Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7729) 6-12 мая 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ: Работа отвлекает меня от печальных думЕлена ФЕДОРЕНКО
Великому танцовщику современности, народному артисту СССР и обладателю множества наград Владимиру ВАСИЛЬЕВУ исполнилось 70 лет. Перечислить все сделанное Владимиром Викторовичем за этот юбилейный год практически невозможно: подготовка и проведение празднования 100-летия Галины Улановой, которое вылилось в Гала-концерты в Москве и Петербурге, в Красноярске и Абакане, на Саяно-Шушенской ГЭС; работа в Римской Опере, где он поставил по просьбе Дзеффирелли новую хореографию в опере "Травиата"; мастер-классы в Италии; премьера "Анюты" в Красноярске и "Жизели" - в Бразилии. Как всегда, возглавил жюри детского фестиваля "Танцолимп" в Берлине, выступил в Гала в Нью-Йорке, в качестве главного героя участвовал в записи радиоспектакля "Вешние воды" Ивана Тургенева на Радио России.Свой день рождения, 18 апреля, Владимир Викторович встретил в Перми на конкурсе артистов балета "Арабеск", который открылся в этот день концертом с двойным посвящением: юбиляру и конкурсу, что появился двадцать лет назад благодаря звездному дуэту - Екатерине Максимовой и Владимиру Васильеву. В программу вечера вошли постановки юбиляра: одноактные балеты "Балда" на музыку Дмитрия Шостаковича и "Заклятие рода Эшеров" на музыку Гордона Гетти (тоже премьера нынешнего сезона). Настоящей сенсацией стала российская премьера "Баллады" на музыку Шопена. ...Открывается занавес, звучат поэтические строки ("За окном снег, снег / Без конца, без конца. / Невозможен побег / Из немого кольца. / Душит душу тоска, / И не можется ей. / Щель наружу узка, / Нет открытых дверей"), на сцене не герой Васильева, а сам Васильев - мудрый Художник с крупными руками мастерового. Он рассказывает историю о своем прошлом, о промелькнувших годах, надеждах и разочарованиях. Девятиминутное откровение перехватило дыхание публики. Потом были шквал аплодисментов и слезы зрителей. А на следующий день начались конкурсные просмотры в режиме non stop. Поздним вечером, по окончании первого тура, Владимир Викторович ответил на вопросы нашей газеты. - За последние годы вы, кажется, изменились. Импульсивность сменилась спокойствием, в творчестве появилась какая-то новая, исповедальная нота. Сужу по вашему новому балету "Заклятие рода Эшеров", "Балладе", "Вешним водам", да и по интервью ... - Просто с годами мы более вдумчиво, что ли, относимся ко всему, не так мельтешим, наверное. Лета не позволяют. Когда я вижу человека в годах суетливого, он кажется мне противоестественным, у меня даже возникает странное чувство неловкости. Когда я был молодым, то меня всегда поражала в учителях величавость. Михаил Маркович Габович появлялся в школе, и в нем абсолютно все казалось мне значительным. Кстати, его пример нам очень помог. Все мы вобрали в себя его широту: шага, жеста, манеры. Помню, один раз вступил с ним в спор: "А как же быть с мелкими па, ведь они должны сменять друг друга очень быстро". Габович ответил: "Даже самые мелкие движения должны быть значительны, только тогда и прочитаются. Они - не скороговорка". Можно ведь говорить быстро, и человек тебя поймет. А бывает, что в спокойной речи мысль не ухватишь. Сейчас я это понимаю. Вот и в "Балладе" мне поначалу хотелось придумать много движений, поддержек, вращений. Потом решил, что получится фальшиво. То, что мог бы сделать молодой человек, представляя меня, пожилого, мне самому не надо делать. - Из ваших передвижений по городам и весям складывается впечатление, что вы просто загоняете себя работой ... - Да, делаю сейчас больше, чем раньше, и времени катастрофически не хватает. Мне-то ясно, почему не могу остановиться: такой режим отвлекает меня от мыслей об утратах. Так устаю, что возвращаюсь домой - и засыпаю. - Как родилась "Баллада" ? - Это связано с премией "Триумф". Вы наверняка знаете, что молодежный "Триумф" не обсуждается коллегиально: каждый член жюри имеет право выдвинуть кандидата. Раньше мы делали это вдвоем с Катюшей (Екатерина Сергеевна Максимова. - Е.