Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7748) 23 - 29 сентября 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Инновации“Интерра” – территория вдохновенияII Международный молодежный инновационный форум в Новосибирске Полосу подготовили Татьяна ИВАНЕНКО В рамках форума запланировано более 276 различных мероприятий. Общее число участников форума превысит 2 тысячи человек, в том числе 160 экспертов, из которых 49 – зарубежных. На форуме будут представлены делегации из 24 стран и 32 российских регионов.
“И прикоснуться к музыке миров…” Три звуковые волны, три музыкальные стихии наполнили пространство форума “Интерра”-2010 и стали его звучанием. Эти три стихии – этно, джаз и электронная музыка. Каждый вечер во время “Интерры” на камерных, хорошо известных ценителям площадках будет звучать джаз. У Новосибирска богатые джазовые традиции. Здесь работает один из лучших в стране джазовых оркестров – “Биг-бэнд” Владимира Толкачева, в городе прошло около двадцати международных джазовых фестивалей, здесь существует особая среда – джаз регулярно звучит не только на больших сценах, но и в небольших клубах и кафе. Во время “Интерры” на трех площадках – на правом, на левом берегу и в Академгородке – пройдут концерты фестиваля “Сибирские джазовые игрища”. Участники – новосибирские музыканты. Звучать будет преимущественно традиционный джаз, лишь “XYZ Quartet” представит для рафинированных знатоков программу фри-джаза. Культурный фон второго дня форума явно окрашен в оттенок этно: в Заельцовском парке Новосибирска пройдет фестиваль этнических культур “Живая вода”. Это проект – старейший в своем роде в России и первый, начавший пропагандировать не только традиционные фольклорные выступления, но и современную этническую музыку (world music). 9 лет фестиваль проходил в Республике Алтай, в прошлом году в связи с первой “Интеррой” “Живая вода” переместилась в Новосибирск. Концепция фестиваля диктует формат: “Живая вода” – это не только музыкальная программа, это театральные выступления, мастер-классы, ритуалы народов мира, кухни народов мира и финальный флешмоб. Но главное на этом празднике жизни – это, конечно, музыка. В нынешнем году на сцене под открытым небом выступят музыканты из Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. Обладатель уникального голоса Мубай (Казань) исполнит авторские композиции и татарские народные напевы. Группа “Белорыбица” (Санкт-Петербург) не только представит обрядовые, протяжные, плясовые песни и инструментальные наигрыши юга и запада России, но и продемонстрирует звучание старинных, русских музыкальных инструментов: кугикл (тростниковых флейт), гуслей, колесной лиры. Группа “Testo” (Санкт-Петербург) покажет, как на одной палитре можно смешивать русский фольклор и электронную музыку. Проект “Волга”, вплетая в звуки старорусских текстов-уговоров и ублажений сил природы жесткую электронику и танцевальные ритмы даб, трип-хоп и хауса, увлечет слушателей в мир мистерий и космического резонанса. В выступлении проекта “Груня” джазовые импровизации по мотивам русских, украинских и казачьих песен переплетутся со звучанием гитары а-ля Маклафлин и современными саунд-эффектами.
