Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7725) 1-7 марта 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ

Художники России - вчера, сегодня, завтра


Министр культуры Российской Федерации А.Авдеев, Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском Федеральном округе Г.Рапота, заместитель председателя Комитета по культуре Госумы А.Тягунов и председатель Союза художников России А.Ковальчук открывают выставку "Большая Волга в Москве". Центральный Дом художника. 25 июня 2009 г.

Прошел год с момента избрания на X съезде Союза художников России его нового председателя, известного российского скульптора народного художника России, лауреата Государственной премии РФ Андрея Николаевича КОВАЛЬЧУКА. Сегодня он размышляет о судьбах многотысячного коллектива российских художников.

Прошлое, настоящее и будущее - вечная триада, волнующая любого художника. Поэтому и образ Древа жизни, находящий свое многообразное отражение в искусстве, испокон веков является символом связи времен и поколений.

Союз художников России (СХР), истоки которого восходят к лучшим традициям отечественного искусства, к сообществам мастеров изобразительного творчества, таким как "Товарищество передвижных художественных выставок" или "Союз русских художников", образованный в 1894 году, также имеет свои глубинные корни.

Сегодняшняя его история может исчисляться с момента юридического оформления в 1957 году. Он - реальный правопреемник СХ РСФСР, хотя десятки его отделений были созданы еще в конце 1930-х годов, ведя свое прямое происхождение от СХ СССР.

Более чем полувековой путь, пройденный российским изобразительным искусством, позволяет верить в будущее СХР, которое уже сейчас полнится молодыми творческими силами - недавними выпускниками художественных вузов, исповедующими принципы "Традиция", "Мастерство", "Духовность", которые являются для нашего Союза краеугольными...

В залах Всероссийской выставки "Молодые художники России". Москва. Центральный Дом художника. Февраль 2007 г.

Выдающиеся мастера, работавшие в России в середине XX века, входили в СХ РСФСР / СХР. Это А.Дейнека и С. Герасимов, М.Аникушин и О.Верейский, Д. Шмаринов и А.Пластов, С.Коненков и П. Кончаловский и еще многие и многие другие известные живописцы, графики, скульпторы, искусствоведы. Тогда российский Союз был уважаем не только в СССР, но и за его пределами. Его выставки собирали тысячи поклонников, а съезды проходили в Кремлевском дворце. Многие знаковые произведения, предъявленные в ту пору публике, теперь находятся в Третьяковке или Русском музее, стали выдающимися событиями в истории искусства.

Сегодня же, к сожалению, о Союзе художников России говорится и пишется в прессе не так уж и много. Думается, что даже многие любители искусства абсолютно не осведомлены о его деятельности. О причинах этого сейчас говорить не будем - они разнообразны. Но вот рассказать российской общественности о сегодняшнем дне Союза художников России в связи с этим мне кажется целесообразным.

Ныне СХР объединяет более 11 тысяч художников с разными взглядами и устремлениями в искусстве. Они работают в 105 отделениях Союза, существующих практически во всех республиках, краях и областях. Ряд этих мастеров - люди старшего поколения, и мыслят они все еще теми, сложившимися в годы их юности, категориями. Но есть и новая плеяда художников, которая воспитана в духе реалий конца XX - начала XXI столетия, с их новыми ритмами и новой философией. С ними можно не соглашаться, их можно не понимать, но отрицать их стремление к поиску, новому невозможно. Оценку их творчеству нужно оставить искусствоведам, критикам. Она еще не сформировалась, и впереди - дискуссии и полемика. Впрочем, нужно время, чтобы расставить все на свои места. А так как подавляющее большинство членов нашего Союза придерживается реалистических традиций, то и союзная молодежь во многом впитала эти идеалы. И все же хочется, чтобы она не закостенела в догмах и штампах, а была активной, творческой и креативной. Творческие поиски молодых в сочетании с профессиональной школой должны дать серьезный художественный результат.

В последнее время мы активно сотрудничаем с Российской Академией художеств (РАХ). Наши художники участвуют в ее проектах и помогают их реализации. Особенно заметно это на юге России, на Волге, в Сибири.

Фрагмент экспозиции Всероссийской выставки "Молодые художники России". Москва. Центральный Дом художника. Февраль 2007 г.

Так, например, РАХ, по-моему, правильно стремится к сохранению баланса между традиционными художественными ценностями и постоянно возникающими инновациями в современном искусстве. Нашему Союзу, по-видимому, тоже стоит задуматься о включении в этот процесс. Особенно в контексте предстоящей в конце года молодежной выставки, в экспозиции которой будут представлены работы мастеров из многих регионов России. Для этого у СХР есть все возможности.

