Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34-35 (7747) 16 - 22 сентября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

ФАБРИС ИБЕР: Нужно научиться жить с капитализмом, как с болезнью

Беседу вела Ирина КУЛИК
Фото Валерия ЛЕДЕНЕВА


Ф.Ибер
В Фонде “Екатерина” открылась выставка Фабриса Ибера “Бессмертные”, организованная московским Мультимедиа Арт Музеем (так теперь называется Московский дом фотографии). Выставка французского художника проходит в рамках Года Франция – Россия-2010. Впрочем, в отличие от других арт-звезд насыщенных французских сезонов Ибер в Москве бывал и раньше и вообще был одним из первых французских современных художников, приехавших в постперестроечную Москву. В 1992 году в Центре современного искусства на Якиманке Ибер показал проект “1-1=2”, состоявший из множества похожих на чертежи каких-то загадочных приборов рисунков и впечатляющей инсталляции – телефонной будки, заполненной кучей диковинных кепок с двумя козырьками. Этот объект был одним из ранних образчиков разрабатываемых Ибером с 1991 года ПОДов – прототипов объектов в действии, многие из которых можно увидеть и на нынешней московской выставке, где есть, например, маска ныряльщика, зеркальная с обратной стороны, так что, надев ее, можно посмотреть в глаза самому себе, игрушечный автомобиль-“тянитолкай”, две карнавальные маски, сращенные носами – то ли для того, чтобы их носители слились в вечном поцелуе, то ли затем, чтобы, надев эти маски, невозможно было остаться в одиночестве, и кубический футбольный мяч, предназначенный для особого футбола, правила которого художник так же разработал: зрители там находятся посреди, а игра идет на четырех сторонах квадратного поля.

С тех пор из многообещающего молодого художника Фабрис Ибер превратился в одну из центральных фигур актуальной французской арт-сцены и вообще в художника, без которого трудно представить новейшую историю современного искусства, хотя бы потому, что именно его проекты стали ключевыми для книг французского арт-критика Никола Буррио “Эстетика взаимоотношений” и “Искусство как postproduction”, наиболее цельного описания художественных тенденций 1990 – 2000-х годов. В 1997 году Фабрис Ибер получил “Золотого Льва” Венецианской биеннале современного искусства – его проект в павильоне Франции был сочтен лучшей национальной выставкой. В 2000-е Ибер, как и полагается маститому представителю современного искусства, с каких бы ернических жестов он ни начинал, сделал несколько работ, которые можно назвать патетическими, а можно – сентиментальными. В 2003 – 2004 годах он создает “Артерию”, “антимонумент”, по его словам, жертвам СПИДа: выложенная на лужайке парижского парка Ла Вилетт огромная мозаика из расписанных плиток, складывающихся в ленточку, – международный символ борьбы со СПИДом. А в следующем году покупает, как он говорит, свой чуть ли не с детства любимый вид – участок незаселенной и невозделанной земли, который он засевает лесом.

Впрочем, на выставке в “Екатерине”, которую можно назвать ретроспективой, так как тут есть и вещи середины 1990-х, и работы, датированные нынешним годом, Ибер предстает художником бескомпромиссно абсурдистским и апеллирующим в первую очередь к разуму, а не к сантиментам. Череда залов на первом этаже отведена коллекции ПОДов, между которыми возникают причудливые фигуры. Распростертая на хирургическом столе человеческая фигура из растрескавшейся глины, из которой торчат пластиковые трубки, – еще одно подобие человека, сложенное, как персонажи Арчимбольдо, из разнообразных плодов. Маленький зеленый человечек – “Человек из Бессина” – в 1989 году Ибер сделал целую армию таких пришельцев по муниципальному заказу этого города, которая затем отправилась “покорять” и другие французские, и не только, города.

