Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 38 (7198) 21 - 27 октября 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноМерси БакуВ столице Азербайджана завершился ФильмФест Светлана ХОХРЯКОВА С 8 по 14 октября в Баку проходил III Бакинский ФильмФест "Восток - Запад". Организован он Союзом кинематографистов Азербайджана, азербайджанским Фондом 100-летия мирового кино, компанией "Филип Моррис" (единственный спонсор Кинофорума). Президент фестиваля - кинодраматург Рустам Ибрагимбеков. Показывали тут фильмы стран СНГ и Балтии, имеющие удачную фестивальную судьбу, лучшее из того, что еще изредка производится в постсоветском пространстве. Включили в программу и фильмы из США и Израиля. Назад в СССР?Бакинский ФильмФест - мероприятие камерное. Толп гостей здесь не наблюдалось. Алла Сурикова, Эмиль Лотяну, Юсуп Разыков, Ходжакули Нарлиев, Майя Аймедова, Михаил Ульянов, Светлана Тома, Леонид Ярмольник, Денис Евстигнеев, Екатерина Редникова, Игорь Толстунов - актеров, режиссеров, продюсеров по пальцам перечесть. Призы, врученные на фестивале, - исключительно неофициальные: "Самый женственный образ" - Фатима Ибрагимбекова, "Разрушенные мосты" - США - Азербайджан, "Самый мужественный образ" - Михаил Ульянов, "Ворошиловский стрелок" - Россия, "За самое гуманное послание человечеству" - "Друзья Яны" Арика Каплуна - Израиль, "За вклад в мировой кинематограф" - актриса Тюркан Шорай - Турция, режиссер Эмиль Лотяну - Россия, Приз-импровизация от благодарных бакинцев - Леонид Ярмольник. Некогда всесоюзные кинофестивали собирали куда больше народу. Теперь - не то. Появилась обособленность. Изменились люди. В Баку прилетел из Вашингтона узбек-предприниматель, проявляющий интерес к кино. Его мобильный телефон был раскален: звонили из Германии, Америки, Узбекистана. Восточный человек внедряется в западный мир. Западнику интересен Восток. Разные миры, стремящиеся друг к другу. Азербайджанцы, все как один продавцы ковров, и кинематографисты, говорили о том, как хорошо было в СССР, как безбедно и счастливо мы жили. Туркмены вспоминали о том же. Но это старшее поколение. Молодые таких слов не произносили. Американцы совсем уж не понимали, зачем нам опять в СССР. Разрушенные мостыВ основной программе ФильмФеста - фильмы знакомые и не очень: "Сибирский цирюльник" Н.Михалкова, "Барак" В.Огородникова, азербайджанская картина "Все к лучшему" В.Мустафаева, узбекский "Оратор" Ю.Разыкова, американские ленты "Мест нет" М.Балчунаса и "Разрушенные мосты" режиссера Р.Пуйя (совместно с Азербайджаном). Особо представлялись картины компании НТВ-ПРОФИТ: "Хочу в тюрьму", "Ворошиловский стрелок", "Мама" и новейший "Поклонник" Н.Лебедева. В рамках ФильмФеста прошел и другой фестиваль - "Свобода". Призван он был привлечь внимание к восточноевропейским картинам на тему свободы и демократии. В его программе - четыре ленты: азербайджанская "Семья" Р.Ибрагимбекова и Р.Мирзоева, российская "День рождения" Л.Садиловой, израильская "Друзья Яны" А.Каплуна, казахская "Киллер" Д.Омирбаева. Азербайджанское игровое, документальное, анимационное кино последнего десятилетия показали гостям фестиваля. Все представленное - неспокойное кино. Герои фильмов пребывают чаще всего в ситуации борьбы. Кто-то ссорится с соседом, построившим сортир в неудобном для окружающих месте, - "Полет пчелы" (Таджикистан, Южная Корея). Кто-то не может разобраться внутри собственной многонациональной семьи, ведь так неспокойно жить в родной стране и все ее проблемы проецируются на "ячейку общества" - "Семья". Азербайджанская картина "Все к лучшему" В.Мустафаева рассказывает историю о том, как цинковый гроб с останками армянского солдата по ошибке оказался в Баку. Герой "Разрушенных мостов" (режиссер Р.Пуйя, сценарий Р.Ибрагимбекова) - азербайджанец, живущий в Америке, работающий на чужбине над фильмом о своей не всегда спокойной родине. Человек в пейзаже - разрушенном, далеком от гармонии. Он обречен решать какие-то немыслимые, непреодолимые, казалось бы, проблемы. Безденежье, отсутствие работы, незнание языка, а чаще всего дефицит любви и понимания - вот поток, в который погружены герои фильмов, произведенных в столь разных государствах и показанных в Баку. Так, герой "Киллера" Д.Омирбаева, чтобы погасить крупный долг и не дать погибнуть своей семье, идет убивать. Иного выхода нет. Фильм этот хвалят за органичное вхождение в европейское кино. Но за этим плавным погружением в "чужие воды" угадывается утрата своего, исконного, стремление к евростандарту. Картина "Друзья Яны" - о русских эмигрантах в Израиле. Сам режиссер Арик Каплун родился в Москве, тут учился в мединституте, задолго до перестройки перебрался в Израиль, обучался в Тель-Авивском киноуниверситете. И вот - дебют в полнометражном кино, и сразу успех: гран-при в Карловых Варах. Это милый, добрый фильм, который великолепно смотрится. Не более и не менее того. Чем только объясняется его фестивальный феномен и бурный энтузиазм по его поводу части нашей критики, никак не пойму. Вряд ли стоит зачислять фильм "Друзья Яны" в разряд картин выдающихся. На КубеГости ФильмФеста в один из дней двинулись на север, в сторону дагестанской границы. Край тот зовется Куба с ударением на последнем слоге. Славится Куба коврами, коими и награждали победителей фестиваля. Тут и раскинулась Красная Слобода, где живут годами горские евреи. Ходят они в синагогу, ежедневно произносят молитву в честь президента Азербайджана Г.Алиева, которого чтут. Местные евреи любопытствовали: есть ли среди нас евреи? Удовлетворенно вздохнули, узнав, что есть да еще из самого Израиля. В синагогу допустили женщин даже в первые ряды, тут же с трибуны рассказали о том, как хорошо живется им, горским евреям, в Азербайджане, но, кажется, удивлялись тому, кто к ним, собственно, и зачем приехал. Мы тоже чего-то недопоняли: зачем? Хотя и интересно было, экзотики хватало. Высыпавшее на улицу мужское население слободы нас разглядывало с неменьшим любопытством. Последний романтикНекогда мы с замиранием сердца смотрели фильмы Эмиля Лотяну "Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь". Неописуемая красота кадра, цыгане, красивые женщины и пейзажи, берущая за душу музыка... Лотяну тут не было равных. Сегодня его картины хоть и смотрят с интересом, но без былого восторга. Пусть так, но ведь было, было... Лотяну, быть может, последнему романтику советского кино, вручили в дни ФильмФеста заслуженный приз "за вклад". В Баку режиссер вспомнил историю о том, как он окольными тропами, чуть ли не через туалет, проник на банкет по случаю приезда в Москву Ива Монтана и Симоны Синьоре. Собрался весь цвет - Козловский, Райкин... Монтан все время приговаривал: "Мерси боку, мерси боку". Присутствовавший на приеме Рашид Бейбутов гостя поддержал: "Баку, Баку". А кто-то из грузин добавил: "Мерси Тбилиси". На этот раз Лотяну произнес свой тост: "Мерси Баку". Также в рубрике:
|