Ожидаются выступления фрик-кабаре-бэнда “Серебряная свадьба” (Минск), музыканты которого прямо на глазах у публики готовят необыкновенный коктейль из французского шансона, диксиленда, кантри, русской народной музыки и латиноамериканских ритмов в манере уличного оркестра. Их выступления – это буффонада, театр кукол и кабаре. Электронный проект “Younnat” (Харьков) покажет, как можно извлекать звук из обычных розеток, лампочек и манипулятора руля. На сцену выйдет группа “Everything Is Made In China”, после выпуска первого альбома в 2007 году удостоенная звания лучшей российской инди-группы. Новосибирскую музыку представят “Aerophonics”. Они играют живую танцевальную электронику, их песни звучат на британской станции, их композиции были выпущены компанией “Major Records” в одном диске с “Ladytron”, “Iamx”, “Boytronic”, “Mesh”. Еще один новосибирский проект – совместное выступление группы “Nuclear Losь” (Новосибирск) и хорового ансамбля Новосибирской филармонии “Маркелловы голоса”. Формально “Nuclear Losь” можно отнести к модному направлению easy listening или лаунж, но фактически то, что они создают, больше напоминает звуковой дизайн. “Маркелловы голоса” – один из самых прогрессивных коллективов филармонии. В мае в их жизни случилось знаковое событие – музыканты по спонтанному приглашению главного дирижера Берлинской филармонии выступили на ее легендарной сцене. На глазах изумленной публики музыканты смешают архаичные народные напевы, записанные в Сибири, с электронным звучанием, массовым вдохновением и сгустившейся энергией, и, возможно, все собравшиеся в этот вечер на огромной площади смогут наконец “прикоснуться к музыке миров”. Художественная интервенция в контексте улиц “Арт-город” – международный проект Немецкого культурного Центра в Новосибирске – посвящен теме “паблик арт” – искусству в городской среде, ориентированному на неподготовленного зрителя. Основная цель проекта – обмен опытом между Россией и Германией и выработка совместных инициатив в сфере искусства в открытом пространстве. Как открыть городское пространство для образов современности? Как сделать площади и улицы уютными и обжитыми? Может ли сам город стать нашим общим домом, сомасштабным человеку? Этого можно добиться, если призвать на помощь художников. Искусство, созданное специально для открытых общественных мест, называют “паблик арт”. В каждой из стран, уделяющих такому искусству особое внимание (одна из них – Германия), есть специальные правила, организации, авторы – они и создают среду городов, благожелательных и приветливых для людей, находящихся и с городом, и с художниками в постоянном диалоге. В России “паблик арт” стал развиваться именно теперь, когда современное искусство получило общественное признание. Появляются актуальные авторы, усложняются технологии управления городами, растут запросы жителей. Поэтому самое время исследовать опыт наших партнеров в развитых странах, давно и успешно ведущих разговор с населением с помощью искусства в открытых пространствах. Новосибирск стал одним из восьми городов – участников проекта, наряду с Калининградом, Ульяновском, Минском, Ереваном, Тбилиси, Алматы и Ташкентом. В
Следующим этапом проекта станет пятидневная мастерская для 10 – 15 художников, которые будут отобраны для участия в процессе открытого конкурса. Третий этап – конкурс на лучший эскиз проекта в сфере “паблик арт”. На 2011 год придется заключительная и самая сложная фаза проекта – реализация лучших идей в открытом пространстве. Люблю и знаю город свой Мастер-классы для участников Школы гидов-новаторов организованы прямо на улицах Новосибирска. Пешеходная экскурсия проходит по историческим кварталам. Перед экскурсантами оживают образы и сюжеты старого города, насыщенные памятниками живой старины и легендами очевидцев. По каким улицам проезжал В.И.Ленин через Новониколаевск? Где располагались заезжие дворы? Почему Дементий Авдеевич Кротов съел свой партбилет? Школяры-волонтеры Международного молодежного инновационного форума “Интерра”-2010 с увлечением погружаются в прошлое Новониколаевска-Новосибирска и… извлекают оттуда немало свежих идей для развития экскурсионного дела в нашем регионе. Преподаватели курса стремятся открыть ребятам Новосибирск во всем его разнообразии: от загадочных каменных арок купеческих домов и величественных зданий в неоклассическом стиле до взметнувшихся ввысь современных бизнес-центров. Итоги творческого союза мастеров-экскурсоводов и молодежи превосходят все ожидания: выпускники первого сезона представили 25 оригинальных экскурсионных проектов для гостей Новосибирска. На основе прозвища “Сибчикаго”, полученного Новосибирском за стремительные темпы городского роста, группа авторов предложила экскурсию в стиле кинофильма про гангстеров. Среди предложенных проектов есть путешествие на трамвае в 1934 год и