитель направления страхования культурных ценностей компании "Альфастрахование" Андрей Куча признает, что случай этот для России действительно уникален. Все дело в том, что застрахованный предмет не покидает пределов страны, и, несмотря на то, что передан РПЦ, фактически является музейным экспонатом, который какое-то время хранится в запаснике, а потом перемещается в экспозицию (в данном случае - выносится во время церковных праздников). "Насколько мне известно в нашей стране ни один экспонат, если он не вывозится на временную выставку, не застрахован", - говорит представитель страховой компании. Такие же данные я получила и от компании "Спасские ворота", которая на сегодня является одним из главных партнеров российских музеев (в частности, ГМИИ имени А.С.Пушкина) в деле страхования выставок, выезжающих за рубеж. На самом деле даже с этим сегментом российского рынка страхования до недавнего времени у нас были проблемы. Страхование произведений искусства на время их выезда из родных стен обязательно по конвенции ООН. Причем, произведение защищено по принципу "от гвоздя до гвоздя" (хотя в английской версии "wall to wall" - "от стены до стены"). За последние годы самым громким делом остается ситуация с картиной Рембрандта "Портрет пожилой женщины", которую ГМИИ отправил на выставку в Хьюстонский музей. Во время транспортировки в картине образовалась дыра размером в семь с половиной сантиметров. В результате страховая компания выплатила Пушкинскому музею 1 миллион 200 тысяч долларов. Несмотря на то, что картина была застрахована "Ингосстрахом", ее перестраховали в "Lloyd's", которому и пришлось выплатить около 90 процентов суммы в виде компенсации реставрационных расходов и снижения рыночной стоимости полотна. Тогда к страховой стоимости картин, привезенных из России, за рубежом долгое время относились недоверчиво. Только в 2004 году совместными усилиями британских и российских компаний была выработана устраивающая международное сообщество система оценки и экспертизы произведений искусства из нашей страны. Теперь, согласно внутреннему законодательству, музеи должны страховать вывозимые картины в отечественных компаниях. Экспонаты, понятно, страхуются только на этот выездной период. Как только ценность оказывается на своем родном музейном месте, ее страховка автоматически заканчивается. После каждой громкой кражи СМИ сообщают нам, что ни один из украденных экспонатов "даже не был застрахован!" Даже далеким от музейных будней людям понятно: страховать предмет, находящийся в постоянной экспозиции, должно государство. Но о какой страховке может идти речь, когда почти 40 процентов российских музеев требуют капитального ремонта? Конечно, страховать все без исключения экспонаты вряд ли целесообразно. И все же в каждом музее найдутся особо ценные, уникальные предметы, которые следует застраховать, ведь на их состоянии отражаются даже малейшие перепады температуры и влажности. Ну и от стандартных рисков никто не застрахован. "Конечно, страховать музейные экспонаты необходимо. Но для этого нужно целевое финансирование, с которым пока у нас, к сожалению, проблемы. Страховая компания может всячески подчеркивать важность страхования стационарных собраний, но все это лишь разговоры "в пользу бедных" - и в прямом, и в переносном смысле слова", - говорит начальник управления по страхованию культурных ценностей СГ "Спасские ворота" Анастасия Юрченко. "Даже если музеи захотят застраховать какой-то свой особо ценный экспонат, они вряд ли смогут позволить себе это на выделяемые государством средства", - объясняет Андрей Куча. И все же страхование постоянных экспозиций в нашей стране идет, пусть и не семимильными шагами. Например, в 2004 году псковский филиал Страхового Дома ВСК застраховал музейные экспозиции трех усадеб, входящих в комплекс "Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина "Михайловское". Таким образом страховой защитой обеспечили 1259 экспонатов в усадьбах Тригорское, Петровское и Михайловское. Лимит ответственности Страхового дома был тогда чуть больше 80 миллионов рублей. Пакет рисков включал в себя пожар, стихийные бедствия, умышленные противоправные действия третьих лиц, кражи со взломом, грабеж, разбой, повреждение водой из водопроводных, канализационных, отопительные сетей и систем пожаротушения. В 2005-м на сумму в пятьсот тысяч рублей был застрахован Дом-музей А.С.Пушкина в Болдине. А в прошлом году СОАО "Русский Страховой Центр" и ГМИИ имени А.С.Пушкина подписали договор о страховании Мемориальной квартиры Святослава Рихтера. Но специалисты утверждают, что подобные случаи скорее относятся к страхованию имущества, а следовательно, специфика культурных ценностей не учитывается. Также в рубрике:
|