Ф.), теперь я один. В этом году решил выбрать юную артистку Большого театра Дашу Хохлову. После вручения наград в Центральном доме литераторов прошел концерт лауреатов разных лет. Даша танцевала "Мазурку" Скрябина, а Катя Мечетина сыграла Первую балладу Шопена. Настроение этой музыки совпало с моим состоянием, и я понял, что мне надо обязательно поставить номер. О том, что думаю, что мучает не только меня, - каждого человека, прожившего большую жизнь и подходящего к какому-то рубежу, когда тревожат воспоминания о прожитом и безвозвратно ушедшем. Идея па де труа пришла сразу: один человек играет на рояле, а двое танцуют - пожилой мужчина и совсем молодая девушка. - После исполнения "Баллады" в Нью-Йорке американские газеты назвали ее "Реквием Екатерине Максимовой" . - Посвящения Катюше я специально не указывал. Но это поняли все американские зрители. У всех родилась эта ассоциация, многие плакали. Даже не ожидал, что так подействует этот маленький рассказ о жизни. Даже не рассказ, а обрывки мыслей, которые живут во мне. - Долго репетировали "Балладу"? Не спрашиваю про душевные затраты - они очевидны, но тяжело ли было физически ? - "Балладу" поставил буквально за несколько дней, почти экспромтом. Знал, что должен был худеть, что не могу в таком виде появляться на сцене. А сил и времени на то, чтобы сбросить вес, не было. Накануне премьеры работал в Бразилии, где так много солнца и вкусной еды! Когда репетировал, физически было тяжело: все время старался делать поддержки, тратил силы на то, что в итоге не пригодилось. В этом номере есть одна особенность, с которой столкнулся впервые. Я привык работать точно в музыку, соблюдая все мелодические акценты, подъемы и спады. На репетициях так и делал, но почувствовал, что это немузыкально. На концерте я настолько вслушивался в музыку, что движения чуть-чуть опаздывали. То есть каждая нотка сначала входила в меня и только потом откликалась в пластике. Раньше у меня такого никогда не было. А тут так поразило, что я решил это проанализировать. Посмотрел запись и понял, что так и надо делать, чтобы танец в "Балладе" был музыкальным: сначала впитывать звук, а потом телом на него отзываться. - Знаете, я не почувствовала прямых ассоциаций с Екатериной Сергеевной, которую всегда помню, но мне показалось, что вы здесь столкнули времена: те легендарные, когда творили вы, и лихие нынешние, которые в области балета называют кризисными . - Все изменилось до неузнаваемости. Мы долго жили в коммуналках, за железным занавесом, а нам хотелось всего мира: чтобы стали короткими расстояния между странами и людьми. Сейчас мир распахнут, а коммуникации, которые были призваны улучшить нашу жизнь, принесли вред искусству. Раньше, когда мы отправлялись на гастроли, у каждого была с собой книга. Читали, конечно, разное. Но теперь-то не читают вовсе. Бегут в толпе - только бы быстрее, только бы не отстать. Мне казалось, что мы очень долго учились в школе, слишком долго готовили спектакли, мучительно репетировали свои роли - работа над образом продолжалась месяцами. Было невозможно приготовить партию за три дня. А сейчас - возможно. Более того - не просто выучить порядок движений, но и выйти на сцену, не ошибиться, не упасть и даже более-менее точно станцевать. Но неуловимого чуда-то больше нет! - В чем для вас это неуловимое ? - В полутонах. Потому и неуловимое, в том, что Лев Толстой называл "чуть-чуть". Что есть в любом искусстве. В балете для меня главным текстом является музыка. Каждый день на конкурсе мы с вами видим, как ладно танцуют молодые, но не в музыку: музыка - отдельно, танец - отдельно... Семь нот, у каждой совершенно определенное звучание, и только в соотношении звуков рождается музыка. То же самое происходит и в живописи. Ведь можно из смешения трех цветов добиться очень интересных полутонов. Вот некоторые танцуют тонами, некоторые - полутонами. Но только немногие вбирают в свой танец тысячи оттенков и нюансов. Когда палитра полутонов обогащается постоянно, то искусство становится глубже и богаче. А в драме? Некоторые актеры просто бубнят слова, как я ненавижу это: три минуты послушаю и уже устаю, не могу. Однако есть и те, кто