Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7725) 1-7 марта 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

ВАЛЕРИЙ АФАНАСЬЕВ: Я меняюсь, но не знаю, в какую сторону

Василий КОГАЛОВСКИЙ
Санкт-Петербург


В.Афанасьев

В Петербурге дал концерт один из самых своеобразных пианистов наших дней - Валерий Афанасьев. Хотя некоторые слушатели сочли, что его исполнительские версии - на грани допустимого, Шопен в трактовке Афанасьева не перестал быть Шопеном.

Концерт, составленный из произведений Шопена, делился на две половины, будто отражающие две стороны жизни, светлую и мрачную. В первом отделении звучали вальсы, во втором - полонезы. Лирические и тонкие мелодии вальсов казались одним, почти неразрывным, музыкальным размышлением о лучших днях жизни. Но полонезы были начисто лишены того романтического начала, которое многие склонны слышать в шопеновских фортепианных произведениях. Вместо них - черная меланхолия, непроницаемая тьма грядущей бездны.

Впрочем, Валерий АФАНАСЬЕВ сегодня уже не представляется таким странным пианистом, каким мог показаться 15 - 20 лет назад. И не столько потому, что слушатели давно готовы допустить множество интерпретаций, сколько из-за очевидного поворота самого исполнителя к более традиционной и внешне более простой манере игры.

- Если судить по записям, сделанным на протяжении двух последних десятилетий, ваш творческий стиль, похоже, эволюционирует в сторону более традиционного исполнительства - относительно вас же, конечно. Это действительно так ?

- Я вообще не думаю таким образом: "традиционное", "нетрадиционное". Я просто меняюсь, старею, как-то органически все это во мне растет.

Если говорить о каких-то традициях, мне очень близки традиции Рахманинова. Поэтому я сейчас ближе к нему, так сказать, впадаю в детство - в детстве я очень часто слушал его записи и учился у него.

Может быть, сейчас я играю быстрее - десять лет назад играл очень медленно. Скажем, в 2007 году я записал сонату Листа, она звучала 43 минуты. А недавно я играл ее в Зальцбурге 35 минут. Я, конечно, меняюсь. Просто не знаю, в какую сторону.

Меня очень часто упрекали в экстравагантности, но я - абсолютно не экстравагантный человек. Меня можно обвинять, скажем, в самодурстве, но в экстравагантности - нельзя. Потому что я не пытаюсь никого эпатировать, я вообще ничего не делаю "для кого-то" (за исключением композиторов, разумеется) - на публику я ничего не делаю.

Мне вообще неприятны исполнители, которые не играют музыку, а показывают ее (сейчас это очень модно). Гримасы строят, а люди думают: ах, как он переживает, можно даже звук выключить, достаточно на него смотреть - уже будет музыка. Это все страшная чепуха. Как говорит одна моя знакомая, "опять он играет в зверя". Не надо быть зверьми, какие-то безумные эмоции выражать на сцене. Надо быть серьезным, строгим художником, и я всю жизнь пытался это делать.

Так что капризы какие-то... Мне рассказывали об одном великом, может быть, даже не в кавычках, русском пианисте: "Что я сегодня играю? Нет, я это играть не хочу. Может быть, я вообще уеду". Его начали упрашивать, послали за шоколадом, потому что он его любит. Принесли шоколад, он стал его нюхать, потом есть, потом, наконец, согласился. И потом все об этом с удовольствием рассказывали: "Ах, какой он необычный, какой он гений, какой он великий". Вот это я считаю экстравагантностью. Эти капризы мне абсолютно чужды.

Капризы ничего общего с величием не имеют. Гилельс никогда не капризничал, отменял концерты только в крайних случаях, когда действительно был болен. Надеюсь, я у него многому научился и, в частности, вот этому. Может быть, в искусстве особой простоты нет, но в поведении нужно быть простым. Артист должен быть простым. Кстати, экстравагантность начинается с поведения. Если вы экстравагантны в жизни, вы будете экстравагантны и в искусстве. А у меня ничего подобного нет. Я делаю свое дело и органически себя выражаю.

- Как вы сами определяете то направление в исполнительстве, ту манеру, в которой вы работаете ?