“Модель (глиняный человек)”. 2010 г.
Чтобы попасть в залы на втором этаже, публике нужно преодолеть своего рода полосу препятствий – нагромождение всевозможных пластиковых тазов, корыт и мисок, среди которых затесался и только на первый взгляд банальный оммаж России – большая матрешка, правда, разрезанная вдоль так, что множество вложенных друг в друга полых половинок обретают неожиданное сходство с египетскими саркофагами. Правда, небольшой дискомфорт искупается тем, что во всех залах расставлены стулья, чтобы зрители могли присесть отдохнуть и пообщаться: наглядный пример той самой “эстетики взаимоотношений”, жеста ненавязчивой, но дельной заботы художника о публике. Однако неожиданно существенную часть экспозиции составляют внушительных размеров станковые вещи. По своим сюжетам и стилю эти работы вроде бы кажутся эскизами объектов и инсталляций, чертежами каких-то новых фантастических изобретений или же просто набросками и почеркушками, испещренными всевозможными надписями и указаниями. Однако их размеры, техника и трудоемкая виртуозность исполнения исключают любую мысль о незавершенности. Выставка Ибера с его пластмассовыми шайками, зелеными человечками и ПОДами, по идее должна была бы напоминать смесь лаборатории безумного ученого с рынком хозтоваров. Но нет, все выглядит на редкость упорядоченным и элегантным, и даже истошные цвета пластиковой утвари на удивление гармонично сочетаются с красками холстов. Никакой потенциальности. Фабрис Ибер не тешит себя и зрителя иллюзиями по поводу того, что его искусство – только проект для грядущей утопии, в которой чертежи, наконец, будут реализованы, а абсурдные ПОДы обнаружат целесообразность гениальных изобретений. Все уже доведено до совершенства, больше надеяться не на что.

– Ваша московская выставка называется “Бессмертные”. Неужели современные художники, как и творцы прошлого, верят в то, что жизнь коротка, а искусство вечно, что творчество может даровать бессмертие?

– Для большинства людей мечта о бессмертии – это все же мечта о вечной жизни во плоти. Но есть множество других вариантов – бессмертие идей, школы, процесса, который нужно запустить, чтобы дальше он продолжался сам собой. Моя выставка представляет различные варианты. Тут есть физическое бессмертие, различные образы органического или искусственного – зеленый человечек, земляной человек, человек из растений. Есть идея бессмертия как защиты – как в надувном скафандре в форме медведя. Это один из старых моих проектов – когда-то я захотел придумать прозрачную капсулу-шар с подаваемым внутрь очищенным воздухом, которая помогла бы выжить в условиях загрязненного города. Но потом решил, что шар – это некрасиво, и придумал медведя. Медведя зовут Тед Ибер (по созвучию с английским Teddy bear, плюшевый медвежонок. – И.К.). Это, можно сказать, мой брат.

– Скафандр-медведь – это один из ПОД, “Прототипов объектов в действии”, которые вы разрабатываете с самого начала 1990-х. ПОДы – это ваша версия сюрреалистических объектов вроде утюга с гвоздями Ман Рэя, мехового чайного прибора Меретт Оппергейм или телефона-лобстера Сальвадора Дали?

– Не совсем. ПОДы возникают не из образов, а из идей, которым, как мне кажется, я могу придать форму, не зная заранее, что в итоге это даст. Я создаю объекты, не ограничивая их никакими функциями, в том числе и функцией быть эффектными, выразительными, как это было с сюрреалистическими объектами. Кроме того, для меня очень важна идея ресайклинга: мне интересно превратить один предмет в другой, использовать его не по назначению, каким-то непредвиденным способом. И в то же время это предметы штучные, сделанные по мерке. ПОДы – это нечто из будущего, чему еще предстоит свое назначение, в то время как сюрреалистические предметы были, скорее, вещами из прошлого, утратившими свою изначальную функцию. Есть ПОДы, которые вообще нематериальны – это не предмет, а руководство к действию. Например, такой: возьмите бонсай и высадите его из горшка в почву, чтобы его ветви и корни могли расти свободно.

– Это почти дзенский коан…

– Но это же как раз разрушение японской традиции бонсая, которому нельзя позволить расти, как он хочет…

– Зато этот ПОД, как и коан, служит как переключатель из одной системы мышления, одной логики в другую, как, впрочем, и сюрреалистические объекты, которые основоположник сюрреализма, Андре Бретон, считал способными заменить обыденную логику логикой сновидения.

– Вот этот момент перехода, зазора между одним и другим, для меня очень важен.

– Помимо промежутка между одним и другим, у вас есть и невозможное третье – как в качелях не с двумя, а с тремя досками… Жутковатые, кстати, качели получились…

– Ну что вы, это очень оптимистическая вещь. Это о том, что мы все время оказываемся в ситуации выбора, нас заставляют сказать либо “да”, либо “нет”, выбрать то или это, но часто мы не хотим ни того, ни другого. Но на самом деле, помимо невозможного или-или, есть еще и ни то, ни другое, есть нечто третье, выход, позитивное решение всегда существует.