годами насыщает роль этими самыми нюансами, ищет их от спектакля к спектаклю. Тогда рождается образ, пережитый актером, и мы попадаем во власть искусства и в плен чуда. - Почему, на ваш взгляд, молодая хореографическая мысль так глубоко уснула ? - Сейчас много дипломированных хореографов, в десятки раз больше, чем раньше, а личностей - нет. Вроде все все умеют. Посмотрите телевизор - то ледовое побоище, то цирк со звездами, то танцы с профессионалами. И ведь участники и зрители всерьез думают, что петь и танцевать может каждый. Культивируется уровень - для меня - абсолютно самодеятельный. Не могу сказать, что общее состояние всех видов сценического творчества совсем пало, но... помните у Чехова: "Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше". Техника растет, артисты балета ею владеют, хореографы знают, как ставить спектакли, и всем кажется, что этого достаточно. - Вы отпраздновали свой юбилей в Нью-Йорке. Впереди - вечер в Париже, который готовит Комитет российской премии Людвига Нобеля, юбилейные выставки вашей живописи пройдут в Москве и Угличе. Насколько знаю, в Москве театрального чествования не предвидится: Большой театр посвятил вам "Жизель" 20 апреля, но вас в столице уже не было. В день юбилея вы были в Перми, где прошел праздничный вечер. Умышленно убежали из Москвы ? - Я и в Перми не хотел праздновать. Просто случилось совпадение: конкурс "Арабеск", который 20 лет назад открывали мы с Екатериной Сергеевной, начинался в день моего рождения, а завершится в день памяти Катюши. Очень благодарен пермякам за вечер. Я-то с опаской относился к своим балетам: и "Балда", и "Эшеры" были созданы ранее, не для этого вечера. Да и "Баллада" тоже. - Согласитесь, юбилей получился отличным. Пермяки были счастливы . - Да, он оказался компактным и без всяких речей. Не люблю длинных вечеров с зачитыванием поздравлений, а юбилеи это предполагают. Виновнику торжества неловко отказать людям, которые приходят с открытой душой и хотят выразить слова любви и благодарности, - вот и растягивается время. Никогда не любил свой день рождения: старался запланировать на вечер какой-нибудь спектакль. Говорю и понимаю, что мои слова могут вызвать у людей обиду: "Мы, дескать, хотим сделать лучше..." Но для меня это - что демьянова уха. Коллеги в Большом театре, когда я был директором, тоже обижались на просьбы избежать официоза! Приветствия разрушают концепцию любого вечера, тем более в таком молчаливом искусстве, как наше. - А Гала в Америке - тоже не ваша идея ? - Нет, конечно. Его подготовил Молодежный Гран-при Америки - организация, которая уже много лет проводит фестивали, а недавно начала организовывать концерты в честь легендарных личностей в балете. - А что было на этом вечере ? - Большая программа. На концерте выступили звезды всех ведущих театров мира: Королевского балета Лондона, Парижской Оперы, Американского балетного театра, Нью-Йорк Сити балле, Берлинской Штаатсопер, Римской Оперы, Мариинского театра. От Большого приехала Даша Хохлова, с которой мы в первый раз исполнили "Балладу", специально поставленную для этого концерта. Правда, не было Кати Мечетиной, Шопена играл американский пианист Макс Баррос. - Думала, что вы отправились в Нью-Йорк заранее для подготовки программы ... - Дело в том, что американцы захотели танцевать фрагменты из моих балетов. После Бразилии смог выделить только несколько дней для репетиций с ними. В вечере были исполнены и номера, которые мы танцевали с Катей. Например, дуэт из балета Бежара "Ромео и Юлия". Вообще-то, бежаровский фонд не разрешает американцам танцевать своего классика, и снятие запрета только на этот вечер было подарком к моему юбилею. - В Перми все ждали золотых лауреатов прошлого "Арабеска" - Артема Овчаренко и Анжелину Воронцову, которую конкурс открыл, подарив воронежской школьнице судьбу Золушки, в одно мгновение ставшей принцессой. К тому же Анжелина и Артем - первые исполнители балета "Заклятие дома Эшеров" . - Я тоже понимал, что это очень эффектно - открыть конкурс выступлением лауреатов. Но они заняты в Большом театре. Когда мы делали концерты в честь Улановой в Сибири, Анжелину