Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18 (7681) 14-20 мая 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираМужчина и женщина сорок лет спустяМихаил Барышников и Ана Лагуна начали турне по Европе Екатерина БЕЛЯЕВА
Страсти вокруг приезда великого эмигранта в Ригу разгорелись еще в конце ноября, когда на одном латвийском сайте была открыта продажа билетов на два майских спектакля, которые Барышников обещал дать в городе, где он родился, в паре со шведской танцовщицей Аной Лагуной. На этом сайте не было никаких подробностей относительно того, что за событие грядет в Риге. Позже выяснилось, что Рига - не единственное место, где знаменитая пара покажет свою новую программу. Речь идет о европейском туре, который начался в Риге в мае и закончится в конце 2009 года где-то в южных штатах Америки. Барышников и Лагуна проедут через Швецию, Италию, Польшу, Сербию, Испанию и Голландию, но билеты на эту программу давно распроданы, так что счастливым обладателям билетов сетовать по поводу крюка в провинциальную Ригу не пришлось. Уже несколько лет подряд Барышников привозит в Европу спектакли, подобные этому, и прокатывает их множество раз не в самых больших театрах. Главный его принцип - чтобы билеты были доступны абсолютно всем, и цены колеблются от десяти до семидесяти евро, что в пределах разумного для скромного балетомана. Единственной преградой к встрече с любимым артистом может стать неумение пользоваться билетной кассой on-line, потому что до живой кассы билеты практически не доходят. Это факт. Барышников не изменил своего мнения о преимуществах танца в Америке, но в настоящий момент он постоянно находится в поисках средств для своего любимого детища - Центра искусств в Нью-Йорке (у этого центра много направлений поддержки молодых талантов в разных областях искусства: соискатели со всего мира могут получить стипендию на стажировку или другие привилегии, столь нужные молодым; кто-то получит деньги на проведение персональной выставки, кто-то - право на постановку или заказ на сценарий. - Е.Б.). Доходы от выступлений Барышников перечисляет в центр и, чтобы доход был стабильным, наладил систему ежегодных европейских турне. Нынешний выезд в Европу должен покрыть значительную часть расходов по строительству концертного зала, которого у Центра искусств пока нет и в котором он очень нуждается. Все эти прозаические подробности можно было здесь и не приводить, если бы не было повода сделать комплимент Барышникову и его центру. Как никто другой, артист ощущает резкую нехватку хореографов и по мере сил решает эту проблему. Одного из его подопечных, француза Бенжамина Мильпье, отметившегося постановками для центра, например, начали приглашать в качестве хореографа в Парижскую Оперу, о чем наша газета неоднократно писала (о премьере балета Мильпье "Амовео" можно прочитать в газете "Культура" № 46 за 2006 год; о премьере "Триады" - в № 40 за 2008 год. - Е.Б.). Многим из тех, кто работает в центре, Барышников заказывает миниатюры для себя и в любом случае их показывает в программах, добавляя лишние очки популярности постановщикам. Соло "Годы спустя", поставленное Мильпье еще в 2006 году и в 2009 году подновленное, вошло в нынешнюю программу. Понятно, что это номер сугубо на Барышникова и без его участия потерял бы всякий смысл, но мысль, заложенная в эту хореографию, несомненно, имеется. Соло "Годы спустя" на музыку Филиппа Гласса посвящено воспоминаниям большого артиста, но только не ностальгическим плаксивым рефлексиям старости. Тонкий, хрупкий человечек пытается вспомнить какие-то па под еле слышную монотонную музыку. И вдруг лилипут попадает в луч света и отбрасывает гигантскую тень на экран, на котором проступают контуры совсем другой истории: то некий профессионал бодро танцует модерн, то, когда пленка отматывается назад, юный виртуоз от балета "стрижет" ногами воздух, и снова тот взрослый незнакомец бодро отбивает каблуками ритм. Маленький человек не может поспеть за этими двумя, но он не теряется, ведь "типы" из фильма - лишь персонажи его нелинейной памяти. Ему не нужна машина времени, чтобы повернуть время вспять, он хочет остаться в своем времени и продолжать следовать в ногу с ним, ловя кайф от каждой минуты. А открывала вечер премьера - соло "Вальс-фантазия", которое на Барышникова поставил Алексей Ратманский еще в