Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7736) 24-30 июня 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяПохвальное слово ВезувиюВ Историческом музее показывают сокровища погребенного города СОБЫТИЕГеоргий ОСИПОВ Вулканы нынче что-то не в чести. Тучи пепла вместо самолетов летают над Старым Светом, миллионы людей клянут подземную стихию, а словечко "Эйафьятлайокудль" становится самым крепким ругательством во всех европейских языках. Отчасти из-за сознания собственного бессилия перед исландским карликом, отчасти из-за столь свойственной человечеству неблагодарности. Но при этом люди во все времена охотно селились возле вулканов - трудно отыскать почвы более плодородные, да и "все, что гибелью грозит" для них, как известно, весьма притягательно. Между прочим, возвышающийся над Неаполитанским заливом Везувий, единственный действующий вулкан континентальной Европы (Эльбрус почему-то традиционно не в счет), куда меньше "ростом", чем исландец, и с каждым извержением он становится все меньше и меньше. В древнеримские времена он, правда, отличался куда большей статью и в течение почти тысячи лет глубокого сна вообще не считался вулканом - именно на его покрытых лесом пологих склонах скрывались восставшие гладиаторы Спартака. А легендам об огнедышащей горе никто не верил. До 5 февраля 62 года нашей эры, когда Везувий честно "предупредил" сильнейшим землетрясением о своем предстоящем пробуждении жителей всей Campania Felix (счастливой Кампании) в целом и жителей основанного якобы самим Геркулесом города Помпеи - название, скорее всего, происходит от пяти - pumpe - поселений, образовавших его. Большинство горожан предупреждению вняли и переселились в более спокойные места. Но около двадцати тысяч остались, и именно на них в кошмарный день 24 августа 79 года обрушилась вся ярость непродолжительного, но исключительно сильного извержения вулкана. Большая часть помпеян, равно как и жителей соседних Геркуланума и Стабий, успела спастись, а те (их было около двух тысяч), кто не смог или не захотел уйти, - старики, больные, дрожавшие за собственное добро домовитые хозяева и грабившие покинутые дома мародеры - навсегда остались в своем городе. Остались под толстым слоем... нет, не лавы, как это почему-то принято считать, а перемешавшихся с дождевой водой пиропластических, по-научному говоря, масс, более известных под именем того самого вулканического пепла. От которого, между прочим, погиб и пытавшийся помочь беженцам (а заодно и записывавший подробности происходившего катаклизма) великий ученый Плиний Старший. Помпейская катастрофа произвела на людей столь сильное впечатление, что на протяжении семнадцати веков никто не решался селиться в этих местах. И лишь изредка находившиеся при сельхозработах "послания" из далекого прошлого напоминали о трех некогда процветавших древнеримских городах. Напоминали до XVIII века, когда в Геркулануме начались первые более или менее регулярные раскопки, хотя часть городской стены Помпей была найдена еще в конце XVI века. А в 1748 году руководивший раскопками в Геркулануме Роке де Алькубьерре нашел первые помпейские древности, которые с каждым годом все более широким потоком стали поступать в коллекцию неаполитанских Бурбонов, размещавшуюся с 1777 года в огромном Дворце королевских исследований, со временем ставшем Национальным археологическим музеем Неаполя. В Помпеи - сегодня раскопано около трех четвертей города - потянулись ученые и путешественники, и через полтора десятка веков после гибели город обрел сначала всеевропейскую - кто не зачитывался в молодые годы романом Бульвер-Литтона "Последние дни Помпей"? - а потом и всемирную известность. Именно погубителю Помпей Везувию и теме Помпей, между прочим, обязан своим рождением известнейший теноровый шлягер "Funiculi-funicula". Россия в этом ряду отнюдь не исключение - кто не знает, что "стал последний день Помпеи русской кисти первый день"? Одним словом, с каждым годом становилось все более ясным, что Везувий превосходно законсервировал для потомков сокровища древнеримского города, несколько десятков которых впервые прибыли на "гастроли" в Россию. Экспозиция, как и весь найденный при раскопках археологический материал, отчетливо делится на три части, три "потока". Первый - это, конечно, всемирно известные и почти не поврежденные фрески I веков нашей и до нашей эры, репродукциями которых сегодня иллюстрируется большинство сборников греческих и римских мифов. Но на фресках - не только мифологические сюжеты, хотя "звездой" выставки является ростовое изображение собирающейся на страшное детоубийственное дело Медеи. Поразительны, к примеру, нехитрые, но очень выразительные натюрморты, которые без всяких письменных источников весьма красноречиво повествуют о том, чем богат и рад был стол древнего помпеянина. В неаполитанский музей, а теперь в Москву попали самые старинные - не по времени написания, а извлечения из земли - фрески: уже на протяжении последних полутора сотен лет вновь находимые живописные композиции оставляют на "родных" стенах, а не срезают с них. Другая - значительно меньшая, но не менее впечатляющая часть выставки - мраморная скульптура, которая была в домах даже не самых богатых граждан Помпеи. Именно из такого происходит непосредственный беломраморный мальчишка, отчаянно пытающийся взобраться на шею... гусю. Великий историк Марк Блок как-то заметил, что обнаруженный в архиве счет от прачки или булочника времен Великой французской революции для ученого много ценней всевозможных деклараций, договоров и воззваний. Именно такие "счета", иначе говоря, прекрасно сохранившиеся в толще окаменевшего пепла предметы повседневного быта - самая живая и привлекающая не меньше посетительского внимания, чем фрески, часть неаполитанской экспозиции, вполне исчерпывающе отвечающей на традиционный интерес человека к тому, чем, с чем и как в те времена жили далекие предки. Привычные рыночные весы, гири, измерительные инструменты, дверные замки с ключами и без, ложки, ковши, кастрюли для разогревания пищи, сережки, браслеты, кольца, даже бальзамарии, предки нынешних флакончиков для духов, - все это на удивление мало отличается от традиционных атрибутов нашей повседневной жизни. Разве что светильники в наши дни имеют совсем другую природу и вид, да и такие вещи, как, к примеру, стригили (специальные инструменты для снятия масла с тела закончившего выступление атлета) предстают совершенной экзотикой... Также в рубрике:
|