тоже не отпустили, и выручила Даша Хохлова, которую я увидел в репетиционном классе. Даша - человечек настолько чистый, и это чувствуется не только в жизни, но и на сцене. Потом оказалось непросто заполучить Дашу для Нью-Йорка, так же, как непросто было с разрешением для Владислава Лантратова, который, к счастью, с большим успехом заменил Артема Овчаренко в Перми. Он - чудный парень, прекрасный танцовщик! Слава богу, что их с Дашей отпустили. Считаю это подарком Большого театра на свой юбилей. Также считаю подарком выступление Кати Мечетиной в "Балладе" и всех артистов Пермского балета на этом вечере. - Среди событий этого года есть особая дата - 10-летие балетной школы в Бразилии (единственного "учебного спутника" Большого театра за рубежом), которую вы в качестве директора Большого открыли в небольшом городе Жоинвилль. Помню, как пять лет назад вам с Екатериной Сергеевной вручали ордена Рио Бранко, которыми до вас награждались принцы, президенты и национальное достояние - футболист Пеле . - Мы с Катей приезжали в школу каждый год, присутствовали на экзаменах, давали мастер-классы. Главной радостью этой юбилейной поездки стало подписание мэром Жоинвилля (при поддержке губернатора и представителей других структур власти) проекта постройки театра для школы. Я спросил, сколько времени займет строительство. Меня клятвенно заверили - два года. Отсчет уже пошел. К школьному юбилею подготовили премьеру "Жизели". Наша школа доказала, что может танцевать полноценные взрослые спектакли. В их репертуаре уже есть "Дон Кихот" и много современных номеров. Теперь - и "Жизель". Когда мы учились, то все время слышали: "Какая вам "Жизель"? Рано еще. Надо прожить большую жизнь". А я считаю, что нынешним молодым по силам и "Ромео и Джульетта"! - Главные партии на бразильской премьере исполнили Наташа Осипова и Иван Васильев - они тоже очень молоды! Все партии в балетах танцуют ученики ? - Три возрастные роли - Дон Кихота, Санчо Пансы и матери Жизели - исполняли педагоги. Все остальные - ученики. Результатом я очень доволен. Они танцуют эти балеты лучше и живее многих трупп мира, под этим я могу подписаться. Приятно, что видны традиции русской школы классического танца, исполнительский стиль Московского балета. Манеры, эпольман, свободный верх, легкие руки. Это меня совершенно потрясает, хотя иначе и быть не могло: все профессиональные дисциплины преподаются по методике русской балетной школы российскими педагогами. Они же готовят смену - местный преподавательский состав. Рад, что на праздник приехал директор Большого театра Анатолий Иксанов, который все годы, что я не работаю в театре, подписывал контракты и поддерживал таким образом школу. Мне показалось, он остался доволен увиденным: и искусством, и теми условиями, которые созданы в школе. Думаю, что этой школой Большой должен гордиться, второй такой нет. - Если нет театра, то где же воспитанники показывают спектакли ? - В гастролях по Бразилии. А в самом Жоинвилле - на огромной сцене дворца Сентровентус, где проходят и спортивные состязания, и ежегодный фестиваль танца, который в течение двух десятилетий собирает до 20 тысяч участников. И это в маленьком-то городке! На фестивалях используются все ресурсы зала, и тогда его вместимость возрастает до семи тысяч. Но обычно зал трансформируется на три с половиной тысячи мест. Балеты проходили при полных аншлагах. Сцена - большая, но в огромном дворце сверху она кажется маленькой, как в кукольном театре. Два экрана транслируют происходящее на сцене. Сначала я был против экранов, но когда посмотрел, то мне понравилось. Люди, которые сидят в партере, все могут увидеть на сцене, а зрители дальних рядов рассматривают крупные планы на экранах. Бразильцы радовались, как дети, а когда начался второй акт "Жизели" и вышли вилисы, то многие заплакали от счастья. Поворачивались друг к другу: "Видишь, и у нас такой же балет, как в Большом. Мы тоже можем". Эта их гордость была так трогательна. Им-то кажется, что у них уже уровень Большого, а я их разочаровал, сказав, что вы одни из лучших на континенте, но до Большого вам еще расти и расти. - Фонд Улановой, который вы