Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7729) 6-12 мая 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрРайский ад"Обрыв". МХТ имени А.П.Чехова Наталия КАМИНСКАЯ
Третий роман из гончаровской трилогии на букву "О" достался автору, как известно, труднее первых двух. Он сочинялся более двадцати лет, и в процессе этой работы автор сделал свое знаменитое признание: "Пишу жизнь - выходит роман, пишу роман - выходит жизнь". На нынешний взгляд, все это сплошной роман в самом блистательном смысле слова. С невыносимой, опять же в нынешних ритмах бытия, неспешностью, которая, впрочем, была свойственна течению той жизни. С детальным препарированием чувств, тоже характерным для людей, живших во второй половине ХIХ века. Конечно, роман Гончарова полон истинной жизни - в том смысле, что в нем не найти искусственных ее конструкций. Но его чтение сегодня - это в равной степени знакомство и с эпохой, и с самим литературным способом ее постижения. К слову, вторую позицию лучше всех освоил и беспощаднее всех подверг деструкции современный писатель Владимир Сорокин. Читаешь его "Роман Роман" и до финального обрыва в постмодернистский кошмар прозреваешь и в языке, и в коллизиях, и в героях именно мир гончаровской прозы. Режиссер Адольф Шапиро, сам написавший пьесу на основе романа "Обрыв", был явно настроен на решительную антитезу сорокинскому методу. Притом антитезу двойную - и литературную, и сценическую. В его спектакле, поставленном в МХТ, люди намеренно живут так, будто мы воспользовались машиной времени и попали на несколько часов в мир, где иначе ходили, говорили, дышали и чувствовали. Первый акт вообще балансирует на опасной грани, за которой начинается архаичный театр, рискующий своим почти что музейным равнодушием к злобе сегодняшнего дня оставить зрителей безучастными. Но во втором появляется нерв, скупая образная система будто стягивается в зримый узел, одна за другой идет ряд сильнейших сцен. И когда опускается занавес, чувствуешь себя так, будто выпил стакан чистой родниковой воды. Было у режиссера намерение противопоставить "жизнь", созданную писателем Гончаровым, попсе нынешнего существования. Он это намерение продекларировал в предпремьерных интервью, где позволил себе опаснейшую в контексте современных умонастроений фразу "...нести образцы духовности". Если бы не о писателе Гончарове шла речь, то за широко потребляемую (не менее попсовых слоганов) фразу было бы попросту стыдно. Но то, что на поверку сделали в спектакле режиссер, сценограф Сергей Бархин и ряд актеров, в первую очередь Ольга Яковлева в роли бабушки и Анатолий Белый, сыгравший Райского, убеждает: декларация подкреплена результатом. Сначала грянет музыка "тяжелого металла". И оборвется с открытием занавеса. Это первая в спектакле прямая, лобовая декларация режиссерского замысла. Отбив таким образом век нынешний от минувшего, режиссер раздвинет занавес, за которым тут же зазвучит старинный романс. И вырастет перед нами белоснежная стена с широкой "господской" фронтальной лестницей, с верхними проемами окон и одинокими предметами мебели. Это пространство далеко от быта, оно концептуально - чистое, с чередованием света теплого, желтого, и света хирургического, нереально белого, с погружением во тьму то верха, то низа конструкции. С.Бархин придумал не дом и не усадьбу, но некое отбеленное временем и само по себе напоминающее обрыв пространство старой культуры. Пространство с незапятнанным фасадом и серой, грязноватой изнанкой - поворотный круг в сценах с Верой и Марком Волоховым показывает нам и ее, перечеркнутую убогой чердачной лестницей. Декорация Бархина изумительная, и именно она берет на себя прямые акценты режиссерского высказывания. Темный Волохов (молодой Артем Быстров отлично играет нечистоплотное, взрывоопасное нутро этого человека) обитает с изнанки и, как правило, в полутьме. Зато бабушка, хозяйка имения, свободно передвигается по лестницам и площадкам фасада. Ольга Яковлева легка и грациозна, как прежде, но со вкусом освоила эти веские, протяжные интонации, свойственные старым барыням, и эти властные жесты, выдающие дворянку и хозяйку одновременно. Гамма костюмов (художник Татьяна Бархина) тоже прямо работает на смысл. Все, кроме одной особы, выдержаны в черно-бело-сером. А особа, глупая жеманница Полин Крицкая, - в зеленом, фиолетовом и розовом, что только добавляет ей нелепости. Дарья Юрская смешно играет несчастную позершу. Крицкая в спектакле - почти карикатура, и это решение напоминает аналогичную эмансипе Кукшину в замечательном таллинском спектакле Адольфа Шапиро "Отцы и дети". Странным образом сочетаются у Шапиро лобовые, жирно подчеркнутые ходы с медленно и будто вообще безоценочно текущей на сцене жизнью. Но, повторяю, ко второму акту именно эта жизнь начинает эмоционально вас забирать. Анатолий Белый играет Райского сильно. Сочетание в нем абсолютно классической манеры исполнения с искренностью, иронией и взрывным темпераментом дорогого стоит. Пред нами живой, страдающий человек, который вместе с тем действительно стоит "перпендикулярно улице" (выражение А.Шапиро по поводу миссии современного театра). В том, что Райского на сцене МХТ играет один из самых острых и современных артистов, который органично существует и в пьесе Макдонаха, и в новой российской драме, есть, конечно, большой плюс. Рядом с ним - Станислав Любшин, мягко и интеллигентно сыгравший графа, Михаил Хомяков, сумевший подарить своему лесничему Тушину тихое благородство, и Николай Чиндяйкин с маленькой острохарактерной сценкой про чиновника, сунувшегося со свиным рылом в дворянское общество. К слову, жанровые сценки, на которые падки не только артисты Малого театра, но и мхатовцы, у Шапиро тоже в чести. В "Обрыве" режиссер их делает одной из принадлежностей того самого перпендикулярного улице театра, на котором так настаивает. Они же, в свою очередь, не дают спектаклю утонуть в скуке повествования. И Райский срывается в судорожные движения да в крик, и Волохов некрасиво паясничает, и бабушка дает шикарную "арию" отповеди Председателю, и ломака Крицкая ходит живым недоразумением, и дворня (Валерий Хлевинский, Юлия Ковалева) весьма комично выясняет отношения. Труднее всего способной молодой актрисе Наталье Кудряшовой, которая играет Веру, девушку, разрываемую, по Гончарову, нешуточными страстями. В страсти здесь не очень верится, скорее, в какое-то исступленное упрямство, мотивы которого неясны. Впрочем, если бы режиссер задумал спектакль про любовь, актрисе, возможно, было бы легче справиться с трудной ролью. Но мхатовский "Обрыв" - сам объяснение в любви, притом объяснение собирательного характера. К эпохе, которая для нас - почти что космос. К искусству выражать ее нравственную, смысловую и эмоциональную суть, стремительно исчезающему, как способы заготовления вишни, о которых горевал чеховский Фирс. Пафос режиссера Адольфа Шапиро давно уже находится в этой области. Сюда направлена его нескрываемая страсть. "Обрыв" - спектакль благородный, красивый. Не столь теплый и страстный с человеческой точки зрения, сколь программный с точки зрения определенной театральной эстетики. Также в рубрике:
|