- Меня никогда не интересовали школы, группировки. Если обо мне можно что-то сказать, то, как говорят критики, "на него трудно повесить ярлык". На человека, который остается самим собой и не пытается никого эпатировать, ярлык повесить трудно: он всегда уникален. Я, повторяю, просто хочу делать свое дело и не знаю, к какому направлению принадлежу. Я даже не хочу себя направлять. Ну спросите у дерева: "Куда ты растешь?" Дерево вам не ответит, оно просто растет. Вот и все: я расту.

- В одном из ваших эссе слово "текст" применено к музыке. На вашем концерте, как мне показалось, звучал "музыкальный текст" - единая линия, связное "изложение", "рассказ" в музыке. И не только на этом концерте. Это действительно так ?

- Вне всякого сомнения. Один слушатель после концерта подошел ко мне и сказал: "В первом отделении - жизнь, во втором - смерть". Я, может быть, размышлял об этом не в таких категориях. Но, во всяком случае, Полонез ля мажор, который как бы выбивается, - он звучит страшно всегда именно в таком обрамлении, в такой группе полонезов. Это уже какой-то "триумф смерти", если все переводить на литературную почву. Он еще страшнее в контрасте с другими (я еще добавил Полонез до минор). Он абсолютно теряет свою праздничность в таком ансамбле.

То же самое можно сказать о так называемом "собачьем вальсе", который играют дети. Они стараются играть его блестяще. Я его играю, во-первых, медленнее, во-вторых, в этом ансамбле он звучит очень подозрительно - скорее, каким-то воспоминанием о детстве, утраченном рае, нежели как блестящий вальс, который хочется играть на бис.

В этом смысле - да, очень часто у меня есть литературная подоплека, особенно когда программа состоит из маленьких сочинений. Если я играю три последние сонаты Бетховена или три последние сонаты Шуберта - тут уж никакой программы нет. А здесь я действительно пытаюсь думать о том, какое психологическое впечатление это может произвести.

- Светлая и темная половины - таков и был замысел? Таково ваше сегодняшнее мироощущение ?

- Да. Когда я уезжал из Советского Союза, я думал, что уезжаю из ада в рай. А сейчас я думаю, что всегда обитал в чистилище - в том смысле, что я надеюсь на будущую жизнь... Ну как в чистилище обитают? С одной стороны, думают о рае, на который все-таки все обитатели чистилища надеются, а с другой стороны, вспоминают прежнюю жизнь. И у меня всегда было две жизни: надежда на будущее и воспоминания о прошлом.

С одной стороны, я наслаждаюсь жизнью, а с другой - есть очень много трагических сторон в том, что я делаю как пианист или как писатель. В Японии недавно я играл эту же программу. И одна женщина, которая хорошо знает мой стиль, мои программы, публично обвинила меня в том, что я не верен самому себе: сыграл "собачий вальс" и мажорный полонез. Люди, которые меня знают, даже не допускают мысли, что я могу выразить что-то положительное, радостное. А мне иногда очень хочется выразить какую-то надежду. Эта надежда - не "луч света в конце тоннеля", разумеется (это все глупости), но какой-то рай, потерянный рай - или который можно обрести, или просто рай Данте. Рай Данте существует, он прекрасен (особенно последние четыре Песни). Значит, луч света в темном царстве есть, понимаете? Почему же мне нужно о нем забыть?

"Божественная комедия" очень сильно повлияла на меня, я написал большую книгу - комментарий к ней. Так что рай в моей жизни играет очень большую роль.

- Но ваш рай - это не что-то легковесное. Если вернуться к полонезам: я специально сравнил ваше исполнение с записью Маурицио Поллини - это совершенно разные вещи !

- С Поллини меня лучше не сравнивать ...

Что касается моего места в мире интерпретации - я (не примите за бахвальство) один из немногих людей, которые еще интерпретируют что-то в музыке. То, что называется прочтением. Многие считают, что этого вообще делать не надо. Ашкенази говорил: "Я играю текст, я в этом не участвую". Это обман, конечно. Даже Тосканини в этом смысле ошибался, когда дирижировал премьерой 7-й симфонии Шостаковича в Соединенных Штатах. Он сказал: "Она так написана. Теперь пусть ее интерпретируют". На самом деле Шостаковичу это исполнение не понравилось. Хотя он любил Тосканини. Интерпретация есть в любом случае. Ницше говорил, что каждый исполнитель должен рассказать свою собственную историю, а я добавляю: историю, которая совпала бы с историей, рассказанной композитором. Историй много, все не расскажешь. Но нужно, как говорят, быть на одной волне - чтобы волны совпали, и одна из историй зазвучала.

