Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7658) 20-26 ноября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаСЕРГЕЙ ХУДЯКОВ: Сказать, что кризис нас не касается и мы совершенно спокойны, я не могуАКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮМарина СТАРУШ Фото Степана РАПЧЕВСКОГО
- Сергей Ильич, Департамент культуры города Москвы, который вы возглавляете, если судить по количеству, качеству и амбициозности культурных проектов за последние годы, включая здания, построенные для известных театров, и конечно, возрожденное для новой жизни Царицыно, можно считать не только самым активным, но и самым эффективным в стране . - Давайте скажем прямо - таких средств, которые выделяются на сохранение и развитие культуры из нашего городского бюджета, никогда не было у коллег из регионов. В рамках бюджета есть инвестиционная программа, которая позволяет нам и строить новые здания для учреждений культуры, и реставрировать старые. Сейчас, например, на очереди музеефикация уникального ансамбля "Провиантские склады". Это будет грандиозный проект: как по миллиардным инвестициям, так и по результатам - суперсовременному учреждению культуры, действительно музею XXI века. Но это не приходит само по себе. Даже не знаю, как сказать, чтобы меня не обвинили в излишней комплиментарности, но факт остается фактом - Правительство Москвы и мэр города действительно уделяют культуре огромное внимание. - Это все знают, и уверена, вам не раз приходилось слышать: с такими деньгами и мы бы горы свернули. Что, кстати, не обязательно правда. Но как много ни было бы денег, их всегда не хватает. Поэтому главное - сформулировать последовательную культурную политику, адекватную запросам времени и обстоятельствам, понять, что "во-первых", а что "во-вторых". Как бы вы определили приоритетные направления в культурной политике столицы ? - Сегодня наша культурная политика основана на трех важнейших принципах - сохранение культурного наследия, поддержка свободы творчества и инициативных проектов деятелей культуры и искусства, перспективное развитие системы учреждений культуры города Москвы. Поскольку наши приоритеты определяются социальными программами Правительства Москвы, в прошлом и в нынешнем году акцент был сделан на улучшение условий работы детских учреждений и тех, кто занимается семьями. Скажем, за минувший сезон в театрах города побывали 1 миллион 200 тысяч детей - это беспрецедентная цифра. И замечу, для значительного числа маленьких зрителей посещение спектаклей было бесплатным: более десяти лет наш департамент финансирует программу бесплатного посещения группами школьников спектаклей и концертов, а также льготные билеты для незащищенных слоев населения. Понятно, что театры на этом никаких убытков не несут - все в полном объеме компенсирует Правительство Москвы. Причем, заметьте, в столичных театрах появился наконец детский репертуар - 170 премьер за год уже не позволяют согласиться с мнением, еще недавно весьма распространенным, что детский театр благополучно скончался. К детскому репертуару обратились даже те театры, которые никогда не ставили для детей. - Обратились по велению души ? - И по велению души, я думаю. И из понимания простой закономерности: если сегодня в театр не придет маленький зритель, то через десять лет у них не будет взрослых. И, конечно, департамент осуществлял поддержку конкретных проектов для детей в театрах и кинотеатрах в рамках сформулированного нами вместе с деятелями культуры понятия "государственный заказ". Кстати, создаются и детские кинотеатры. Вообще, наша реорганизация системы кинопроката себя оправдывает. В Москве стали чаще проходить фестивали отечественного кино, появились новые формы организации кинопоказа для самых разных категорий населения. Недавно учредили новую литературную премию имени К.Чуковского для лучших авторов, пишущих для детей... - По нынешним временам престиж детского писателя надо поддерживать и укреплять - об этом давно говорят, но сегодня многие не уверены, будут ли у них читатели ? - Я не думаю, что положение дел столь катастрофично. Из 440 публичных библиотек города 168 работают с детской аудиторией, то есть либо являются детскими, юношескими, семейного типа, либо имеют детские кафедры. В них зарегистрировано около 900 тысяч пользователей. И эта цифра позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. Другое дело, что пропаганда литературы, приобщение к чтению требуют постоянной работы и внимания. Прежде всего необходимо модернизировать библиотеки - не только с точки зрения оборудования, но и с точки зрения идеологии, самого предназначения этого вида деятельности. Современная библиотека должна работать как многопрофильное учреждение культуры, оперируя