В начале пройдут выставки во многих наших отделениях по всей стране, и лучшие работы из их экспозиций приедут в Москву. Это первый этап выявления наиболее способных, творчески активных молодых художников.

В дальнейшем Союз будет предлагать разнообразные механизмы для последующего становления и развития творческой молодежи. Это могут быть выставочные проекты, специализированные молодежные группы в домах творчества, пленэры, мастер-классы художников старшего поколения. В свою очередь, РАХ продолжает развивать положительную, эффективную практику послевузовского образования в академических мастерских под руководством опытных педагогов, среди которых много выдающихся мастеров.

СХР исторически большую роль в процессе адаптации творческой молодежи отводит домам творчества. Раньше они были своеобразными проводниками опыта поколений, объединяя на своих территориях в рамках творческих групп или "потоков" художников разного возраста и различных манер. Всех их и "Академическая дача", и "Челюскинская", и "Дом Кардовского" приобщали к сложившимся на протяжении десятилетий мощным художественным импульсам, постепенно формируя из них опытных и талантливых творцов прекрасного.

Финансирование пребывания молодых живописцев на "Академической даче" - давнишняя и постоянная традиция СХР. Многие годы именно там, в творческой атмосфере содружества с художниками старших поколений, создавались полотна, ставшие затем золотым фондом российского искусства.

Я вспоминаю себя молодым скульптором, приехавшим на творческую дачу в Переславль-Залесский. Период работы там стал для меня плодотворным, эффективным. Работа, учеба, общение - все это, сконцентрированное в два месяца пребывания, дало мощнейший толчок моему творчеству.

На современном этапе нам все труднее становится содержать дома творчества, так как средств, получаемых от использования сохраненной СХР собственности, созданной трудами предшествующих поколений художников, не хватает для решения большого объема задач, стоящих перед СХР. Расходуя эти средства исключительно на уставные цели, мы не можем с таким размахом, как раньше, претворять в жизнь традиционные программы бесплатных творческих групп.

Поэтому нужны поиски новых форм их деятельности и возможностей для поддержания. Это могут быть туристские программы, привлечение студентов и школьников на каникулярное время, учеников детских художественных школ, студентов училищ и вузов на пленэры. Главное - заинтересовать общество этими историческими территориями, овеянными именами великих российских мастеров изобразительного искусства: И.Репина, А.Куинджи, В.Гаврилова, В.Стожарова, Д.Кардовского и многих других.

И здесь важно, чтобы местные власти или представители бизнес-сообщества проявили свой непосредственный интерес к этим заповедным местам российской культуры и, возможно, совместно с нами развивали различные культурные проекты.

Исторически СХР проводит большую и разнообразную деятельность, среди которой не последнее место занимают и международные контакты. Их развитием и расширением во многом занимаются наши региональные организации. Из множества событий и проектов международной жизни нашего многонационального Союза, объединяющего более 100 национальностей, остановлюсь лишь на некоторых...

Это постоянные международные пленэры: в Белгороде, белорусских и смоленских художников в Витебске, "Мещерские дали" в Рязанском отделении, где в 2006 году рядом с россиянами работали мастера Украины, Беларуси и Германии; совместный проект "Кибитки. Астрахань - Казахстан" художников Астраханского отделения и т.д.

Прочные творческие связи сформировались у наших Архангельского и Карельского отделений с Норвегией и Финляндией, с Южной Кореей развивают свои контакты Владивостокское, Магаданское и Хабаровское отделения. Там проходит постоянный обмен совместными выставками и делегациями, устраиваются пленэры. С художниками городов-побратимов из Франции, Германии, Польши проводит совместные мероприятия отделение СХР в Сергиевом Посаде.

Стоит упомянуть Красноярское отделение СХР, которое уже не первый раз проводит традиционные выставки "Сибирский ветер" в Берлине и Харбине, обменные экспозиции с Китаем и Южной Кореей, издает альбомы, каталоги, приглашает художников из других стран с их персональными выставками. Приведем в качестве примера персональную выставку французского художника-модельера Пако Рабана в Красноярске и выставку красноярских графиков "Тысяча и одна ксилография" в Пекине, выставку красноярцев в Сан-Франциско.

В памяти российских художников еще живы воспоминания об уникальных, поистине знаковых экспозициях 1970 - 1980-х годов, созданных совместными усилиями российских мастеров изобразительного искусства и художниками союзных республик - ныне независимых государств. Тогда они собирали многочисленные делегации наших друзей-художников разных национальностей и превращали эти события в подлинные величественные праздники советской культуры, в торжество творчества и мастерства.

