Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7736) 24-30 июня 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Страна чудес без тормозов

Лето в "Гараже"

Ирина КУЛИК
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


К.Хеллер. "Гигантские трехчастные грибы". 2010 г.

Для летнего сезона Центр современной культуры "Гараж" подготовил сразу несколько выставочных проектов, которые можно рассматривать как вполне самодостаточные, хотя и точечные, экспозиции, а можно попытаться увидеть в них единый концептуальный проект, в котором обнаруживается достаточно изощренная кураторская логика.

В качестве своего рода эпиграфа к летней программе в "Гараже" можно увидеть в основном холле высящиеся перед входом в выставочные анфилады "Гигантские трехчастные грибы" Карстена Хеллера. Один из самых востребованных актуальных художников, немец Хеллер вообще-то знаменит интерактивными объектами и инсталляциями, напоминающими не то тренажерные залы, не то лаборатории, предоставляющие в распоряжение публики все оборудование, а иногда и инструкции, необходимые для постановки опытов, в которых объектом исследования может оказаться, собственно, сам зритель. Так что вполне закономерно, что Хеллера уже давно, с середины 1990-х, занимают "магические", или галлюциногенные, грибы - ведь психоделическая культура как раз и предполагала эксперименты над собственным сознанием. (Проекты Хеллера, кстати, косвенно инспирировали проходящую в настоящий момент в московском выставочном пространстве "Aftergallery" занятную выставку "Mush-room", в которой руководитель "Aftegallery", художник Анатолий Журавлев, собрал своего рода историю грибов в культуре - от Древней Греции и доколумбовой Америки до фантастики 1950-х, японских манга и, конечно же, современного искусства, в том числе представленных "живьем" объектов из серии "Паган" московских концептуалистов Елены Елагиной и Игоря Макаревича и собранных из какой-то канцелярской пластмассовой "слизи" грибов современного китайского художника Лиу Динга.) Грибы Хеллера, представленные в "Гараже", и правда, гигантские - выше человеческого роста. Каждый гриб составлен, как чудище Франкенштейна, из трех сегментов, один из которых позаимствован у ядовитого гриба, другой - у галлюциногенного, а третий - у самых обычных съедобных видов, произрастающих в Европе. Но, несмотря на столь солидный бэкгаунд, а также на отсылки к шаманским практикам, лежавшим в основе многих европейских первобытных культур, при взгляде на инсталляцию Карстена Хеллера трудно избежать самой очевидной ассоциации - а именно с "Алисой в стране чудес". Тем более что современный художник даже облегчил задачу кэрролловской героине, не всегда знавшей, кусочек с какой стороны гриба нужно отломить и съесть, чтобы достичь нужного эффекта. У грибов Хеллера все стороны - очевидно разные.

"АЕС+Ф". "Пир Трималхиона". 2010 г.

