Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7725) 1-7 марта 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаАнтураж там правит балПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕДмитрий МОРОЗОВ
Пока в балете Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, наряду с освоением различных течений современной хореографии, бережно сохраняют и тщательно восстанавливают свою классику, в опере только что полностью завершили демонтаж наследия основателей. Спектакли Немировича-Данченко, правда, исчезли с афиш еще в начале 1990-х. Теперь покончено и со Станиславским, чьи постановки "Евгения Онегина" и "Севильского цирюльника" Александр Титель заменил своими собственными. Его "Онегину" газета уделила в свое время немало внимания. Что же представляет собой новый "Цирюльник" (из названия которого, кстати говоря, следовало бы и в самом деле изъять прилагательное, как не соответствующее месту действия спектакля)? Для начала постараемся абстрагироваться от постановки Станиславского (которую автор этих строк видел, наверное, не менее полусотни раз). Не будем сравнивать нынешнего "Цирюльника" и с блистательным спектаклем того же Тителя тридцатилетней давности, которым он дебютировал в Свердловске и который позднее показали на гастролях в Москве, на этой самой сцене. Что же мы увидели теперь? ...Открывается занавес, и на сцене идет снег. Это стало уже одним из фирменных штампов режиссуры Тителя московского периода: снег нам показывали и в "Летучей мыши", и в "Травиате" - всего и не упомнить. Первая мысль: откуда снег в Севилье, где и до нуля-то температура не опускается? Вскоре, впрочем, становится ясно, что никакой Севильей здесь и не пахнет. Действие перенесено в Италию второй половины ХХ столетия, и ключевым словом спектакля становится неореализм. В этом контексте снег воспринимается как цитата из феллиниевского "Амаркорда"... Оперных постановок а-ля неореализм появлялось немало. На сцене Музыкального театра еще сравнительно недавно можно было видеть замечательных "Паяцев" Льва Михайлова конца 70-х годов - первый опыт этого рода в Москве. Вот только у Михайлова неореализм был действительно духом и плотью спектакля, тогда как у Тителя оказался лишь внешней оболочкой, фоном или, если угодно, декорацией. Герои оперы если и вписаны в эту эстетику, то в основном при помощи костюмов. Да и не они, похоже, интересовали режиссера, более всего поглощенного созданием соответствующего антуража. Неслучайно самым живым и остроумным моментом спектакля, едва ли не единственным, где публика смеется от души, становится вставной эпизод, "наложенный" на арию служанки Берты, в котором она подкармливает мальчишек-беспризорников. А вот исполнители главных ролей режиссерским вниманием и конкретными действенными задачами (не говоря уже про сверхзадачи), мягко говоря, не избалованы, и играть-то, по существу, им здесь практически нечего. С музыкальной точки зрения дело обстояло сравнительно благополучно. Работе Вольфа Горелика, конечно, несколько недоставало россиниевского блеска, временами явно требовались более быстрые темпы, но в целом звучание было вполне добротным. С солистами дело обстояло сложнее. Конечно, о таком Альмавиве, как Алексей Кудря, можно только мечтать. За те несколько лет, что этот молодой тенор активно подвизается на Западе, он, похоже, избавился от "школьных" проблем, его красивый лирический тенор звучит теперь более плавно, без срывов, с легкостью выдавая высочайшие ноты. Но Кудря - что птица: немного попоет и прочь летит. Под стать ему была, пожалуй, да и то лишь в небольшой мере, Вероника Вяткина - симпатичная Розина с красивым голосом, но слишком уж крикливым верхом. Из остальных участников спектакля, на котором довелось быть автору этих строк, хочется помянуть добрым словом отнюдь не Фигаро, и даже не Бартоло или Базилио, а неожиданно появившегося в маленьких партиях Фиорелло и Офицера Андрея Батуркина да Марию Пахарь - Берту. Можно было бы вспомнить по этому поводу афоризм Станиславского, что нет маленьких ролей, а есть маленькие актеры, не окажись в положении последних исполнители основных ролей. Так что Станиславский тут решительно ни при чем. Также в рубрике:
|