Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 38 (7198) 21 - 27 октября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Мерси Баку

В столице Азербайджана завершился ФильмФест

Светлана ХОХРЯКОВА


С 8 по 14 октября в Баку проходил III Бакинский ФильмФест "Восток - Запад". Организован он Союзом кинематографистов Азербайджана, азербайджанским Фондом 100-летия мирового кино, компанией "Филип Моррис" (единственный спонсор Кинофорума). Президент фестиваля - кинодраматург Рустам Ибрагимбеков. Показывали тут фильмы стран СНГ и Балтии, имеющие удачную фестивальную судьбу, лучшее из того, что еще изредка производится в постсоветском пространстве. Включили в программу и фильмы из США и Израиля.

Назад в СССР?

Бакинский ФильмФест - мероприятие камерное. Толп гостей здесь не наблюдалось. Алла Сурикова, Эмиль Лотяну, Юсуп Разыков, Ходжакули Нарлиев, Майя Аймедова, Михаил Ульянов, Светлана Тома, Леонид Ярмольник, Денис Евстигнеев, Екатерина Редникова, Игорь Толстунов - актеров, режиссеров, продюсеров по пальцам перечесть.

Призы, врученные на фестивале, - исключительно неофициальные:

"Самый женственный образ" - Фатима Ибрагимбекова, "Разрушенные мосты" - США - Азербайджан,

"Самый мужественный образ" - Михаил Ульянов, "Ворошиловский стрелок" - Россия,

"За самое гуманное послание человечеству" - "Друзья Яны" Арика Каплуна - Израиль,

"За вклад в мировой кинематограф" - актриса Тюркан Шорай - Турция, режиссер Эмиль Лотяну - Россия,

Приз-импровизация от благодарных бакинцев - Леонид Ярмольник.

Некогда всесоюзные кинофестивали собирали куда больше народу. Теперь - не то. Появилась обособленность. Изменились люди. В Баку прилетел из Вашингтона узбек-предприниматель, проявляющий интерес к кино. Его мобильный телефон был раскален: звонили из Германии, Америки, Узбекистана. Восточный человек внедряется в западный мир. Западнику интересен Восток. Разные миры, стремящиеся друг к другу.

Азербайджанцы, все как один продавцы ковров, и кинематографисты, говорили о том, как хорошо было в СССР, как безбедно и счастливо мы жили. Туркмены вспоминали о том же. Но это старшее поколение. Молодые таких слов не произносили. Американцы совсем уж не понимали, зачем нам опять в СССР.

Разрушенные мосты

В основной программе ФильмФеста - фильмы знакомые и не очень: "Сибирский цирюльник" Н.Михалкова, "Барак" В.Огородникова, азербайджанская картина "Все к лучшему" В.Мустафаева, узбекский "Оратор" Ю.Разыкова, американские ленты "Мест нет" М.Балчунаса и "Разрушенные мосты" режиссера Р.Пуйя (совместно с Азербайджаном). Особо представлялись картины компании НТВ-ПРОФИТ: "Хочу в тюрьму", "Ворошиловский стрелок", "Мама" и новейший "Поклонник" Н.Лебедева. В рамках ФильмФеста прошел и другой фестиваль - "Свобода". Призван он был привлечь внимание к восточноевропейским картинам на тему свободы и демократии. В его программе - четыре ленты: азербайджанская "Семья" Р.Ибрагимбекова и Р.Мирзоева, российская "День рождения" Л.Садиловой, израильская "Друзья Яны" А.Каплуна, казахская "Киллер" Д.Омирбаева. Азербайджанское игровое, документальное, анимационное кино последнего десятилетия показали гостям фестиваля.

Все представленное - неспокойное кино. Герои фильмов пребывают чаще всего в ситуации борьбы. Кто-то ссорится с соседом, построившим сортир в неудобном для окружающих месте, - "Полет пчелы" (Таджикистан, Южная Корея). Кто-то не может разобраться внутри собственной многонациональной семьи, ведь так неспокойно жить в родной стране и все ее проблемы проецируются на "ячейку общества" - "Семья". Азербайджанская картина "Все к лучшему" В.Мустафаева рассказывает историю о том, как цинковый гроб с останками армянского солдата по ошибке оказался в Баку. Герой "Разрушенных мостов" (режиссер Р.Пуйя, сценарий Р.Ибрагимбекова) - азербайджанец, живущий в Америке, работающий на чужбине над фильмом о своей не всегда спокойной родине.

Человек в пейзаже - разрушенном, далеком от гармонии. Он обречен решать какие-то немыслимые, непреодолимые, казалось бы, проблемы. Безденежье, отсутствие работы, незнание языка, а чаще всего дефицит любви и понимания - вот поток, в который погружены герои фильмов, произведенных в столь разных государствах и показанных в Баку. Так, герой "Киллера" Д.Омирбаева, чтобы погасить крупный долг и не дать погибнуть своей семье, идет убивать. Иного выхода нет. Фильм этот хвалят за органичное вхождение в европейское кино. Но за этим плавным погружением в "чужие воды" угадывается утрата своего, исконного, стремление к евростандарту.

Картина "Друзья Яны" - о русских эмигрантах в Израиле. Сам режиссер Арик Каплун родился в Москве, тут учился в мединституте, задолго до перестройки перебрался в Израиль, обучался в Тель-Авивском киноуниверситете. И вот - дебют в полнометражном кино, и сразу успех: гран-при в Карловых Варах. Это милый, добрый фильм, который великолепно смотрится. Не более и не менее того. Чем только объясняется его фестивальный феномен и бурный энтузиазм по его поводу части нашей критики, никак не пойму. Вряд ли стоит зачислять фильм "Друзья Яны" в разряд картин выдающихся.

На Кубе

Гости ФильмФеста в один из дней двинулись на север, в сторону дагестанской границы. Край тот зовется Куба с ударением на последнем слоге. Славится Куба коврами, коими и награждали победителей фестиваля. Тут и раскинулась Красная Слобода, где живут годами горские евреи. Ходят они в синагогу, ежедневно произносят молитву в честь президента Азербайджана Г.Алиева, которого чтут. Местные евреи любопытствовали: есть ли среди нас евреи? Удовлетворенно вздохнули, узнав, что есть да еще из самого Израиля. В синагогу допустили женщин даже в первые ряды, тут же с трибуны рассказали о том, как хорошо живется им, горским евреям, в Азербайджане, но, кажется, удивлялись тому, кто к ним, собственно, и зачем приехал. Мы тоже чего-то недопоняли: зачем? Хотя и интересно было, экзотики хватало. Высыпавшее на улицу мужское население слободы нас разглядывало с неменьшим любопытством.

Последний романтик

Некогда мы с замиранием сердца смотрели фильмы Эмиля Лотяну "Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь". Неописуемая красота кадра, цыгане, красивые женщины и пейзажи, берущая за душу музыка... Лотяну тут не было равных. Сегодня его картины хоть и смотрят с интересом, но без былого восторга. Пусть так, но ведь было, было... Лотяну, быть может, последнему романтику советского кино, вручили в дни ФильмФеста заслуженный приз "за вклад".

В Баку режиссер вспомнил историю о том, как он окольными тропами, чуть ли не через туалет, проник на банкет по случаю приезда в Москву Ива Монтана и Симоны Синьоре. Собрался весь цвет - Козловский, Райкин... Монтан все время приговаривал: "Мерси боку, мерси боку". Присутствовавший на приеме Рашид Бейбутов гостя поддержал: "Баку, Баку". А кто-то из грузин добавил: "Мерси Тбилиси".

На этот раз Лотяну произнес свой тост: "Мерси Баку".

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;