бытность худруком Большого театра. Номер ждал своего часа и дождался, чтобы его включили в программу гастрольного тура. Теперь рижане могут гордиться дополнительно тем, что Барышников не просто дебютировал сорок пять лет назад на сцене Латвийской Оперы как артист, но и подарил им премьеру. Во время коротенькой речи, обращенной к зрителям на генеральной репетиции, Барышников пояснил, к какой истории восходит сюжет "Вальса-фантазии". Оказалось, что сюжет навеян историей, которая произошла с композитором Глинкой, автором музыки. Он был безумно влюблен в дочь Анны Петровны Керн, юную Екатерину. А когда Глинка решил признаться ей, Екатерина Керн публично отвергла его. В течение нескольких месяцев он пребывал в страшном отчаянии, подумывал о самоубийстве. Потом уехал за границу, а по возвращении был разочарован в предмете страсти. Вроде бы в номере Ратманского нет ничего необыкновенного, даже хореографии толком нет. Молодой человек готовится к серьезному объяснению, репетирует будущий спектакль: ищет подобающее выражение лица, завязывает галстук, щегольски растрепывает волосы, раскланивается перед зеркалом, пританцовывает. Приходит в дом к своей даме, играет, как по написанному, и все это совершенно безуспешно, поскольку она отвергает его. Герой собирается стреляться. Разыгрывает новый спектакль, теперь связанный с самоубийством. Что-то удерживает его от последнего шага. Свет гаснет, затем слабо зажигается. Из темноты выходит наш герой - самоубийство он заменил добровольной ссылкой за границу. Теперь он вернулся и начал выходить в свет. Ему на глаза попадается его бывший объект, но, о чудо, чары красавицы больше не действуют. Он довольно улыбается, сам не понимая, как он мог так нелепо попасться. Красивая шутка хореографа, поэтический каприз, влюбленный Барышников. Перед зрителями предстает Миша таким, каким он был, возможно, сорок лет назад. Это воспоминание, проигрыш прошлого приятны артисту. Он отбрасывает годы прочь, он парит. Пара тактов музыки и строки Пушкина, обращенные к Керн, или другие, автором которых был, может, Дельвиг, танцуют вместо артиста, не на шутку увлекшегося пантомимой. Номер длится какие-то десять минут, а сказано так много. Дуэт "Место" - это большая вещь Матса Эка, идеальная для представления пары артистов-мастеров. В ней много витальности, пляски радости, апофеоза жизни, но как-то незаметно чувствуешь, что Эк хочет рассказать о смерти, об уходе, о закате. Мужчина и женщина "сорок лет спустя" оглядываются назад, вспоминают, ностальгируют, радуются, злятся, пока, наконец, по очереди не отматывают время вперед и назад, репетируя свою жизнь на тот случай, если кто-то из них вдруг исчезнет, уйдет, умрет. Швед Матс Эк и испанка Ана Лагуна - две половинки, муж и жена, север и юг, хореограф и балерина, художник и муза. Эгоист в семейной жизни, Эк ставит финал балета так, чтобы ушел мужчина как более слабый в паре, - тогда он не увидит, как уйдет она. Однозначно, что, сочиняя балет, Эк имел в виду свой личный выбор, а не общую формулу "мужчина - женщина". Барышников, который решил добавить этот спектакль из предыдущей программы в нынешнюю, как бы посвященную воспоминаниям, бережно исполняет текст Эка, но настаивает на своем выборе в жизни. Путь Барышникова - это путь льва-одиночки, который живет в прайде, но охотится один, поэтому та часть спектакля, где он играет оставленного без руля, без ветрил мужчину (женщина прячется под ковер - вроде как умирает), у него получилась кульминацией, а грустный финал чуть смазывается, чуть ненатурален. Оказавшись один в комнате, его герой обретает второе дыхание, получает второй шанс сделать в жизни что-то очень-очень важное и значительное. У него расправляются плечи, загораются глаза, а тело начинает двигаться в неведомом доселе ритме. И когда женщина, попробовав умереть, возвращается, этот герой-завоеватель просто радуется веселому танцу вдвоем, а не только новому обретению своей второй половинки. Он спешит показать ей, какой он молодец и как много в нем сил, и как много подвигов ради нее он еще совершит. Что ж, Барышникову шестьдесят один год, а он все прежний - заставляет реки течь по выбранному им руслу. Не зря же он внес главные поправки в полуторавековую "Жизель", предъявив всему миру Альберта, который вопреки всем либретто сходит с ума во втором акте. Также в рубрике:
|