Памятуя это, СХР постоянно стремится развивать контакты со старыми друзьями из стран ближнего зарубежья, а также устанавливать и поддерживать отношения с другими иностранными государствами.

В силу этого наш Союз является членом Международной конфедерации союзов художников независимых государств и участвует в ее деятельности. Экспозиции российских художников на ежегодных Салонах ЦДХ всегда привлекают внимание зрителей и способствуют взаимообогащению культур.

Также с 1995 года СХР является членом Международной ассоциации изобразительных искусств при ЮНЕСКО (ИАА/АИАП ЮНЕСКО), патронирующей международные художественные связи. Развивая эти отношения, СХР постоянно посылает российских художников в две парижские мастерские в городке искусств "Citee des Art".

Заслуживает внимания постоянная забота Союза художников России об укреплении международных взаимоотношений в области культуры. Так, художники Абхазии и Южной Осетии являются участниками ряда наших проектов. В 2008 году 20 абхазских художников - граждан России - были приняты в СХР, после чего были подписаны соглашения об обмене выставками и проведении в Абхазии совместных живописных и скульптурных

пленэров. В 2009 году 10 авторов из Южной Осетии стали участниками XI региональной выставки "Юг России". В этом году художники из этих стран приглашены и к участию на Международной художественной выставке "Победа!"

Многообразны международные связи мордовского, удмуртского, марийского республиканских и пермского краевого отделений СХР. На протяжении последнего пятилетия они достигли особого расцвета и развития.

Так, с большим успехом в 2006 году прошла выставка марийских художников в столице Эстонии Таллине. В 2007 году ряд мордовских, марийских и удмуртских художников вместе с мастерами других республик и стран принял участие в

I Международном этнофутуристическом фестивале-симпозиуме финно-угорских народов в Ижевске, Международном фестивале финно-угорских народов "Шумбрат, Финно-Угрия" в Саранске, где состоялась встреча президентов России, Финляндии, Венгрии и Эстонии. В 2013 году в Йошкар-Оле, Саранске и Перми планируется провести межрегиональную выставку "Большая Волга" с участием в качестве гостей художников из Финляндии, Венгрии и Эстонии.

Кстати, в прошлом году проект "Большая Волга", благодаря усилиям художников и сотрудников аппарата Полномочного представителя Президента в Приволжском Федеральном округе Г.Рапоты, был успешно реализован в Москве. Тогда же он был продолжен в столице Беларуси Минске, где заслужил пристальное внимание общественности и хорошие отзывы прессы. А высокий статус был поддержан тем, что на церемонии открытия присутствовал министр культуры Республики Беларусь П.Латушко.

Активно сотрудничает с художниками Турции на базе Елабужского художественного музея, где созданы условия для совместных проектов в виде организации тематических пленэров, Татарское отделение СХР.

В 2008 году в Доме творчества СХР "Академическая дача" состоялось подписание Соглашения о творческом сотрудничестве между СХР и Объединением русских художников в Эстонии, существующим в Таллине с 1998 года. (В 2010 году готовится подписание такого же Соглашения о сотрудничестве с Товариществом русских художников Молдовы.)

В течение нескольких лет СХР совместно с белорусскими мастерами проводит международный пленэр, который начинается в Могилеве и завершается на "Академической даче". В нем бывают задействованы художники многих стран: Украины, Молдовы, Сербии, Хорватии, Армении. В результате его деятельности часть созданных произведений поступила в фонды Могилевского художественного музея.

В 2008 году участники такого пленэра стали гостями российского праздника, посвященного Дням славянской письменности и культуры, и представили свои работы на устроенной по этому случаю международной художественной выставке.

На творческой даче имени Д.Кардовского проводился Международный симпозиум по скульптуре при поддержке Министерства культуры Российской Федерации (МК РФ).

И это далеко не все, чем известен СХР в своей международной деятельности, что нашло отражение в его Информационных ежегодниках.

Все это способствует сохранению, укреплению и расширению культурного пространства как поля для совместных инициатив в области изобразительного искусства, углубления и совершенствования наших отношений с зарубежными партнерами в духе реалий XXI столетия.