Но сейчас качество никакой роли не играет, сейчас главное - факт: такой-то продирижировал тем-то, а как он продирижировал, неважно, он играет двести концертов в год, у него такие-то гонорары. А качество какое? Может быть, он вообще не занимается на рояле. А может быть, наоборот, по восемь часов каждый молоточек проверяет, как Григорий Соколов, например. Для меня это никакой роли вообще не играет. Я спрашиваю: "Вы плакали на концерте? Если не плакали, давайте вообще не будем о нем говорить".

Если все ноты были сыграны чисто, люди называют это совершенством. Но совершенство как таковое не существует, оно к чему-то прикладывается. То, что пианист оттачивает, отделывает, - это люди понимают гораздо лучше, чем концепции и интерпретации, потому что хотят слышать чистые ноты.

А интерпретаций - не говоря уж о концепциях - давно не существует в понятии музыкального исполнения как такового. Интерпретация сегодня не играет никакой роли, абсолютно никакой. Человек играет сонату Листа за 22 минуты - это никого не интересует: он ее сыграл, сыграл чисто, к тому же он известен. Все, ему надо аплодировать. Он сыграет на бис парочку этюдов - зал встает. Сейчас это все происходит так.

- А вы очень редко играете на бис ...

- Я на бис играю редко по очень простой причине: для меня важен не персональный успех, а смысловая законченность. Возьмем такой пример. Соколова я очень уважаю, это ни в коем случае не в качестве упрека - он играет, предположим, сонаты Шумана во втором отделении. После этого шесть бисов - и обязательно будет Куперен. Какое отношение Куперен имеет к Шуману? Рихтер тоже мог сыграть этюд Шопена чуть ли не после сонаты Бетховена.

Я этого не понимаю. Почему же вы думаете о том, чтобы программа была цельной? Например, очень трудно смешивать Шуберта и Бетховена. Все-таки люди об этом думают, я нечасто встречаю программы, в которых есть и Бетховен, и Шуберт. Но если вы логически составляете программу - зачем же все разрушать? Причем это же играется последним, в конце. Люди уходят с впечатлением от того же Куперена. Потом они вспомнят и о сонате Шумана, но это все равно - разрушительный элемент.

Для меня персональный успех и количество аплодисментов никакой роли не играют. Не потому, что я не амбициозный, и мне уже совершенно все равно. Мне не все равно. Но я знаю простую вещь: на следующий день приедет другой пианист, он сыграет пять-шесть-десять бисов, и у него успех будет гораздо большим. Думать об успехе бессмысленно. Человек выходит, очень громко играет какую-нибудь блестящую штуку - плохо, но громко, и при этом он еще красивый мальчик - все, никакие мои усилия... Все насмарку. Сейчас люди слишком привыкли к молодежи, к гримасам, бесконечному заигрыванию с публикой, и их уже не переубедить. Лучше сохранить цельность программы и думать только о музыке.

Время великих исполнителей типа Микеланджели, Гилельса прошло. Они были очень серьезными музыкантами. Я помню, кстати, что на их концертах не было громовых аплодисментов, не было этих безумных криков, визгов. Как мне сказал один человек, "люди хотели унести с собой это все". Это же не Майкл Джексон, в конце концов, да?

- Говоря об искусстве интерпретации, вы часто упоминаете Гилельса. А фигура Марии Юдиной вам не ближе? Ведь она была человеком, который пренебрегал многими канонами ради того, чтобы создать образ и интерпретировать произведение .

- Они по-разному близки мне. Юдина была, конечно, потрясающей личностью и замечательнейшей пианисткой. Я очень люблю ее бетховенский "Хаммер-клавир", но я не понимаю, почему она так странно играла его 32-ю сонату. Я ее и в зале слышал - мне никогда это не нравилось. А эта соната - краеугольный камень в моем репертуаре.

Сейчас все-таки я возвращаюсь, вы правы, не то что к традиционному - к классическому взгляду на музыку: Рахманинов, Гилельс. Гилельс обожал Рахманинова. Может быть, действительно раньше мне Юдина была ближе. Но, в любом случае, это такая глыба...