обратно, экскурсия-алфавит, экскурсия-квест в метро и многое другое. “Три вороны” и академический театр Почему “Три вороны”? Ворона – уличная птица, яркая, вездесущая, любопытная. Она-то не пролетит мимо карнавалов, шоу, буффонад, пантомим, перформансов, которые развернутся под открытым небом. Есть выражение “считать ворон”, отсылающее к зевакам: идешь себе, гуляешь, ворон считаешь, никого не трогаешь, а тут на тебя вылетают клоуны в огромных шляпах, затевают с тобой разговор, ты уворачиваешься, но не тут-то было, тебя окружают мимы, музыканты, колдуны, принцессы, бесы, монстры… Международный фестиваль уличных театров “Три вороны” на зевак и рассчитан. На тех, кто ни разу не был в театре, но любит яркое действо. Предназначен он и для тех, конечно, кто умеет оценить красоту игры не только на большой сцене. Здесь предпринимается попытка преодолеть пропасть между масскультом и некоммерческим искусством, а значит, максимально расширить границы аудитории. На уличные площадки Новосибирска выйдут профессиональные артисты, на себе испытавшие, что значит работать не в тишине зала, а держать в
Ворона, как известно, – птица невысокого полета. Но великая сила искусства значительно увеличивает размах крыльев. И в репертуарной афише государственных, да что там – академических! – театров появляются авангардные, яркие, вырывающиеся из привычных жанровых рамок спектакли. Новая постановка Новосибирского государственного академического драматического театра “Красный факел” называется “Без слов”, и вот как представляет ее участникам и гостям “Интерры” режиссер Тимофей Кулябин: “Это увлекательный творческий тренинг и для меня, и для артистов. Попытка решить проблему: как найти контакт, как выстроить диалог персонажей, не имея текста вообще? Притом это ни в коем случае не попытка сыграть драму людей, немых или вынужденных обходиться жестами. Это не имитация разговора! Это также не клоунада. Не пластический спектакль в чистом виде. И уж, конечно, не балет. Танец – лишь один из способов существования в этом спектакле. Есть еще такое известное упражнение для театральных студентов: “зона молчания”. Там исследуется ситуация некоего события, в котором текст просто-напросто лишний. Так вот – и это не совсем то, что делаем мы…” Они разные, но “Глобус” их объединил! Второй, теперь уже межрегиональный фестиваль молодежных субкультур “Знаки” проходит в рамках “Интерры”-2010 и представляет собой масштабный форум для молодежи и студенчества Сибири. Фестиваль несет ярко выраженную социальную миссию и призван консолидировать разобщенные группы молодежи в едином культурологическом проекте. Его участники – более 150 представителей субкультур – смогут творчески заявить о себе и своих ценностях и заложить основу для нового общегородского молодежного праздника. Специальная программа позволит охватить интересы анимешников, готов, эмо, ролевиков, брэйкдансеров, райтеров, рэперов, геймеров, паркурщиков и других представителей молодежных течений. Фестиваль организован Новосибирским академическим молодежным театром “Глобус” и проходит на площади перед театром. На главной сцене выступят не только известные, но и молодые музыкальные команды из городов Сибири. На девяти других площадках состоится парад карнавальных костюмов фанатов японской мультипликации; соревнование рэп-исполнителей в жанре уличного фристайла; состязания по экстремальным роликам, горному велосипеду и паркуру; рыцарский турнир любителей исторических реконструкций и ролевых игр; мастер-классы по огненному шоу; чемпионат по культовым компьютерным играм; выступления танцевальных команд различных школ и направлений; ярмарка сувениров, рок-атрибутики и хенд-мейд изделий; выставка готического сообщества; мотошоу байкеров и многое другое. Множество моделей и реальностей очеловеченного мира объединяет фестиваль “Знаки”. А главное – здесь каждый человек искренне интересен другому. Пл
RAP FREESTYLE: старожилы рэп-сообществ устроят жесткий баттл. GRAFFITI ANLIMIT: 20 метров девственно белой стены дадут возможность проявить фантазию уличным художникам. ANIME COSPLAY: самые радостные, самые красивые, самые позитивные участники фестиваля – любители японской мультипликации снова зажгут на светомузыкальном фонтане! STREET DANCE: приглашаются сольные участники и танцевальные команды любых стилей и направлений. STREET EXTREME: все, кто спит в роликах, крутит педали даже на лекции, делает сальто по дороге в булочную, – встречаемся у стеклянного шара кофейни. WOW! MARKET: выставка-продажа хенд-мейд изделий, украшений и всего-всего, что сделано своими руками. OLD HISTORY CULTURE: “Камелот” с нами!!! Значит, быть турниру среди рыцарей! BIKE-ARENA: люди и моторы!!! Этим все сказано. ГЛАВНАЯ СЦЕНА: как и в прошлом году, выступят самые альтернативные, самые запретные, самые раскрученные, а также совсем неизвестные, начинающие рок-команды!
