Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7729) 6-12 мая 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ: Работа отвлекает меня от печальных дум

Елена ФЕДОРЕНКО
Пермь - Москва
Фото Нины АЛОВЕРТ


В.Васильев в "Балладе"

Великому танцовщику современности, народному артисту СССР и обладателю множества наград Владимиру ВАСИЛЬЕВУ исполнилось 70 лет. Перечислить все сделанное Владимиром Викторовичем за этот юбилейный год практически невозможно: подготовка и проведение празднования 100-летия Галины Улановой, которое вылилось в Гала-концерты в Москве и Петербурге, в Красноярске и Абакане, на Саяно-Шушенской ГЭС; работа в Римской Опере, где он поставил по просьбе Дзеффирелли новую хореографию в опере "Травиата"; мастер-классы в Италии; премьера "Анюты" в Красноярске и "Жизели" - в Бразилии. Как всегда, возглавил жюри детского фестиваля "Танцолимп" в Берлине, выступил в Гала в Нью-Йорке, в качестве главного героя участвовал в записи радиоспектакля "Вешние воды" Ивана Тургенева на Радио России.Свой день рождения, 18 апреля, Владимир Викторович встретил в Перми на конкурсе артистов балета "Арабеск", который открылся в этот день концертом с двойным посвящением: юбиляру и конкурсу, что появился двадцать лет назад благодаря звездному дуэту - Екатерине Максимовой и Владимиру Васильеву. В программу вечера вошли постановки юбиляра: одноактные балеты "Балда" на музыку Дмитрия Шостаковича и "Заклятие рода Эшеров" на музыку Гордона Гетти (тоже премьера нынешнего сезона). Настоящей сенсацией стала российская премьера "Баллады" на музыку Шопена. ...Открывается занавес, звучат поэтические строки ("За окном снег, снег / Без конца, без конца. / Невозможен побег / Из немого кольца. / Душит душу тоска, / И не можется ей. / Щель наружу узка, / Нет открытых дверей"), на сцене не герой Васильева, а сам Васильев - мудрый Художник с крупными руками мастерового. Он рассказывает историю о своем прошлом, о промелькнувших годах, надеждах и разочарованиях. Девятиминутное откровение перехватило дыхание публики. Потом были шквал аплодисментов и слезы зрителей. А на следующий день начались конкурсные просмотры в режиме non stop. Поздним вечером, по окончании первого тура, Владимир Викторович ответил на вопросы нашей газеты.

- За последние годы вы, кажется, изменились. Импульсивность сменилась спокойствием, в творчестве появилась какая-то новая, исповедальная нота. Сужу по вашему новому балету "Заклятие рода Эшеров", "Балладе", "Вешним водам", да и по интервью ...

- Просто с годами мы более вдумчиво, что ли, относимся ко всему, не так мельтешим, наверное. Лета не позволяют. Когда я вижу человека в годах суетливого, он кажется мне противоестественным, у меня даже возникает странное чувство неловкости.

Когда я был молодым, то меня всегда поражала в учителях величавость. Михаил Маркович Габович появлялся в школе, и в нем абсолютно все казалось мне значительным. Кстати, его пример нам очень помог. Все мы вобрали в себя его широту: шага, жеста, манеры.

Помню, один раз вступил с ним в спор: "А как же быть с мелкими па, ведь они должны сменять друг друга очень быстро". Габович ответил: "Даже самые мелкие движения должны быть значительны, только тогда и прочитаются. Они - не скороговорка". Можно ведь говорить быстро, и человек тебя поймет. А бывает, что в спокойной речи мысль не ухватишь. Сейчас я это понимаю.

Вот и в "Балладе" мне поначалу хотелось придумать много движений, поддержек, вращений. Потом решил, что получится фальшиво. То, что мог бы сделать молодой человек, представляя меня, пожилого, мне самому не надо делать.

- Из ваших передвижений по городам и весям складывается впечатление, что вы просто загоняете себя работой ...

- Да, делаю сейчас больше, чем раньше, и времени катастрофически не хватает. Мне-то ясно, почему не могу остановиться: такой режим отвлекает меня от мыслей об утратах. Так устаю, что возвращаюсь домой - и засыпаю.

- Как родилась "Баллада" ?