Понимаете, это были такие времена: мы же все время бегали из одного зала в другой (теперь я не хожу на концерты). Я слышал даже концерт Софроницкого и не могу его забыть: это было что-то невероятное - он играл в Малом зале консерватории сонату Листа...

Приезжал Караян, можно его ругать, можно говорить, что Фуртвенглер был на три головы выше, но их можно было сравнить. Кого вы сейчас можете хотя бы с Караяном сравнить? Как-то нелепо, да? На многих его концертах я плакал, они меня просто насквозь пронзали. Или стоял как пораженный. Редко у него бывали промахи. В частности, "Картинки с выставки" уже в конце жизни - были так себе, какие-то симфонии Бетховена мне не нравились. Что значит "не нравились"? - по сравнению с любым современным дирижером... Эти люди - они жили музыкой, они страдали. Один раз Караян дирижировал "Реквиемом" Моцарта в Вене, и когда прозвучал последний аккорд, он сказал - это слышали в передних рядах: "Das ist alles" ("Это - все"). Думал ли он о том, что конец близок, не знаю, но человек, который способен такое сказать... Чувствовалось, что это - жизнь, что не просто человек вышел что-то исполнить. После таких переживаний мне трудно перестроиться на другой лад.

Молодые люди даже не слушают старые записи, для них Тосканини - пустой звук. Ну, может быть, они услышат какую-то симфонию Бетховена, им покажется, что это быстро, - и только. Но у Тосканини совершенно эпохальные записи типа "Ромео и Джульетты" Берлиоза, "Манфреда" Чайковского. Понимаете, они мне совершенно серьезно говорят о "Манфреде" Светланова. Я говорю: "Хорошо, ладно, но вы слышали "Манфреда" Тосканини? Если не слышали, послушайте, а потом давайте поговорим о Светланове".

К сожалению, люди думают: нужно слушать только живое исполнение, но для меня Фуртвенглер, или Тосканини, или Менгельберг живее всех живых, причем на несколько жизней. На их интерпретациях я учился и продолжаю учиться. Там не просто внешняя динамика - там фантастическая внутренняя концентрация, энергия.

- Год или два назад вы говорили, что переходите от литературы снова к музыке. Этот переход произошел ?

- В общем, да. Я стал больше играть. Все это началось с Зальцбургского фестиваля: я уже три года там играю.

В какой-то момент я перестал чувствовать публику, радость исполнения в зале. Публика уже не та (в частности, в Германии, в Японии - в странах, где я играю). Там просто полупустые залы, причем не только на моих концертах. А раньше, когда я был совершенно неизвестен, я приезжал в Японию и заполнял большой зал.

Сейчас играю сольные концерты, и это, конечно, удивительное ощущение.

- В Зальцбурге вы чувствуете себя вместе с Моцартом ?

- Знаете, я в Зальцбурге чувствую себя вместе с очень многими людьми. С Моцартом - вне всякого сомнения. Кстати, мой недавний концерт проходил в зале, который называется "Haus fur Mozart" - "Дом для Моцарта". Очень красивый зал. Каждый раз, когда я туда еду, это такое событие, что я внутренне готовлюсь к нему. Для меня это не просто какой-то зал, где сидят люди. Для меня это действительно уже родной дом, историю которого я ощущаю.

На Зальцбургском фестивале все освящено великими музыкантами... На меня все это сильно влияет. Тосканини там три оперы поставил. Они в следующем году празднуют 50-летие Фестшпильхауза - Большого фестивального зала, который построил Караян, и 90-летие фестиваля. Когда думаешь о том, кто там играл, - это что-то неслыханное. И я почувствовал радость музицирования на публике. Даже если публика не та, даже если меня что-то разочаровывает - все равно это большая радость. Я хочу этим заниматься. И поэтому сейчас стал больше играть.

В Петербурге ко мне приходят люди, которых я вижу регулярно на моих концертах, - у нас есть своя история. Я должен думать о них, когда я играю. Нельзя просто так приехать и думать: "Да ладно..."

И потом (не подумайте, что я высокопарен): я думаю, что у меня есть долг. Потому что я принадлежу к другому поколению людей, которые слышали великих. Мой долг - донести хоть какую-то крупицу их времени и того, чему они меня научили.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;