Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7736) 24-30 июня 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Похвальное слово Везувию

В Историческом музее показывают сокровища погребенного города

СОБЫТИЕ

Георгий ОСИПОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Вулканы нынче что-то не в чести. Тучи пепла вместо самолетов летают над Старым Светом, миллионы людей клянут подземную стихию, а словечко "Эйафьятлайокудль" становится самым крепким ругательством во всех европейских языках. Отчасти из-за сознания собственного бессилия перед исландским карликом, отчасти из-за столь свойственной человечеству неблагодарности. Но при этом люди во все времена охотно селились возле вулканов - трудно отыскать почвы более плодородные, да и "все, что гибелью грозит" для них, как известно, весьма притягательно.

Между прочим, возвышающийся над Неаполитанским заливом Везувий, единственный действующий вулкан континентальной Европы (Эльбрус почему-то традиционно не в счет), куда меньше "ростом", чем исландец, и с каждым извержением он становится все меньше и меньше. В древнеримские времена он, правда, отличался куда большей статью и в течение почти тысячи лет глубокого сна вообще не считался вулканом - именно на его покрытых лесом пологих склонах скрывались восставшие гладиаторы Спартака. А легендам об огнедышащей горе никто не верил. До 5 февраля 62 года нашей эры, когда Везувий честно "предупредил" сильнейшим землетрясением о своем предстоящем пробуждении жителей всей Campania Felix (счастливой Кампании) в целом и жителей основанного якобы самим Геркулесом города Помпеи - название, скорее всего, происходит от пяти - pumpe - поселений, образовавших его. Большинство горожан предупреждению вняли и переселились в более спокойные места. Но около двадцати тысяч остались, и именно на них в кошмарный день 24 августа 79 года обрушилась вся ярость непродолжительного, но исключительно сильного извержения вулкана. Большая часть помпеян, равно как и жителей соседних Геркуланума и Стабий, успела спастись, а те (их было около двух тысяч), кто не смог или не захотел уйти, - старики, больные, дрожавшие за собственное добро домовитые хозяева и грабившие покинутые дома мародеры - навсегда остались в своем городе. Остались под толстым слоем... нет, не лавы, как это почему-то принято считать, а перемешавшихся с дождевой водой пиропластических, по-научному говоря, масс, более известных под именем того самого вулканического пепла. От которого, между прочим, погиб и пытавшийся помочь беженцам (а заодно и записывавший подробности происходившего катаклизма) великий ученый Плиний Старший.

Помпейская катастрофа произвела на людей столь сильное впечатление, что на протяжении семнадцати веков никто не решался селиться в этих местах. И лишь изредка находившиеся при сельхозработах "послания" из далекого прошлого напоминали о трех некогда процветавших древнеримских городах. Напоминали до XVIII века, когда в Геркулануме начались первые более или менее регулярные раскопки, хотя часть городской стены Помпей была найдена еще в конце XVI века. А в 1748 году руководивший раскопками в Геркулануме Роке де Алькубьерре нашел первые помпейские древности, которые с каждым годом все более широким потоком стали поступать в коллекцию неаполитанских Бурбонов, размещавшуюся с 1777 года в огромном Дворце королевских исследований, со временем ставшем Национальным археологическим музеем Неаполя. В Помпеи - сегодня раскопано около трех четвертей города - потянулись ученые и путешественники, и через полтора десятка веков после гибели город обрел сначала всеевропейскую - кто не зачитывался в молодые годы романом Бульвер-Литтона "Последние дни Помпей"? - а потом и всемирную известность. Именно погубителю Помпей Везувию и теме Помпей, между прочим, обязан своим рождением известнейший теноровый шлягер "Funiculi-funicula". Россия в этом ряду отнюдь не исключение - кто не знает, что "стал последний день Помпеи русской кисти первый день"?

Одним словом, с каждым годом становилось все более ясным, что Везувий превосходно законсервировал для потомков сокровища древнеримского города, несколько десятков которых впервые прибыли на "гастроли" в Россию.

Экспозиция, как и весь найденный при раскопках археологический материал, отчетливо делится на три части, три "потока". Первый - это, конечно, всемирно известные и почти не поврежденные фрески I веков нашей и до нашей эры, репродукциями которых сегодня иллюстрируется большинство сборников греческих и римских мифов. Но на фресках - не только мифологические сюжеты, хотя "звездой" выставки является ростовое изображение собирающейся на страшное детоубийственное дело Медеи. Поразительны, к примеру, нехитрые, но очень выразительные натюрморты, которые без всяких письменных источников весьма красноречиво повествуют о том, чем богат и рад был стол древнего помпеянина. В неаполитанский музей, а теперь в Москву попали самые старинные - не по времени написания, а извлечения из земли - фрески: уже на протяжении последних полутора сотен лет вновь находимые живописные композиции оставляют на "родных" стенах, а не срезают с них.

Другая - значительно меньшая, но не менее впечатляющая часть выставки - мраморная скульптура, которая была в домах даже не самых богатых граждан Помпеи. Именно из такого происходит непосредственный беломраморный мальчишка, отчаянно пытающийся взобраться на шею... гусю.

Великий историк Марк Блок как-то заметил, что обнаруженный в архиве счет от прачки или булочника времен Великой французской революции для ученого много ценней всевозможных деклараций, договоров и воззваний. Именно такие "счета", иначе говоря, прекрасно сохранившиеся в толще окаменевшего пепла предметы повседневного быта - самая живая и привлекающая не меньше посетительского внимания, чем фрески, часть неаполитанской экспозиции, вполне исчерпывающе отвечающей на традиционный интерес человека к тому, чем, с чем и как в те времена жили далекие предки. Привычные рыночные весы, гири, измерительные инструменты, дверные замки с ключами и без, ложки, ковши, кастрюли для разогревания пищи, сережки, браслеты, кольца, даже бальзамарии, предки нынешних флакончиков для духов, - все это на удивление мало отличается от традиционных атрибутов нашей повседневной жизни. Разве что светильники в наши дни имеют совсем другую природу и вид, да и такие вещи, как, к примеру, стригили (специальные инструменты для снятия масла с тела закончившего выступление атлета) предстают совершенной экзотикой...

Также в рубрике:

СОБЫТИЕ

АКЦИЯ

ЭКСПОЗИЦИЯ

ТРАДИЦИИ

ФЕСТИВАЛЬ

ВЫСТАВКА

ПРОЕКТ

ПАМЯТЬ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ДЕНЬ В ИСТОРИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;