- Это связано с премией "Триумф". Вы наверняка знаете, что молодежный "Триумф" не обсуждается коллегиально: каждый член жюри имеет право выдвинуть кандидата. Раньше мы делали это вдвоем с Катюшей (Екатерина Сергеевна Максимова. - Е.Ф.), теперь я один. В этом году решил выбрать юную артистку Большого театра Дашу Хохлову. После вручения наград в Центральном доме литераторов прошел концерт лауреатов разных лет. Даша танцевала "Мазурку" Скрябина, а Катя Мечетина сыграла Первую балладу Шопена. Настроение этой музыки совпало с моим состоянием, и я понял, что мне надо обязательно поставить номер. О том, что думаю, что мучает не только меня, - каждого человека, прожившего большую жизнь и подходящего к какому-то рубежу, когда тревожат воспоминания о прожитом и безвозвратно ушедшем. Идея па де труа пришла сразу: один человек играет на рояле, а двое танцуют - пожилой мужчина и совсем молодая девушка.

- После исполнения "Баллады" в Нью-Йорке американские газеты назвали ее "Реквием Екатерине Максимовой" .

- Посвящения Катюше я специально не указывал. Но это поняли все американские зрители. У всех родилась эта ассоциация, многие плакали. Даже не ожидал, что так подействует этот маленький рассказ о жизни. Даже не рассказ, а обрывки мыслей, которые живут во мне.

- Долго репетировали "Балладу"? Не спрашиваю про душевные затраты - они очевидны, но тяжело ли было физически ?

- "Балладу" поставил буквально за несколько дней, почти экспромтом. Знал, что должен был худеть, что не могу в таком виде появляться на сцене. А сил и времени на то, чтобы сбросить вес, не было. Накануне премьеры работал в Бразилии, где так много солнца и вкусной еды!

Когда репетировал, физически было тяжело: все время старался делать поддержки, тратил силы на то, что в итоге не пригодилось. В этом номере есть одна особенность, с которой столкнулся впервые. Я привык работать точно в музыку, соблюдая все мелодические акценты, подъемы и спады. На репетициях так и делал, но почувствовал, что это немузыкально. На концерте я настолько вслушивался в музыку, что движения чуть-чуть опаздывали. То есть каждая нотка сначала входила в меня и только потом откликалась в пластике. Раньше у меня такого никогда не было. А тут так поразило, что я решил это проанализировать. Посмотрел запись и понял, что так и надо делать, чтобы танец в "Балладе" был музыкальным: сначала впитывать звук, а потом телом на него отзываться.

- Знаете, я не почувствовала прямых ассоциаций с Екатериной Сергеевной, которую всегда помню, но мне показалось, что вы здесь столкнули времена: те легендарные, когда творили вы, и лихие нынешние, которые в области балета называют кризисными .

- Все изменилось до неузнаваемости. Мы долго жили в коммуналках, за железным занавесом, а нам хотелось всего мира: чтобы стали короткими расстояния между странами и людьми. Сейчас мир распахнут, а коммуникации, которые были призваны улучшить нашу жизнь, принесли вред искусству. Раньше, когда мы отправлялись на гастроли, у каждого была с собой книга. Читали, конечно, разное. Но теперь-то не читают вовсе. Бегут в толпе - только бы быстрее, только бы не отстать.

Мне казалось, что мы очень долго учились в школе, слишком долго готовили спектакли, мучительно репетировали свои роли - работа над образом продолжалась месяцами. Было невозможно приготовить партию за три дня. А сейчас - возможно. Более того - не просто выучить порядок движений, но и выйти на сцену, не ошибиться, не упасть и даже более-менее точно станцевать. Но неуловимого чуда-то больше нет!

- В чем для вас это неуловимое ?

- В полутонах. Потому и неуловимое, в том, что Лев Толстой называл "чуть-чуть". Что есть в любом искусстве. В балете для меня главным текстом является музыка. Каждый день на конкурсе мы с вами видим, как ладно танцуют молодые, но не в музыку: музыка - отдельно, танец - отдельно...

Семь нот, у каждой совершенно определенное звучание, и только в соотношении звуков рождается музыка. То же самое происходит и в живописи. Ведь можно из смешения трех цветов добиться очень интересных полутонов. Вот некоторые танцуют тонами, некоторые - полутонами. Но только немногие вбирают в свой танец тысячи оттенков и нюансов. Когда палитра полутонов обогащается постоянно, то искусство становится глубже и богаче.