От классического искусства до современного – не более ста метров О необходимости создания в Новосибирске Центра современного искусства последние десять лет говорили все – художники, искусствоведы, галеристы, журналисты, даже чиновники. Все десять лет дальше разговоров дело не шло, но год назад лед тронулся: после прошлогодней выставки “Смотри!”, прошедшей в рамках первого форума “Интерра”, слова облеклись плотью. Официальное открытие Сибирского центра современного искусства назначено на 23 сентября 2010 года, в рамках Второго форума “Интерра”, на котором центр представляет сразу несколько проектов. Уже 17 сентября, в дни гастролей в Новосибирске Национальной Парижской Оперы с балетом “Пахита”, на площади Ленина, напротив Новосибирского государственного академического оперного театра, в специально построенном павильоне открылась видеоинсталляция Дмитрия Булныгина “Балерины”, оммаж классическому искусству от современного – четыре балерины в классических пачках, снятые с очень неожиданной точки, под танец маленьких лебедей в техно-аранжировке выделывающие па, популярность себе обеспечили. Программа “Видеогород” – это трансляция на уличных экранах работ российских и зарубежных видеоартистов, так или иначе посвященных жизни современного города и городских жителей. Фильмы входили в программы различных фестивалей, в том числе Канского кинофестиваля (не во французском Канне, а в городе Канске Красноярского края) и Фестиваля сверхкороткого фильма (Москва – Новосибирск). Наконец, собственно выставка, открывающаяся на основной площадке, в залах Сибирского центра современного искусства, которая получила заковыристое название “4.0 Интернационал v. 20-10”. На баннере работы “Синих носов” изображены три русские красавицы в кокошниках (единственный наличествующий на девушках предмет одежды) верхом на лошадях в канонических позах богатырей с картины Васнецова. Подпись соответствующая: “Инно.Нано.Техно”. В том, что эта работа сразу после открытия центра разлетится по Интернету, можно не сомневаться. Собс
Также в рамках выставки кемеровский театр “Ложа”, работающий на сцене в близкой “Синим носам” эстетике гэга, покажет программу театральных перформансов: свой вариант сиквелов, приквелов и ремейков – не только кино- и теле-, но и литературных и театральных. Понятно, что открытие центра – это начало длинной истории. Сейчас верстаются выставочные планы, определяются направления работы. Предполагается, что центр станет не только выставочной площадкой, представляющей новосибирской публике современное российское и зарубежное искусство, но и институцией, катализирующей процесс создания творческих процессов в местной среде, работающей с молодыми художниками. В перспективе запланирована лекционно-образовательная программа, а также создание под эгидой центра междисциплинарной площадки, на которой можно будет реализовывать литературные, музыкальные и театральные проекты, не вписывающиеся по тем или иным причинам в привычный формат. Архитектура никогда Инновационную деревню, раскинувшуюся в сквере у театра оперы и балета, не надо соотносить с мифом о “потемкинских деревнях”, создающих иллюзию процветания и благополучия. Строительство “потемкинских деревень” было продиктовано страхом разоблачения, и с ними неразрывно связаны понятия показухи и очковтирательства. Размещенные же на конструкциях из строительных лесов объекты “бумажной архитектуры” восхищают и вдохновляют, и веселят, и вызывают чувство законной гордости за своих земляков, способных на такое гениальное хулиганство. “Бумажная архитектура” как жанр концептуального, неприкладного проектирования, возникшая на рубеже 70 – 80-х годов XX века, в Новосибирске получила жизнеспособное продолжение в конкурсах проектов “Архитектура никогда”, “Город как песня”, “Башня IV Интернационала”. 36 баннеров в декорациях инновационной деревни представляют нам проекты (зданий, объектов городской инфраструктуры, даже перепланировки территориальной карты России), которые никогда не будут реализованы. Например, архитектор Татьяна Иваненко, размышляя о символах Новосибирска и увековечении имени отца-основателя города Н.Г.