новейшими информационными технологиями. За 2001 - 2007 годы была реализована программа создания 175 интеллект-центров различной направленности, но и проблем здесь немало. Скажем, пока только одна четвертая часть заявок и запросов обрабатывается с помощью современных компьютерных систем, и только в 15 библиотеках города используется электронный читательский билет. Естественно, это влияет на уровень и качество обслуживания. Но не надо возлагать исключительно на библиотеки непосильную ответственность за престиж и востребованность русской литературы. Это задача всего общества. Общество должно продемонстрировать уважение и почтение к российской словесности, которая создает и хранит "генетический код" нации. В наступающем году знаковым станет празднование юбилея Н.В. Гоголя. Правительство Москвы приняло специальное постановление. И наш департамент выступит координатором 50 городских программ по чествованию великого русского писателя, а всего в Москве в учреждениях культуры и образования пройдет более 1500 мероприятий. Перечислить их, как вы понимаете, не представляется возможным, но не могу не упомянуть театральный фестиваль по произведениям Гоголя, большой литературный праздник на Гоголевском бульваре, центром же празднования станет Гоголевский центр, учреждение культуры нового типа (музей - научная библиотека). - В начале учебного года мы проводили опрос руководителей известных музыкальных школ Москвы и, честно говоря, были приятно удивлены тем, что ежемесячная плата за обучение составляет всего 200 рублей в месяц. Но все-таки доступность художественного образования - это одно, а его качество и прежде всего материальная база - другое ... - В ведении нашего департамента 130 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. Как вы знаете, проблемы в области детского художественного образования копились годами. И лишь недавно нам удалось разрешить самые насущные и острые из них. Например, на 60 - 80 процентов обновлены музыкальные инструменты, причем для школ приобрели инструменты высочайшего качества. Регулярно мы выделяем гранты на поддержку инновационных проектов в сфере образования, а 100 наиболее талантливых учащихся получают стипендии Правительства Москвы в размере 10 000 рублей. И, что не так пафосно, но немаловажно, наладили организацию и качество питания в системе общего и профессионального образования. Однако наша задача не только в том, чтобы поддержать исключительно талантливых детей, которые со временем - я уверен - составят славу российского искусства, но и тех, для кого занятия хореографией, музыкой, пением становятся предпочтительным времяпрепровождением. Социологи ведь правильно подсчитали: чем меньше мы тратим на культуру, тем больше - на колонии для преступников. Сегодня в Москве в 90 клубных учреждениях работают более 4800 детских творческих коллективов, в которых занимаются около 66 тысяч детей в возрасте до 14 лет. Это немало. И за последние годы их количество значительно выросло. Но для нашего мегаполиса, мы понимаем, этого недостаточно. Будем напряженно работать в этом направлении дальше. - Зато по количеству театров, которые не в состоянии не только охватить, но даже подсчитать ни один театральный критик, Москва не имеет себе равных в стране. Однако возникает вопрос, так ли необходимо городу такое количество театральных коллективов, не каждый из которых, прямо скажем, имеет отношение к подлинному искусству ? - С недавнего времени в учредительные договоры с театрами мы вводим норматив по минимальному проценту наполняемости зрительных залов - не менее 50 процентов. На бюджетную поддержку может рассчитывать только тот, кто нужен городу. Хочу подчеркнуть, что это относится не только к театрам. В этом году мы впервые вводим договорные отношения с концертными организациями, включающие государственное задание с установленными нами в порядке эксперимента нормативами деятельности. Но важно понимать и то, что искусство - это всегда поиск новых форм и смыслов, которые далеко не сразу и безоговорочно принимаются широкой публикой. Нередко эти поиски связаны со сменой поколений в искусстве и нуждаются в особой поддержке. Наш проект "Открытая сцена" позволяет осуществлять государственную "молодежную" культурную политику в области театрального искусства. С помощью системы грантов мы адресно поддерживаем конкретные творческие проекты, помогаем молодым театральным деятелям выйти к публике. Стараемся следить и за дальнейшей творческой судьбой их спектаклей. Правда, без значительного количества свободных сценических площадок делать это трудно, и мы не можем многим замечательным спектаклям, созданным при нашей поддержке, обеспечить дальнейший широкий прокат, а значит, и полноценную сценическую жизнь. Эта