А в драме? Некоторые актеры просто бубнят слова, как я ненавижу это: три минуты послушаю и уже устаю, не могу. Однако есть и те, кто годами насыщает роль этими самыми нюансами, ищет их от спектакля к спектаклю. Тогда рождается образ, пережитый актером, и мы попадаем во власть искусства и в плен чуда.

- Почему, на ваш взгляд, молодая хореографическая мысль так глубоко уснула ?

- Сейчас много дипломированных хореографов, в десятки раз больше, чем раньше, а личностей - нет. Вроде все все умеют. Посмотрите телевизор - то ледовое побоище, то цирк со звездами, то танцы с профессионалами. И ведь участники и зрители всерьез думают, что петь и танцевать может каждый. Культивируется уровень - для меня - абсолютно самодеятельный. Не могу сказать, что общее состояние всех видов сценического творчества совсем пало, но... помните у Чехова: "Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше". Техника растет, артисты балета ею владеют, хореографы знают, как ставить спектакли, и всем кажется, что этого достаточно.

- Вы отпраздновали свой юбилей в Нью-Йорке. Впереди - вечер в Париже, который готовит Комитет российской премии Людвига Нобеля, юбилейные выставки вашей живописи пройдут в Москве и Угличе. Насколько знаю, в Москве театрального чествования не предвидится: Большой театр посвятил вам "Жизель" 20 апреля, но вас в столице уже не было. В день юбилея вы были в Перми, где прошел праздничный вечер. Умышленно убежали из Москвы ?

- Я и в Перми не хотел праздновать. Просто случилось совпадение: конкурс "Арабеск", который 20 лет назад открывали мы с Екатериной Сергеевной, начинался в день моего рождения, а завершится в день памяти Катюши. Очень благодарен пермякам за вечер. Я-то с опаской относился к своим балетам: и "Балда", и "Эшеры" были созданы ранее, не для этого вечера. Да и "Баллада" тоже.

- Согласитесь, юбилей получился отличным. Пермяки были счастливы .

- Да, он оказался компактным и без всяких речей. Не люблю длинных вечеров с зачитыванием

поздравлений, а юбилеи это предполагают. Виновнику торжества неловко отказать людям, которые приходят с открытой душой и хотят выразить слова любви и благодарности, - вот и растягивается время.

Никогда не любил свой день рождения: старался запланировать на вечер какой-нибудь спектакль. Говорю и понимаю, что мои слова могут вызвать у людей обиду: "Мы, дескать, хотим сделать лучше..." Но для меня это - что демьянова уха. Коллеги в Большом театре, когда я был директором, тоже обижались на просьбы избежать официоза! Приветствия разрушают концепцию любого вечера, тем более в таком молчаливом искусстве, как наше.

- А Гала в Америке - тоже не ваша идея ?

- Нет, конечно. Его подготовил Молодежный Гран-при Америки - организация, которая уже много лет проводит фестивали, а недавно начала организовывать концерты в честь легендарных личностей в балете.

- А что было на этом вечере ?

- Большая программа. На концерте выступили звезды всех ведущих театров мира: Королевского балета Лондона, Парижской Оперы, Американского балетного театра, Нью-Йорк Сити балле, Берлинской Штаатсопер, Римской Оперы, Мариинского театра. От Большого приехала Даша Хохлова, с которой мы в первый раз исполнили "Балладу", специально поставленную для этого концерта. Правда, не было Кати Мечетиной, Шопена играл американский пианист Макс Баррос.

- Думала, что вы отправились в Нью-Йорк заранее для подготовки программы ...

- Дело в том, что американцы захотели танцевать фрагменты из моих балетов. После Бразилии смог выделить только несколько дней для репетиций с ними. В вечере были исполнены и номера, которые мы танцевали с Катей. Например, дуэт из балета Бежара "Ромео и Юлия". Вообще-то, бежаровский фонд не разрешает американцам танцевать своего классика, и снятие запрета только на этот вечер было подарком к моему юбилею.

- В Перми все ждали золотых лауреатов прошлого "Арабеска" - Артема Овчаренко и Анжелину Воронцову, которую конкурс открыл, подарив воронежской школьнице судьбу Золушки, в одно мгновение ставшей принцессой. К тому же Анжелина и Артем - первые исполнители балета "Заклятие дома Эшеров" .