И здесь мы должны вспомнить, сколько было сделано российскими деятелями культуры для развития цивилизации в XX веке и ранее. Это стало возможно во многом благодаря уникальной системе художественного образования в России, начало которой восходит к концу XVIII века. Вопросы ее сохранения и развития поднимаются сегодня не только видными деятелями отечественной культуры, но и на самом высшем государственном уровне. Это наше национальное достояние, и Союз художников активно участвует в процессе его сбережения. Так, члены нашего Союза преподают во многих самых престижных художественных учебных заведениях нашей страны, передавая свои навыки и опыт молодым.

Нынешний год - это год 65-летия Победы. Отмечая это важное для страны событие, СХР совместно с МК РФ, при поддержке РАХ и Международной конфедерации союзов художников (МКСХ) создает значительную экспозицию Международной художественной выставки "Победа!", в которой будут принимать участие работы художников - участников Великой Отечественной войны из стран ближнего зарубежья. В этом единении мастеров изобразительного искусства, совместно отстоявших мир на земле, Союз художников России также видит залог дальнейшего упрочения нашего общего культурного пространства.

В свете всего вышесказанного нельзя не коснуться деятельности самой Международной конфедерации союзов художников. После ее создания в 1992 году все надеялись, что именно она станет преемницей всего того хорошего и нужного в интернациональных отношениях, что было наработано Союзом художников СССР, для продолжения деятельности которого она и создавалась. Это развитие межнационального культурного пространства, в рамках которого должно проходить постоянное общение и взаимообогащение культур, прежде всего - совместные выставочные и издательские проекты.

И СХР всегда старался помогать этому, организовывая выставки московских и российских художников на нашей общей площадке - в Центральном Доме художников.

При этом в структуре управления МКСХ в последние годы сложилась не совсем нормальная ситуация. Основная причина, на мой взгляд, заключается в том, что сегодня в Конфедерации недостаточно возможностей для реального участия в ее деятельности двух крупнейших организаций: Союза художников России и Московского союза художников. Конгресс Конфедерации собирается раз в пять лет, Совет Конфедерации - раз в год, в них наши союзы имеют свое представительство. А вот в постоянно действующем органе - Исполкоме, который реально формирует всю политику МКСХ, такого представительства СХР и МСХ нет.

Это вызывает справедливую критику московских и российских художников, которые хотят активней участвовать в ее работе, расширяя и развивая контакты со своими коллегами из ближнего зарубежья. Хочется подчеркнуть, что сама идея МКСХ актуальна и необходима. Однако, на взгляд московских и российских художников, в своей структуре управления она должна быть откорректирована для более эффективного решения важных задач межнационального культурного сотрудничества.

Мы все хотим, чтобы Конфедерация стала важным инструментом в этом важном международном культурном процессе.

Российские творческие союзы являются общественными организациями, взаимодействующими с государством в создании условий наиболее полного раскрытия потенциала творческой личности.

Понятно, что оценку и выбор из числа творческих союзов для сотрудничества вправе производить лишь федеральный орган, осуществляющий государственную политику в сфере культуры, то есть Министерство культуры России.

В этом смысле в отношениях между СХР и Министерством культуры РФ наметилась положительная динамика. Сегодня мы помогаем МК РФ осуществлять ряд мероприятий по оказанию помощи российским деятелям искусства. Так, с 2009 года ВТОО "СХР" является агентом Министерства культуры РФ в части перечисления оказанной единовременной материальной поддержки выдающимся деятелям искусства, а также неработающим членам творческих союзов, находящимся на пенсии, либо оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

С 2010 года Министерство культуры выбрало ВТОО "СХР" в качестве агента по перечислению субсидий за счет средств федерального бюджета - государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства России и талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений.

ВТОО "СХР" также ведет большую работу в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" по направлениям "Обеспечение культурного обмена", в части "Проведение всероссийских и международных фестивалей и выставок".

Союз ясно понимает, что творческим деятелям, которых он объединяет в своих рядах, требуется законодательное регулирование и социальные гарантии.

К общим социальным гарантиям принадлежит регулирование особенностей обеспечения занятости и социального страхования тогда, когда творческий деятель не состоит в трудовых отношениях - является членом творческого союза или просто свободным художником. При этом он вправе сам решать - осуществлять ему социальные гарантии через творческий союз или самостоятельно в отношениях с государственными органами.

Существующая организационно-правовая форма "индивидуальный предприниматель" не стала востребованной для большинства художников. Лишь некоторые воспользовались этим механизмом для взаимоотношений с государством.