серьезнейшая организационная проблема пока не решена, но решается. - Москва - огромный мегаполис, в сущности, состоящий из нескольких городов, настолько разных, что они, образно говоря, никогда не встречаются друг с другом. Исторически сложилось, что старейшие и знаменитые учреждения культуры сосредоточены в пределах Садового кольца. Как развивается культурная жизнь в "спальных районах "? - В 2006 году Правительство Москвы утвердило Схему развития объектов культуры города Москвы на период до 2025 года. За это время предполагается построить 20 новых культурных центров городского уровня, которые планируется сформировать в местах пересечения третьего транспортного кольца с радиальными магистралями, а также более 60 окружных центров культуры. А в рамках программы "Культура Москвы (2008 - 2010 гг.)" мы планируем начать строительство нескольких многофункциональных центров культуры в крупнейших жилых районах столицы, где уровень "культурных услуг" очевидно недостаточен. В первую очередь не хватает библиотек и школ, работающих в сфере художественного образования. Мы считаем это одной из главных проблем, которые предстоит решить нашему департаменту. - Планы грандиозные, но кто будет работать в этих центрах? Кадровая проблема - одна из самых серьезных и, как выяснилось, труднорешаемых задач в сфере культуры. Их не хватает по всей стране, что, в общем, неудивительно при столь низких зарплатах. Понятно, что в Москве дело обстоит лучше, чем во многих регионах. Но насколько лучше ? - Кадры - тема очень непростая, и уже долгие годы она вызывает серьезное беспокойство. Но Москва и здесь оказалась в привилегированном положении. Существует система разного рода надбавок, коэффициентов, которая позволила сегодня довести среднюю зарплату работников культуры почти до 21 000 рублей - намного больше, чем в других регионах России. Если бы нам не удалось увеличить зарплату в библиотеках, клубах, музыкальных школах, случилась бы катастрофа. Как только мы это сделали, значительно уменьшилась текучесть кадров, появилась молодежь. У нас существует и внутримосковская система повышения квалификации, ориентированная на подготовку тех специалистов, которых еще не готовят в традиционных вузах. Ведь жизнь все время выдвигает новые требования, а обучение, к сожалению, за ними не успевает. В 2008 году на базе РАТИ по инициативе и при поддержке Правительства Москвы был набран бюджетный курс актеров и режиссеров кукольного театра, которых сегодня так не хватает в столице. - И, наконец, вопрос, который не хотелось бы задавать, но уже прозвучало неприятное слово "секвестр" бюджета, а начинают обычно с культуры. Каков ваш прогноз: будут ли сокращены или урезаны московские культурные программы ? - Сказать, что мы совершенно спокойны и нас это не касается, я не могу. Мы, конечно, видим усилия правительства и слышим заявления, о которых вы сказали. И понимаем, что мировая экономическая ситуация может преподнести неприятные сюрпризы. Во всяком случае, никто еще не сказал, что кризис позади, волноваться нечего. Вместе с тем мэр неоднократно говорил о том, что руководство города приложит все усилия, чтобы Москва минимально ощутила кризис. Возможно, какие-то наши программы будут несколько "растянуты", что-то, скажем, будет построено не через год, а через полтора, что-то отреставрируют чуть позже, чем запланировано. Наша задача сделать так, чтобы подобные разрывы оказались минимальными, а лучше - незамеченными. Я вообще допускаю, что, если не случится какого-нибудь гипертрофированного развития кризиса, культуры это вообще не коснется. Я совершенно искренне вам об этом говорю. Кроме того, все, что раньше входило в понятие "социально защищенные статьи бюджета" - а это зарплаты, содержание и охрана зданий, безопасность и др., - будет выполнено в тех объемах, которые запланированы. Говорю об этом твердо и уверенно, так как имею гарантию - позицию руководства города, Правительства Москвы. ДОСЬЕ Сергей Ильич ХУДЯКОВ, руководитель Департамента культуры города Москвы Родился в Москве 21 ноября 1948 года. Кандидат философских наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Имеет высшее техническое и гуманитарное образование. Вся его жизнь связана с Москвой. Более двадцати лет работает на руководящих должностях в системе исполнительной власти столицы. Все эти годы занимался вопросами развития культуры и искусства города, а также других направлений социальной сферы. Назначен на должность председателя Комитета по культуре города Москвы в феврале 2001 года. Награжден медалями "За заслуги перед Отечеством" I и II степени, медалью "850-летие Москвы", благодарностью министра культуры и массовых коммуникаций РФ "За значительный вклад в развитие культуры". Также в рубрике:
|