- Я тоже понимал, что это очень эффектно - открыть конкурс выступлением лауреатов. Но они заняты в Большом театре. Когда мы делали концерты в честь Улановой в Сибири, Анжелину тоже не отпустили, и выручила Даша Хохлова, которую я увидел в репетиционном классе. Даша - человечек настолько чистый, и это чувствуется не только в жизни, но и на сцене. Потом оказалось непросто заполучить Дашу для Нью-Йорка, так же, как непросто было с разрешением для Владислава Лантратова, который, к счастью, с большим успехом заменил Артема Овчаренко в Перми. Он - чудный парень, прекрасный танцовщик! Слава богу, что их с Дашей отпустили. Считаю это подарком Большого театра на свой юбилей. Также считаю подарком выступление Кати Мечетиной в "Балладе" и всех артистов Пермского балета на этом вечере.

- Среди событий этого года есть особая дата - 10-летие балетной школы в Бразилии (единственного "учебного спутника" Большого театра за рубежом), которую вы в качестве директора Большого открыли в небольшом городе Жоинвилль. Помню, как пять лет назад вам с Екатериной Сергеевной вручали ордена Рио Бранко, которыми до вас награждались принцы, президенты и национальное достояние - футболист Пеле .

- Мы с Катей приезжали в школу каждый год, присутствовали на экзаменах, давали мастер-классы. Главной радостью этой юбилейной поездки стало подписание мэром Жоинвилля (при поддержке губернатора и представителей других структур власти) проекта постройки театра для школы. Я спросил, сколько времени займет строительство. Меня клятвенно заверили - два года. Отсчет уже пошел.

К школьному юбилею подготовили премьеру "Жизели". Наша школа доказала, что может танцевать полноценные взрослые спектакли. В их репертуаре уже есть "Дон Кихот" и много современных номеров. Теперь - и "Жизель". Когда мы учились, то все время слышали: "Какая вам "Жизель"? Рано еще. Надо прожить большую жизнь". А я считаю, что нынешним молодым по силам и "Ромео и Джульетта"!

- Главные партии на бразильской премьере исполнили Наташа Осипова и Иван Васильев - они тоже очень молоды! Все партии в балетах танцуют ученики ?

- Три возрастные роли - Дон Кихота, Санчо Пансы и матери Жизели - исполняли педагоги. Все остальные - ученики. Результатом я очень доволен. Они танцуют эти балеты лучше и живее многих трупп мира, под этим я могу подписаться. Приятно, что видны традиции русской школы классического танца, исполнительский стиль Московского балета. Манеры, эпольман, свободный верх, легкие руки. Это меня совершенно потрясает, хотя иначе и быть не могло: все профессиональные дисциплины преподаются по методике русской балетной школы российскими педагогами. Они же готовят смену - местный преподавательский состав.

Рад, что на праздник приехал директор Большого театра Анатолий Иксанов, который все годы, что я не работаю в театре, подписывал контракты и поддерживал таким образом школу. Мне показалось, он остался доволен увиденным: и искусством, и теми условиями, которые созданы в школе. Думаю, что этой школой Большой должен гордиться, второй такой нет.

- Если нет театра, то где же воспитанники показывают спектакли ?

- В гастролях по Бразилии. А в самом Жоинвилле - на огромной сцене дворца Сентровентус, где проходят и спортивные состязания, и ежегодный фестиваль танца, который в течение двух десятилетий собирает до 20 тысяч участников. И это в маленьком-то городке! На фестивалях используются все ресурсы зала, и тогда его вместимость возрастает до семи тысяч. Но обычно зал трансформируется на три с половиной тысячи мест. Балеты проходили при полных аншлагах.

Сцена - большая, но в огромном дворце сверху она кажется маленькой, как в кукольном театре. Два экрана транслируют происходящее на сцене. Сначала я был против экранов, но когда посмотрел, то мне понравилось. Люди, которые сидят в партере, все могут увидеть на сцене, а зрители дальних рядов рассматривают крупные планы на экранах.

Бразильцы радовались, как дети, а когда начался второй акт "Жизели" и вышли вилисы, то многие заплакали от счастья. Поворачивались друг к другу: "Видишь, и у нас такой же балет, как в Большом. Мы тоже можем". Эта их гордость была так трогательна. Им-то кажется, что у них уже уровень Большого, а я их разочаровал, сказав, что вы одни из лучших на континенте, но до Большого вам еще расти и расти.