С целью выработки единого закона, в котором могли бы быть отражены эти вопросы, столь необходимые и желаемые для всех творческих работников, Союз художников России уже давно, а особенно активно в последние два года, сотрудничает с Комитетом по культуре Государственной думы Российской Федерации и вносит свои предложения, сутью которых является создание равных условий для творческой деятельности, независимо от того, в каком бы регионе эта деятельность ни осуществлялась.

Еще один важный вопрос, который необходимо затронуть в связи с гарантиями труда художника, - проблему сохранения творческих мастерских художников, которые являются местом приложения их творческих усилий, реализации их таланта и навыков, без которых они не могут существовать как творцы. Эти помещения обязательно должны получить статус специализированного фонда недвижимости, не подлежащего изъятию или перепрофилированию.

Отсутствие такого статуса, определенного федеральным законодательством, приводит к тому, что в отдельных регионах России художники лишаются творческих мастерских на основании решений муниципальных органов государственного управления.

Союз ведет большую работу, направляя свои письма и обращения с разъяснением специфики нежилых помещений, используемых под творческие мастерские (студии), в местные законодательные и исполнительные органы. Однако не всегда эта работа достигает результата, и именно по причине отсутствия единого правового регулирования.

Думаю,

что необходимо законодательно установить минимальные нормативы обеспеченности республик, краев, областей и городов помещениями, выделяемыми под творческие мастерские, и закрепить это в градостроительных планах развития территорий.

Хочу напомнить, что в 1960 - 1980-е годы такие мастерские создавались повсеместно и значительно способствовали поддержке творческой деятельности.

В России, как говорилось ранее, традиционно сложилась и действует уникальная система художественного образования, широко востребованная во многих странах мира. К нам едут учиться из многих государств. И обидно, если молодой художник, получивший его бесплатно, не имея своего рабочего места-мастерской, уезжает за пределы нашей страны. Это, по моему мнению, одна из причин, способствующих такому решению.

К тому же рыночные отношения в сфере искусства, или "арт-рынок", в России еще до конца не сформированы. Существуют и разные точки зрения на принципы развития меценатства в нашей стране.

К сожалению, СХР сегодня не может обеспечить своих членов постоянными заказами или работой. Не может он и закупать у них произведения, как это происходило раньше.

Что касается галерейного бизнеса, то он зачастую трудно совместим с общественной организацией. И здесь требуется очень серьезная и кропотливая работа, поиски новых принципов, подходов, механизмов, чтобы дать возможность Союзу продвинуться вперед в решении этого важного вопроса.

Союз художников России сегодня, безусловно, пользуется авторитетом у большинства сообщества. Время показало, что он необходим, востребован большинством профессиональных художников, искусствоведов, реставраторов, народных мастеров - именно их объединяет он в своих рядах.

Совершенствование и обновление Союза проходит постоянно. Ежегодно в него вступают несколько сот новых членов. В основном это молодые выпускники творческих училищ и вузов. Но эти приемы - не увеличение количественного состава ради увеличения. Большинство вступающих в наши ряды - сложившиеся художники со своей индивидуальностью. Что движет ими, ведь сегодня Союз не может дать им тех привилегий, как раньше? Думаю, что их стремление объединиться со своими коллегами в художественном сообществе - важная примета времени, свидетельствующая о сохранении прежних цеховых традиций, о желании постоянного творческого общения внутри профессионального коллектива.

А чего стоят наши крупные Всероссийские выставки. Произведения в их экспозиции попадают, пройдя через несколько выставкомов, гарантирующих их качество, а следовательно, и общее качество выставочных проектов. Всего ведь на 2 - 3 недели, а с каким желанием со всех уголков страны привозят свои произведения российские мастера. Для членов СХР такие выставки бесплатны. И это одна из немногих преференций, которые возможны для наших художников в сегодняшней ситуации.

В целом во всех регионах страны СХР проводит ежегодно несколько тысяч различных по масштабу выставок. Это очень важная часть нашей работы, особенно для провинции, где, в отличие от Москвы, Петербурга и некоторых других крупных городов, существует не полностью удовлетворенная потребность общения с искусством.

В газетной статье трудно перечислить все, что было сделано Союзом художников России хотя бы за последние годы его существования. Однако со всей очевидностью можно сказать, что, несмотря на ряд трудностей, новый состав его Правления, состоящего из председателей региональных организаций, избранных на своих собраниях, и Секретариата, избранного в свою очередь на прошлогоднем Съезде из ведущих российских художников и искусствоведов, действенен и проводит большую работу по усовершенствованию Союза и оптимизации его деятельности, направленной во многом на поддержку государственных инициатив в сфере культурной политики и главное - на создание условий для развития творчества художников.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;