Гарина-Михайловского, предположила, что отцов было два – Гарин и Михайловский. А принимая во внимание значение Транссибирской магистрали, а также вообще мостов в городе, расположенном и разрастающемся на двух берегах великой реки Оби, выдвинула идею создания по обеим сторонам железнодорожного моста башен, венчающихся скульптурами Гарина и Михайловского. Кроме того, по версии автора проекта, отцы-основатели не стоят без дела. Они запечатлены в самый ответственный и одновременно рутинный инженерный момент – момент геодезической съемки. Гарин напряженно вцепился в рейку (понятное дело – площадка маленькая, ему высоко и очень страшно). Михайловский же сосредоточен и очень собран. Только что он крикнул коллеге: “Держи вертикальней!”, а теперь внимательно смотрит в глазок… Еще з
Феерическое собрание проектов маститых и начинающих архитекторов наполняет городское пространство духом игры, в которой каждый прохожий может выбрать себе роль – наблюдателя или участника, сторонника или противника… Мощный арсенал архитектурных образов поднимает над действительностью и азартно уносит нас от подлого быта в страну сбывающейся мечты. Фотография непридуманной жизни Сибирь уже зарекомендовала себя как полигон для запуска уникальных культурных проектов, в том числе и в области фотографии. Реализованный в прошлом году пилот – выставка документальной фотографии “Мы” с презентацией в Театре оперы и балета для участников “Интерры” и последующим показом в Краеведческом музее для широкой публики – стал, по сути, мировой офлайн-премьерой одного из самых интересных русскоязычных сетевых проектов в сфере фотожурналистики. На “Интерре”-2010 проект продолжает свое развитие в новом качестве и “упаковывает” отдельные фотособытия в Фотофестиваль “Рассказчики”. Главным содержанием фестиваля становятся фоторепортаж и фотожурналистика. “Фотография непридуманной жизни”, рассказы о человеческом существовании – в экстремальных ситуациях или в обыденности будней, в больших городах и на бесчисленных “малых родинах”, из которых и состоит великая страна… Зрители смогут увидеть две российские выставочные премьеры: лучшие работы призеров профессионального конкурса “Премия Фонда развития фотожурналистики”-2009 (экспозиция “Профессия – фоторепортер”) и выставку “Родинки на карте” (новосибирский фотоблог о нестоличной России, хроники повседневности малых местожительств). Оба проекта – московский и региональный – это прорывы интернет-инициатив в офлайн; обращение, с одной стороны, к несетевому зрителю, а с другой – к привычному “бумажному” языку разговора изображения и человека. Вторая часть программы “Рассказчиков” – “фоторазговоры”, публичные дискуссии о состоянии дел в фотографии, рамки которых обозначены – “Тренды/ Поиски/Прогнозы”. В режиме скайп-встреч и “вживую” выступят Андрей Поликанов (фотодиректор журнала “Русский Репортер”, Москва), Артем Чернов (проект “Фотополигон”, Москва), Надежда Шереметова (“Фотодепартамент”, СПб), Лиза Фактор (Фонд “Объективная реальность”, Москва), новосибирский антрополог Ирина Октябрьская (Институт археологии и этнографии СО РАН), фотограф и фильммейкер-документалист из Красноярска Александр Кузнецов. И завершит фестиваль мультимедийная программа “Ночной экран”, которую будут вести в том числе участники “фоторазговоров” со своими кураторскими показами. Лиза Фактор из Нью-Йорка представит в скайпе серию фотофильмов “Проекции реальности”, лучшие работы студентов и выпускников питерского Фотофакультета имени Гальперина покажет декан Павел Маркин – тоже будучи “в удаленном доступе”. Фотофестивалем “Рассказчики” Новосибирск отрабатывает модель культурных событий, использующих коммуникационные технологии и “живые площадки”, Сеть и офлайн – на их пересечении. Становится не столь значимым, где находятся действующие лица и где – их аудитория. Это неизбежно создает новый уровень возможностей для свободного обращения идей, знаний и опыта. Лада ЮРЧЕНКО, директор форума “Интерра”-2010: “Таланту для творчества и развития нужны соответствующие условия. Не зря во всем мире и в России существует практика создания специальных городков для ученых, разработчиков, инноваторов – где не только условия жизни, но сама атмосфера помогает “творить, выдумывать, пробовать” тем, кто к выдумке и творчеству способен. Самый близкий для нас пример – новосибирский