создали и возглавляете, провел пять гала-концертов, посвященных 100-летию со дня рождения великой балерины. Чем завершите Улановский год ? - Готовим представительную выставку в Театральном музее Петербурга, куда войдут экспонаты разных музеев: Большого и Мариинского театров, Бахрушинского и Вагановской академии. Выставочная экспозиция будет открыта два месяца, начиная с 17 мая. Время выбрано неслучайно - выставка приурочена к выпуску Галины Улановой из балетной школы. Красноярская премьера балета "Красный мак", в котором блистала Уланова, станет завершением праздника. - Почему ставите "Красный мак" в Красноярске ? - Конечно, хотел поставить этот балет в Большом театре, но это оказалось невозможным. Тогда поговорил с Валерием Гергиевым, который идею оценил. Но этим и закончилось: труппа Мариинки оказалась занята. Поэтому когда руководитель красноярского балета Сергей Бобров предложил подготовить премьеру к Улановскому форуму, то я согласился. Изначально задумал, чтобы две партии - Тао Хоа и Ли Шан-фу - исполняли китайские танцовщики, а остальные - красноярские артисты. Мы даже направили запрос в Китай, но пока ответа не получили. - В красноярском театре идет "Анюта", которую вы посвятили памяти Екатерины Максимовой и на премьере танцевали Петра Леонтьевича. "Анюта" - ваш авторский балет, а что касается "Красного мака", то он исчез из репертуара Большого театра очень давно. Вы помните тот спектакль ? - Скорее - его атмосферу. Много лет бегал в нем маленьким кули и даже со сцены видел Сталина в ложе. Он любил "Красный мак". - Страшно не было ? - Маленькими мы ничего не боимся. Помню проверки на служебном подъезде, когда охранники открывали наши чемоданчики, перетряхивали трусики и маечки. Мы знали - значит, придет Сталин. В каждой кулисе тоже стояли охранники, и подойти к сцене мы могли только в момент своего выхода. В первом акте сначала танцевали взрослые кули, а потом прямо мимо сталинской ложи выбегали мы - маленькие кули. Катя тоже была занята в этом спектакле - в сцене сна, в танце маленьких маков. - Когда вы приступаете к репетициям "Красного мака" ? - В ближайшее время, а параллельно буду ставить балет "Макбет" в Воронеже - давно обещал. Времени совсем не хватает. - При таком цейтноте живопись не забросили ? - Нет, но темы немного изменились. Стало больше театральных работ. К "Красному маку" сам делаю эскизы. Хочется внести китайский акцент, но оказалось, что у нас нет достаточного изобразительного материала по Китаю. Когда был недавно на юбилее китайского балета в Пекине, приобрел несколько ценных книг. Недавно повезло: купил потрясающую, богато иллюстрированную книгу об этой экзотической стране. Вскоре должен приступить и к созданию эскизов по "Макбету". - Что заставляет вас, человека быстрого и деятельного, сидеть в жюри "Арабеска"? Неделю, целыми днями смотреть выступления конкурсантов - занятие утомительное ... - Долг, конечно, прежде всего. Раньше жюри возглавляла Катюша. - В кулуарах много спорят о принципах судейства. Вы оцениваете качество танца, показанного здесь и сейчас, снимая баллы за случайные падения и сорванные от волнения пируэты, или учитываете возможности танцовщиков и их творческий потенциал ? - Отметки мы, члены жюри, ставим независимо друг от друга. Каждый волен сам определить для себя критерии. После просмотров сверяем оценки, выставленные участникам. Поразительно, но они оказываются практически одинаковыми, расхождения - минимальны. На "Арабеске" хорошая команда судей: нет никаких подсиживаний, никто не тянет одеяло на себя. - Помнится, вы говорили, что балетные конкурсы не вызывают вашей симпатии . - И сейчас готов повторить, что конкурсы не люблю. Но ведь есть и иная точка зрения, и ее стоит уважать. Система оценок достаточно условна - именно в этом и состоят основная сложность и ответственность в работе жюри: чтобы талант не затерялся, не пропал в результате случайных неудач, которые могут случиться с каждым. Мы на "Арабеске" стараемся, чтобы этот принцип соблюдался. Хотя, повторяю, это бывает достаточно сложно именно из-за жестких правил, принятых на конкурсах. - Еще раз с юбилеем ! Также в рубрике:
|