Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7736) 24-30 июня 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Про тех, из кого не вышли Шопенгауэры

"Чехов-gala". РАМТ

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

Пять водевилей-одноактовок легли в основу этого спектакля: "Медведь", "Предложение", "Свадьба", "Юбилей" и "О вреде табака". Занята почти вся труппа РАМТа. Режиссер - Алексей Бородин, художник - Станислав Бенедиктов. Выпущенная под эгидой нынешнего Чеховского фестиваля, приуроченного к юбилею писателя, эта постановка Российского Молодежного театра читается так, как будто собралась постоянная команда и решила: уж отмечать драгоценный день рождения, так отмечать! Вложить в него все свои годами выработанные связи, привычки, свои, общие для труппы, режиссера и художника взгляд на мир и способ общения с публикой. Ведь избрали, заметьте, не большие пьесы, и не прозу, а водевильный материал эпохи Антоши Чехонте. В РАМТе умеют играть смешное и делают это со вкусом. Здесь отменно поют и танцуют, хорошо владеют искусством представления. Суперпопулярный ныне московский театр привык к аплодисментам после каждой сцены, любимцы публики в труппе - через одного, аншлаги - привычное дело. Словом, сыграть комедию, казалось бы, в самый раз. С приставкой "gala", указывающей на концертное обозрение или ревю, праздничное, без лишних заморочек, - тем более.

Все так. А на самом деле - все не так. "Gala" вышел если и обозрением, то весьма специфическим. Два стремительных часа без антракта зритель путешествует по полю, которое веселый Чехов засеял нелепостями и смешными положениями, но уже на двадцатой минуте то тут, то там вылезают на этом поле совсем другие ростки. В репликах и ситуациях прорисовывается Антон Павлович с его будущим космосом несбывшихся надежд и нескладно прожитых жизней.

Композиция, созданная Бородиным, в сущности, проста, и открытия в ней нет. И до него, бывало, смешные чеховские рассказы с пьесками объединяли в один сюжет-парад. Тут дело не в композиционных новшествах, а в специфике взгляда. Бенедиктов организует на сцене ряд дверных проемов и целую компанию столов-стульев, диванчиков-конторок. Здесь найдется место и свадебному столу (с генералом), и вдовьим апартаментам Елены Ивановны ("Медведь"), и банковской конторе ("Юбилей") и т.д. Экспозиции водевилей идут встык, одна за другой. Потом также встык пойдут и развития, и кульминации, и развязки. И окажется, что не только герои друг другу "родственники", но и ситуации вторят друг другу, а главное, общий привкус нелепости и абсурда становится все отчетливее. Вот две парочки: неотесанный помещик Смирнов - И.Исаев с вдовой Еленой - М.Рыщенковой ("Медведь") и "очень мнительный помещик" Ломов - А.Доронин с соседской дочкой - Д.Семеновой ("Предложение"). А вот и еще пара: банкир Шипучин - А.Веселкин с болтливой идиоткой женой - Р.Искандер ("Юбилей"). Вот еще: убогая невеста Дашенька - И.Таранник и хамоватый жених - Р.Степенский ("Свадьба"). Как-то так складывается, что и два "одиночества" просятся в пару: изнемогающий от написания юбилейного доклада бухгалтер Хирин - А.Блохин да розовая как поросенок госпожа Мерчуткина - Т.Матюхова: два исключительных по своей ослиной упертости человеческих экземпляра. Траектории переплетаются, и тогда наличие на сцене сразу нескольких совершенно невыносимых в своей звериной хитрости и птичьей глупости женщин (ох, не жаловал А.П. нашу сестру!) может и ангела вывести из равновесия. Впрочем, мужские квинтэссенции не уступают. Скажем, вот эпизод, где Ломов и Чубуков - А.Бажин насмерть спорят, чья собака лучше ("Предложение"). А вот донельзя распоясавшийся телеграфист Ятъ - М.Шкловский, вечно ломающий стулья "медведь" Смирнов, озверевший бухгалтер Хирин и совершенно потусторонний, сладкий, как рахат-лукум, грек Дымба - В.Кисленко - все вместе и одновременно они производят убийственное впечатление. Так, от эпизода к эпизоду, в необязательной и смешной вроде бы мельтешне вырисовываются безнадежные исходы самых разных сфер жизни: свадеб, государственных служб, стремлений к славе и престижу, поисков родственной души и т.п. Человек пришел делать предложение, но чуть не пал на "дуэли" с отцом суженой, отстаивая превосходство своей собаки. Другой человек был в кои-то веки зван хорошо выпить и закусить. Но в качестве генерала, хотя на самом деле всего-то капитан второго ранга. Не выдержал, опьянел, проговорился, и его вытолкали взашей. Ю.Балмусов, к слову, весьма деликатно играет Ревунова-Караулова ("Свадьба"). Кульминация, когда старик унижен и изгнан, идет как-то тихо, малозаметна в общей суете. Возможно, так и было задумано. Ибо режиссер не дает ни одному из артистов разгуляться, выйти, что называется, "на бенефис" - ни Смирнову - Исаеву в сцене влюбленности во вдовушку, ни Мерчуткиной - Матюховой с ее тупыми вымогательствами мужниного жалованья, ни вконец одуревшему от жены-трещотки Шипучину - Веселкину. Предлагая жанр "gala", А.Бородин тем не менее тщательно оберегает спектакль от "концертного" актерского чеса, не дает воли, которой артисты, разумеется, в иной ситуации не замедлили бы воспользоваться. Это, с одной стороны, благо. А с другой - репризный блеск чеховского текста все же сопротивляется и просит восклицательных знаков. Возникает временами в спектакле досадное ощущение скороговорки. Кажется, что слишком стремительно и неумолимо несется он к финалу, который действительно по-настоящему силен. Для финала прибережен монолог "О вреде табака". Декорация поворачивается оборотной стороной, сцена пустеет, и только понурая лошадка (возможно, Тоби, которому "так и не дали овса"?) стоит вдалеке. Нюхин - А.Маслов секунда за секундой теряет свою лекторскую импозантность и срывается на истерику. В трагикомических эскападах Нюхина уже отчетливо просвечивают будущие рефлексии Платонова, Иванова, Войницкого... "Пропала жизнь... Из меня мог выйти Шопенгауэр..." - звучит еще не то, но уже близко, горячо. Хор, состоящий из всех персонажей спектакля, в стройном многоголосии поет "Шумел камыш". Все "население", выстроившись в шеренгу, проплывает мимо нас на поворотном круге. И мерещатся в них будто уже не Мерчуткины - Шипучины, а Аркадины - Тригорины, и все это вместе - одни и те же чеховские человеки, нелепо и отчаянно искавшие счастья и смысла. Такую бы мизансцену, да в эмблему всего нынешнего Чеховского фестиваля. Право, она того стоит.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;