Академгородок, куда полвека назад молодые энтузиасты приехали из столиц строить новую сибирскую науку и свое собственное будущее. Вот и мы попробовали придумать такой идеальный город для инноваторов. Ведь что нужно талантливому человеку, чтобы он мог мыслить и действовать – свободно и с размахом? Ему нужна среда – щедрая, разнообразная, насыщенная впечатлениями. Ему нужны научные симпозиумы и конференции, дискуссии и обмен опытом с коллегами, возможности для образования и профессионального роста. Ему нужны события культурного ряда – спектакли, выставки, концерты, фестивали – то, что, казалось бы, не имеет прямого отношения к работе, зато питает рецепторы, которые отвечают за вкус к жизни. Мы нарисовали для себя эту идеальную модель и подумали: а ведь у Новосибирска есть все, чтобы это случилось. Все черты “города инноваторов”. В повседневной, будничной жизни они размыты, разрозненны, привычны и не так заметны. А что если их собрать, сконцентрировать, сжать в тугой клубок, в три неимоверно плотных дня – и показать всем, как мы на самом деле живем? Чтобы, во-первых, мы сами могли этим гордиться, а во-вторых – продемонстрировали свои сильные, конкурентоспособные стороны соседям, всей стране и всему миру”. Наталья ЯРОСЛАВЦЕВА, министр культуры Новосибирской области: “Интерра” – реактор, где формируется критическое состояние условий для того, чтобы разрозненные процессы сложились в один полноценный организм. Этот принцип лежит и в основе культурной программы форума. Немного истории. На “Интерре”-2009 состоялись “круглые столы” участников местного культурного сообщества, начиная от молодых и альтернативных и заканчивая маститыми экспертами в области профессионального искусства. “Интерра” прошлого года – это первые шаги по собиранию новосибирского креативного общества. Чрезвычайно важен был период подготовки форума. Творческие люди увидели, что их деятельность интересна властям; возникли робкие попытки создать свои площадки, воплотить в жизнь необычные, порой даже абсолютно нереальные идеи. Три основные задачи стояли перед нами на “Интерре”-2009: организовать команду специалистов, которым интересно создавать новое искусство; показать жителям и гостям города лучших мастеров своего дела; заложить традиции культурной инициативы в Новосибирске. Так, ко второй “Интерре” родился Фестиваль актуальной культуры, который сегодня представляет собой целостную концепцию. Если “Интерра” – это территория развития, то есть инноваций, то Фестиваль актуальной культуры – это бизнес-инкубатор нового типа, который не требует здания, который не требует организационной структуры, а, как перпетуум-мобиле, работает сам. Мы нашли новый инструмент постоянного обновления и появления новых креативных идей без специальных программ и созданных оргкомитетов. “Интерра”-2010 – это собранное и подготовленное сообщество, которое работает весь год. И в культурной программе ряд проектов стартует задолго до начала самого форума. Среди них: Школа гидов-новаторов, Международный проект Немецкого культурного центра в Новосибирске “Арт-город”, Фестиваль уличных театров “Три вороны”, Литературный фестиваль “Поэмания”, Фотофестиваль “Рассказчики”. А многие рожденные “Интеррой” проекты обещают стать неотъемлемой частью культурной жизни Новосибирской области.” Алексей КАЗАРИНОВ, руководитель культурной программы “Интерра”-2010: “Чем больше концентрация непохожего, разного, но терпимого друг к другу, тем сильнее индекс инновационности этого места. Фестиваль актуальной культуры – это попытка создать вокруг инновационного форума такую атмосферу. Именно поэтому фестиваль состоит из множества самых разных проектов. В нынешней “Интерре” несколько основных направлений: современная фотография, архитектура и промышленный дизайн, поэзия, театр, этническая культура, видеоинсталляции, современная музыка и индустрия моды. Главными критериями отбора проектов для Фестиваля актуальной культуры были: публичность, обязательное присутствие интерактивности, новые жанры, новые форматы воплощения – поэзия соединяется с видео и музыкой, театр выходит из зданий на улицы, музыканты импровизируют и создают новые произведения на глазах у зрителей, участвуя в джем-сейшенах…” “Родинки на карте”
Также в рубрике:
|