Инсталляция Хеллера выглядит вполне уместной преамбулой в экспозиции "100 лет перформанса", собранной американскими историками искусства и кураторами Клаусом Бизенбахом и РоузЛи Голдберг - людьми, весьма авторитетными и известными. Клаус Бизенбах - учредитель Берлинской биеннале, директор филиала Нью-Йоркского музея современного искусства MOMA PS1, недавно выступивший куратором такого масштабного проекта, как сделанная в МОМА в этом году ретроспектива одной из самых прославленных перформансисток Марины Абрамович. На счету РоузЛи Голдберг также немало заметных кураторских проектов - в том числе это придуманная ею нью-йоркская биеннале "Performa", регулярно проходящая с 2005 года. Кроме того, Голдберг - автор нескольких книг по истории перформанса, в том числе вышедшего в популярной серии "Мир искусства" и переведенной на многие языки издания "Перформанс: от футуризма до наших дней". "100 лет перформанса" в "Гараже" - экспозиция не столько художественная, сколько научная. Понятно, что представить перформанс можно только в документации - через фотографии и видео, и небольшая, крайне насыщенно заполненная всевозможными экранами "северная" галерея "Гаража" заботливо снабжена удобными матами, так что смотреть уникальные архивные съемки можно с комфортом, полулежа. Но выставка эта - даже не столько для смотрения, сколько для чтения, и как бы ни было сложно читать экспликации на стенках, это стоит сделать. Само понятие перформанса кураторы трактуют очень широко - включая в него, например, балет и музыку. Начинается все с итальянских футуристов и дадаистов, и правда, сделавших художественный жест едва ли не главным своим выразительным средством, но здесь же можно найти и "Победу над солнцем" - заумную оперу, созданную в 1913 году композитором Михаилом Матюшиным, поэтом Алексеем Крученых и художником Казимиром Малевичем, и спектакли Всеволода Мейерхольда конструктивистского периода, и даже дягилевские балеты. Чувствуется, что с таким академическим рвением и такой любовью к избранному предметом исследования виду искусства можно проследить не то что столетнюю - тысячелетнюю историю перформанса (чем не перформанс средневековые уличные мистерии, версальские гала с участием самого Короля-солнце или представления иллюзионистов с участием зеркал и механических кукол - своего рода предвосхищение "мультимедийного искусства"?). Впрочем, у нас впервые показывается и документация уже хрестоматийных работ послевоенного перформанс-арта. А в "Гараже" можно увидеть видеозаписи "антропометрий" Ива Кляйна - сеансов живописи, во время которых "кистями" художника были покрытые его любимой синей краской обнаженные модели. Представления японской группы "Гутай", скрестившей традиционную каллиграфию с авангардной живописью действия и обратившейся к "живому искусству" даже раньше, чем западные художники. Мучительные и пугающие представления венских акционистов и концептуальные эксперименты с зеркалами Дэна Грэхема, и многое другое - вплоть до длящегося с 1987-го и по наши дни проекта Мэтью Барни "Рисуя границы" - акробатически-рисовальных экзерсисов, из которых, в конце концов, выросли его

Й.Оно. "Картина забивания гвоздя". 1961 г.

роскошные фильмы.

Впрочем, наибольшее внимание кураторы выставки уделили женщинам-художницам. В "Гараже" можно увидеть акции Йоко Оно и Марины Абрамович, Ребекки Хорн и Яой Кусама, Вали Экспорт и Анны Мендетта и многих других, менее известных героинь современного искусства. Выставка позволяет предположить, что именно перформанс, наконец, сделал женщин равноправными участницами художественного процесса - ведь перформанс был прежде всего исследованием себя и поисками собственной идентичности, в которой так нуждались женщины, искавшие свое место в до недавних пор бывшем мужским мире. Впрочем, поиски идентичности в перформансе и правда напоминают "Алису в стране чудес", ибо интересно искать только то, что все время ускользает и изменяется - и перформансисты, и вовлеченные в их поиски и приключения зрители.

Среди моря документации на выставке "100 лет перформанса" нашлось место и двум перформансам, исполнить которые должен зритель. Первое - натянутый на доску белый холст, к которому прилагается молоток и гвозди: забивая их в девственно белую поверхность, зритель может почувствовать себя как разрушителем потенциальной картины, так и создателем нового произведения. Придуманное в 1961 году, это произведение знаменито еще и тем, что именно благодаря нему Джон Леннон познакомился с Йоко Оно: прославленный музыкант первым, еще до открытия, захотел забить свой гвоздь и поучаствовать в проекте молодой японской художницы. И другая работа, произведение скончавшегося американского художника Феликса Гонзалеса-Торреса, - сваленная в углу груда конфет в блестящих обертках, которые зрители могут брать, таким образом причащаясь произведению и в то же время уничтожая его.