Из серии ПОД – “Качели”. 2010 г.
В 1997 году вы получили “Золотого Льва” Венецианской биеннале за проект, в рамках которого превратили павильон Франции в телестудию. В 1960-е, эпоху появления видеоарта, возникла и идея, что современные художники должны идти на телевидение, что телевидение может стать новым пространством для искусства – некоммерческим, свободным, общедоступным. Ваш проект и продолжает, и оспаривает эти идеи – у вас не искусство приходит на телевидение, но телевидение вторгается в пространство искусства и, по сути, заменяет искусство собой.

– Для меня речь по-прежнему идет не о том, чтобы заменить современное искусство телевидением, но о том, чтобы использовать телевидение как еще одно средство искусства, еще один материал. Телевидения, как и любого материала, не нужно бояться.

– Но для вас это же постоянный сюжет – превратить выставочное пространство во что-то другое, использовать его не по назначению. Вы устраивали гипермаркет, точнее, “ибермаркет” в Музее современного искусства Парижа и салон красоты – в Центре Помпиду, в рамках выставки “Мужское/женское”…

– Для того чтобы люди знали, что ничто, в том числе и искусство и его статус, не является окончательным и не подлежащим обжалованию. Все может измениться. Нужно учиться использовать эти перманентные перемены. Художники должны этому учиться – и учить этому.

– Но эти перманентные перемены захватывают и самих художников. Кажется, что в последние годы они только тем и занимаются, что подражают всем возможным

видам деятельности, превращаются в социологов и политических активистов, бизнесменов и медиаперсонажей, ученых и изобретателей….

– А вы не думаете, что это они подражают художникам, что художники появились гораздо раньше, чем всяческие социологи и активисты? Художники – это просто те, которых с начала времен очень интересовала жизнь во всех ее проявлениях… Как только у нас появляется весь этот четко регламентированный набор профессий, художнику среди них не остается места, потому что художник – это человек с абсолютно свободным сознанием, тот, кто может и хочет переходить из одной среды в другую. Преимущество искусства в том, что оно может не ставить перед собой никаких фактических, конкретных целей. Цель искусства – это создавать обмен между разными образами мысли.

– В 1994 году вы создали общество с ограниченной ответственностью под названием “UR”, “Unlimited Responsibility” (Неограниченная ответственность), которое как раз и занималось посредничеством – между современными художниками и корпорациями. Насколько удачными оказались ваши таланты посредника?

– Мы осуществили множество проектов с различными крупными компаниями, с магазинами “FNAC” (крупная французская сеть магазинов, торгующих книгами, музыкой, видео, компьютерами и так далее), с “Toyota”, с сетью парфюмерных магазинов “Sephora” – около пятидесяти художников устраивали в этих магазинах своего рода обонятельные “теракты”. А сейчас я занимаюсь созданием специальной европейской школы, готовящей профессиональных посредников между художниками и бизнесом.

– А как же с идеей того, что художник должен противостоять капиталистической системе?

– Одно другому не мешает, чтобы быть субверсивным, нужно быть внутри – как червяк в яблоке. Конечно, это только одна из возможных стратегий, есть множество отличных художников, которые никогда бы не смогли пойти на такого рода сотрудничество. Но мне это нравится – потому что дает гигантские средства и гигантскую свободу делать на эти средства все, что хочешь, в том числе и критические по отношению к этой системе проекты. Нужно научиться использовать капитализм, научиться жить при нем, жить с ним, как с болезнью. Я несколько лет работал над проектом “Артерия”, посвященным борьбе против СПИДа, я встречался со множеством больных, имел дело с организациями, которые ими занимаются, и увидел, как люди живут с этим, увидел, что с этим нужно научиться жить. У нас все равно нет альтернативы – жить с этим или без этого.

– Вы работаете в стольких разных жанрах, техниках, материалах – объекты, инсталляции, видео, концептуальные проекты, но и более традиционные живопись и графика. От какого из художественных средств вам было бы труднее всего отказаться?

– Я просто никогда не смог бы заниматься ничем иным, кроме искусства, неважно, какими средствами его делать: хоть пальцем на песке рисоват.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

КОНКУРС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;