Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34-35 (7747) 16 - 22 сентября 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаЗолушка и зимние колоколаЗавершился “Большой фестиваль РНО” Евгения КРИВИЦКАЯ
Никаких скидок на фестивальный режим, никакой халтуры: игра оркестра, как всегда, на высоком уровне, а интерпретации Плетнева, как всегда, впечатляют оригинальностью и эстетизмом. Вдобавок, все сочинения маэстро дирижировал наизусть, достигая предельной свободы выражения. Особенно эффектно и эффективно это получилось в случае с “Золушкой” Россини, исполнение которой стало центральным событием фестиваля. Кажется, что в РНО учли, наконец, имеющийся опыт проведения опер в концертном исполнении: с двух сторон повесили экраны, на которых шли титры на русском языке, так что публика смогла не только наслаждаться качественным вокалом всех участников проекта, но и вдосталь посмеяться над деталями развертывающейся интриги. Кроме того, Плетневым были придуманы простенькие, но оживляющие действие мизансцены, а певцы (в меру темперамента и воображения) не только спели, но и “сыграли” свои партии. В действие был вовлечен даже хор. Мужская группа Академического русского хора имени Свешникова (руководитель – Борис Тевлин) то артистично изображала слуг Дона Маньифико, то картинно прокрадывалась на свои места за оркестром. Причем пели хористы отменно, в виртуозности не уступая солистам, которые (за исключением двух участников с российской стороны) представляли итальянскую школу. Безоговорочно понравились исполнители мужских ролей. Тенор Антонино Сирагуса (принц Рамиро), обладатель сильного и объемного голоса, был раскован и играючи брал все верхушки. Баритон Бруно Пратико – исполнитель возрастной партии отчима Золушки – завоевал зал исключительным актерским обаянием и блестящей буффонной техникой, так что даже некоторые вокальные издержки воспринимались как часть изображаемого им образа. Баритон Энрико Марабелли (камердинер Дандини), наоборот, сделал акцент на разнообразии тембровых красок. Ему ничуть не уступал наш Дмитрий Неласов (Алидоро, наставник принца), продемонстрировавший звучный голос и недурную технику. Пожалуй, его выступление можно было бы смело назвать приятным сюрпризом и причислить к дебютам нового сезона. Что касается исполнительниц женских партий, то все они были корректны. 25-летняя красотка Серена Мальфи прекрасно подошла по типажу, но ее голос оказался маловат по объему и совершенно терялся в ансамблевых сценах. Впрочем, лирическую балладу о короле, сквозной нитью проходящую через оперу, Мальфи пела очень красиво и трогательно. В роли Клоринды мы вновь встретились с Анастасией Белуковой, запомнившейся по прошлому “Большому фестивалю”. Ее аккуратное звонкое сопрано отлично вписалось в итальянский контекст. Нынешнее время требует громких акций и оригинальных пиар-ходов. Не обошли эти тенденции и “Фестиваль РНО”. Уже упомянутая “Жар-птица” была показана в версии британского хореографа Ройстона Малдума, специализирующегося на работе с подростками из неблагополучных семей. Его направление – “общинный танец”, доступный любому непрофессионалу. Откровенно говоря, несмотря на весь положительный пафос проекта – жарким летом детей вывозили репетировать в Болгарию на три недели, приобщали к искусству, а потом позволили почувствовать себя настоящими артистами, – художественный итог оказался, скорее, отрицательным. На фоне изысканнейшего звучания РНО под управлением Плетнева, который идеально интерпретировал эту рафинированную партитуру Стравинского, примитивные движения детей оказались из “другого балета”. Еще одной “акцией” стал гала-концерт победителей композиторского on-line конкурса “You tube”. Этот видеохостинг компании “Google” пригласил независимое жюри во главе с дирижером Теодором Курентзисом выявить среди 216 партитур современных российских композиторов 10 самых талантливых работ. После этого их записали музыканты РНО, клипы выложили на сайт “You tube”, и открыли интернет-голосование. Правда, тут случилась накладка: жюри выбрало весьма радикальные для “простого пользователя” опусы, и, забеспокоившись о том, что “страшно далеки они от народа”, организаторы (то бишь “Google”) добавили еще трех авторов, более демократичных по композиторскому письму. Впрочем, до открытого скандала дело не дошло. Современные композиторы удостоились в этот вечер редкого внимания: концерт снимал телеканал “Культура”, перед каждым номером на экранах над сценой показывались блиц-интервью с авторами композиций, а исполнение сопровождала некая световая подсветка (не всегда, кстати, уместная). Первое место не было присуждено. Как сказал Теодор Курентзис, “мы приняли решение не присуждать первое место, так как его должно занимать произведение, которое изменяет акцент своего времени, является флагманом целого направления, как это было с сочинениями Моцарта, Бетховена, Шостаковича. В этот раз мы не нашли такого, но всем понятно, что гениальные произведения рождаются не каждый день. Нужно работать и нужно искать”. А вот второе место было поделено между двумя выпускниками Московской консерватории, Натальей Прокопенко и Владимиром Горлинским. Третьим оказался Кирилл Уманский – композитор с репутацией и стажем, представляющий уже среднее поколение. В свое время учился у Николая Сидельникова в той же консерватории. Поскольку жюри в составе пианиста Михаила Мордвинова и музыковедов Левона Акопяна и Светланы Савенко вряд ли можно упрекнуть в необъективности, стоит задуматься об образовательных тенденциях и лидерстве московской школы. Хотя бы в рамках данного конкурса. Все три композиции имели нечто общее, а именно – явный уклон в сторону иллюстративности. И в “АРХЭ” Прокопенко, и в “Paramusic” Горлинского, и в “Ночи в степи” Уманского авторы пытались воссоздать безграничное вибрирующее пространство, и звучание временами напоминало саундтрек к какому-нибудь научно-популярному фильму. Конечно, технологические приемы и выразительные детали у каждого были свои, но “на слух” отличия не были столь разительны, как если бы звучала музыка Шостаковича или Прокофьева. Победитель интернет-голосования Полина Назайкинская представила пьесу “Зимние колокола”, опирающуюся, напротив, на традиционные формы и приемы развития. Однако тематизм и гармонический язык вызывали ассоциации с творчеством таких отечественных классиков, как Свиридов и Шостакович. Кажется, что именно узнаваемость ее речи привлекла пользователей Всемирной паутины. Поэтому прав был Курентзис, призывая играть и вслушиваться в музыку наших современников, заставляя себя понять и привыкнуть к ее необычному синтаксису и фонизму. Ну а в качестве возможного эталона прозвучала Третья симфония Прокофьева, прекрасно сыгранная РНО. Среди программ РНО не затерялись и концерты с участием американки Лоры Клейкомб, выступившей в барочном и современном репертуарах. Если в ариях Баха и Генделя Клейкомб не очень повезло с партнером – трубач Владислав Лаврик был не слишком внимателен к музыкальным идеям, фразировке и нюансам певицы и часто перекрывал ее по балансу, – то пианист Леонид Огринчук в песнях Андре Превэна и Максим Венгеров за пультом РНО в Концерте для голоса Глиэра прислушались к Клейкомб, тактично оттеняя ее уникальный тембр. Черту под фестивалем подвели кантата “Иоанн Дамаскин” и Девятая симфония Бетховена, где к РНО с Плетневым присоединился сводный хор “500 голосов”. И поскольку в этом году РНО отмечает свое 20-летие, то фестиваль можно считать и смотром сил: очевидно, что оркестр показался во всем великолепии зрелого мастерства. Также в рубрике:
|