Специальным проектом, показанным в рамках выставки "100 лет перформанса", стали "Русские балеты в итальянском стиле" Франческо Веццоли - презентация созданного в качестве оммажа Баланчину и Дягилеву шоу, которое Веццоли представил в 2009 году в MOMA - с участием танцоров Большого театра, костюмами Миуччи Прада и розовым, расписанным бабочками роялем от Дэмиена Херста, за которым восседала Леди Гага. Как и Энди Уорхол, с которым его иногда сравнивают, тридцатидевятилетний итальянец Веццоли обожает всевозможных звезд - но не столько создает их портреты, сколько втягивает их во всевозможные собственные проекты. Впрочем, самое важное здесь - не культ звезд, а то, что все проекты Веццоли - так или иначе фикция. Его искусство сродни не столько кино (хотя он и снимает фильмы), сколько рекламе. Вот и "Русские балеты в итальянском стиле" - не документация перформанса, но этакий постперформанс, где миф, которым обрастает событие, важнее самого события. Тем более что инсталляция получилась очень эффектной - на подиуме, на фоне красных бархатных драпировок, напоминающих театральный занавес, стоят портреты Веццоли, Дягилева и Леди Гага, буквально вклеенные в копии полотен Де Кирико, и правда сотрудничавшего с "Русскими сезонами", балетные пачки от Прада, расписанные, опять-таки, вполне в духе Де Кирико, ложноклассическими колоннами и портиками, неуловимо напоминающими кости. А на фоне всего этого - видеоэкран с рекламным роликом-шоу и, разумеется, с Леди Гага - последней фрик-дивой современной поп-сцены, в местном контексте вызывающей неминуемые ассоциации с Жанной Агузаровой - порождением не столько рок-сцены, сколько арт-тусовки.

С Франческо Веццоли и его поисками нового "большого стиля", заведомо обреченными на то, чтобы скатиться в мистификацию и пародию, отлично рифмуется и занявший пол-"Гаража" масштабный проект группы "АЕС+Ф" "Пир Трималхиона", премьера которого состоялась два года назад на Венецианской биеннале. Девятиэкранный видеофильм, демонстрирующийся в специальной выгородке, устроенной по принципу круговой кинопанорамы, вдохновлен "Сатириконом" Петрония. Но это отнюдь не пеплум, а галлюцинаторный образ современной "сладкой жизни", созданный в эстетике, напоминающей не то рекламный ролик какого-нибудь пятизведочного курорта, не то компьютерную игру. Сделанный с участием живых моделей (как профессиональных манекенщиков, так и светских персонажей), "Пир Трималхиона" является не столько кино, сколько компьютерным видео - он сделан в технике анимированной фотографии, то есть показывает сцены, никогда не разыгрывавшиеся в реальности,

пусть даже на съемочной площадке. Холеные представители высшей касты съезжаются в феерический отель на тропическом острове, по архитектуре напоминающий восточные храмы из какой-нибудь игры про Лару Крофт, где их ожидают небесной красоты слуги всех рас. Изнурительная, гипертрофированно гламурная, красота картинки явно подразумевает какой-то подвох: в предыдущих проектах "АЕС+Ф" столь же прекрасные модели на фоне столь же грандиозных декораций занимались исключительно апокалипсическими войнами. Вот и герои "Пира Трималхиона" съехались сюда словно бы для каких-то крайне порочных, запретных и жестоких наслаждений. Однако, как бы они ни старались, их оргии выглядят стерильными спа-процедурами, и даже жажда насилия или суицидальные наклонности оборачиваются чем-то вроде спорта с дорогим оборудованием и вышколенными инструкторами. Особенно запоминается сцена, в которой прикованный к инвалидному креслу юный красавец (похожий на героя Джуда Лоу из "Гаттаки" - евгенической антиутопии, снятой в 1997 году Энрю Никколом и, судя по всему, немало повлиявшей на эстетику "АЕС+Ф") пытается покончить собой, скатившись с трамплина - но кресло вместе с ним на удивление мягко приземляется на эспланаде отеля, где над бездвижным, но с виду невредимым героем склоняются ангелические медсестры и горничные. Гламурный Апокалипсис "АЕС" - мир, который гибнет уже не оттого, что насилие, боль и смерть в нем перестали восприниматься как реальность, в чем обвиняют создателей боевиков и компьютерных игр, к которым отсылает эстетика группы, а из-за того, что его обитатели, как бы им ни хотелось испытать боль или наслаждение, уже не в состоянии сделать это - обреченные на бессмертие, вечную молодость и тотальную анестезию.

Ту самую, которую некогда и пытались разорвать активисты перформанс-арта, ставившие на себе эксперименты на грани психической и физической выносимости прежде всего для того, чтобы почувствовать себя живыми и дать ощутить то же самое публике.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;