- Фонд Улановой, который вы создали и возглавляете, провел пять гала-концертов, посвященных 100-летию со дня рождения великой балерины. Чем завершите Улановский год ?

- Готовим представительную выставку в Театральном музее Петербурга, куда войдут экспонаты разных музеев: Большого и Мариинского театров, Бахрушинского и Вагановской академии. Выставочная экспозиция будет открыта два месяца, начиная с 17 мая. Время выбрано неслучайно - выставка приурочена к выпуску Галины Улановой из балетной школы.

Красноярская премьера балета "Красный мак", в котором блистала Уланова, станет завершением праздника.

- Почему ставите "Красный мак" в Красноярске ?

- Конечно, хотел поставить этот балет в Большом театре, но это оказалось невозможным. Тогда поговорил с Валерием Гергиевым, который идею оценил. Но этим и закончилось: труппа Мариинки оказалась занята. Поэтому когда руководитель красноярского балета Сергей Бобров предложил подготовить премьеру к Улановскому форуму, то я согласился.

Изначально задумал, чтобы две партии - Тао Хоа и Ли Шан-фу - исполняли китайские танцовщики, а остальные - красноярские артисты. Мы даже направили запрос в Китай, но пока ответа не получили.

- В красноярском театре идет "Анюта", которую вы посвятили памяти Екатерины Максимовой и на премьере танцевали Петра Леонтьевича. "Анюта" - ваш авторский балет, а что касается "Красного мака", то он исчез из репертуара Большого театра очень давно. Вы помните тот спектакль ?

- Скорее - его атмосферу. Много лет бегал в нем маленьким кули и даже со сцены видел Сталина в ложе. Он любил "Красный мак".

- Страшно не было ?

- Маленькими мы ничего не боимся. Помню проверки на служебном подъезде, когда охранники открывали наши чемоданчики, перетряхивали трусики и маечки. Мы знали - значит, придет Сталин. В каждой кулисе тоже стояли охранники, и подойти к сцене мы могли только в момент своего выхода. В первом акте сначала танцевали взрослые кули, а потом прямо мимо сталинской ложи выбегали мы - маленькие кули. Катя тоже была занята в этом спектакле - в сцене сна, в танце маленьких маков.

- Когда вы приступаете к репетициям "Красного мака" ?

- В ближайшее время, а параллельно буду ставить балет "Макбет" в Воронеже - давно обещал. Времени совсем не хватает.

- При таком цейтноте живопись не забросили ?

- Нет, но темы немного изменились. Стало больше театральных работ. К "Красному маку" сам делаю эскизы. Хочется внести китайский акцент, но оказалось, что у нас нет достаточного изобразительного материала по Китаю. Когда был недавно на юбилее китайского балета в Пекине, приобрел несколько ценных книг. Недавно повезло: купил потрясающую, богато иллюстрированную книгу об этой экзотической стране. Вскоре должен приступить и к созданию эскизов по "Макбету".

- Что заставляет вас, человека быстрого и деятельного, сидеть в жюри "Арабеска"? Неделю, целыми днями смотреть выступления конкурсантов - занятие утомительное ...

- Долг, конечно, прежде всего. Раньше жюри возглавляла Катюша.

- В кулуарах много спорят о принципах судейства. Вы оцениваете качество танца, показанного здесь и сейчас, снимая баллы за случайные падения и сорванные от волнения пируэты, или учитываете возможности танцовщиков и их творческий потенциал ?

- Отметки мы, члены жюри, ставим независимо друг от друга. Каждый волен сам определить для себя критерии. После просмотров сверяем оценки, выставленные участникам. Поразительно, но они оказываются практически одинаковыми, расхождения - минимальны. На "Арабеске" хорошая команда судей: нет никаких подсиживаний, никто не тянет одеяло на себя.

- Помнится, вы говорили, что балетные конкурсы не вызывают вашей симпатии .

- И сейчас готов повторить, что конкурсы не люблю. Но ведь есть и иная точка зрения, и ее стоит уважать. Система оценок достаточно условна - именно в этом и состоят основная сложность и ответственность в работе жюри: чтобы талант не затерялся, не пропал в результате случайных неудач, которые могут случиться с каждым. Мы на "Арабеске" стараемся, чтобы этот принцип соблюдался. Хотя, повторяю, это бывает достаточно сложно именно из-за жестких правил, принятых на конкурсах.

- Еще раз с юбилеем !

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;