Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 36 (7748) 23 - 29 сентября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Инновации

“Интерра” – территория вдохновения

II Международный молодежный инновационный форум в Новосибирске

Полосу подготовили Татьяна ИВАНЕНКО
Татьяна КАРПУХИНА
Валерий КЛАММ
Наталья КУЗНЕЦОВА
Яна КОЛЕСИНСКАЯ
Марина МОНАХОВА
Нина ПАШКОВА
Анна ПЛАТОНОВА
Ирина ПОСРЕДНИКОВА
Сергей САМОЙЛЕНКО
Татьяна ТАРНОВСКАЯ
Фото Дарьи ГУРЬЕВОЙ
Андрея КАБАНОВА
Александра РОЩИНА
Софьи САМОХИНОЙ
Андрея ШАПРАНА


С 23 по 25 сентября 2010 года в Новосибирске пройдет II Международный молодежный инновационный форум “Интерра”-2010. Форум является крупной площадкой для взаимодействия представителей власти, бизнеса, научного и экспертного сообщества по выработке решений о внедрении лучших инновационных практик в экономику, управление и социальную сферу.

В рамках форума запланировано более 276 различных мероприятий. Общее число участников форума превысит 2 тысячи человек, в том числе 160 экспертов, из которых 49 – зарубежных. На форуме будут представлены делегации из 24 стран и 32 российских регионов.

“И прикоснуться к музыке миров…”

Три звуковые волны, три музыкальные стихии наполнили пространство форума “Интерра”-2010 и стали его звучанием. Эти три стихии – этно, джаз и электронная музыка.

Каждый вечер во время “Интерры” на камерных, хорошо известных ценителям площадках будет звучать джаз. У Новосибирска богатые джазовые традиции. Здесь работает один из лучших в стране джазовых оркестров – “Биг-бэнд” Владимира Толкачева, в городе прошло около двадцати международных джазовых фестивалей, здесь существует особая среда – джаз регулярно звучит не только на больших сценах, но и в небольших клубах и кафе. Во время “Интерры” на трех площадках – на правом, на левом берегу и в Академгородке – пройдут концерты фестиваля “Сибирские джазовые игрища”. Участники – новосибирские музыканты. Звучать будет преимущественно традиционный джаз, лишь “XYZ Quartet” представит для рафинированных знатоков программу фри-джаза.

Культурный фон второго дня форума явно окрашен в оттенок этно: в Заельцовском парке Новосибирска пройдет фестиваль этнических культур “Живая вода”. Это проект – старейший в своем роде в России и первый, начавший пропагандировать не только традиционные фольклорные выступления, но и современную этническую музыку (world music). 9 лет фестиваль проходил в Республике Алтай, в прошлом году в связи с первой “Интеррой” “Живая вода” переместилась в Новосибирск.

Концепция фестиваля диктует формат: “Живая вода” – это не только музыкальная программа, это театральные выступления, мастер-классы, ритуалы народов мира, кухни народов мира и финальный флешмоб.

Но главное на этом празднике жизни – это, конечно, музыка. В нынешнем году на сцене под открытым небом выступят музыканты из Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.

Обладатель уникального голоса Мубай (Казань) исполнит авторские композиции и татарские народные напевы. Группа “Белорыбица” (Санкт-Петербург) не только представит обрядовые, протяжные, плясовые песни и инструментальные наигрыши юга и запада России, но и продемонстрирует звучание старинных, русских музыкальных инструментов: кугикл (тростниковых флейт), гуслей, колесной лиры.

Группа “Testo” (Санкт-Петербург) покажет, как на одной палитре можно смешивать русский фольклор и электронную музыку. Проект “Волга”, вплетая в звуки старорусских текстов-уговоров и ублажений сил природы жесткую электронику и танцевальные ритмы даб, трип-хоп и хауса, увлечет слушателей в мир мистерий и космического резонанса. В выступлении проекта “Груня” джазовые импровизации по мотивам русских, украинских и казачьих песен переплетутся со звучанием гитары а-ля Маклафлин и современными саунд-эффектами.

“Знаки”
Финальным аккордом культурной программы “Интерры” станет большой гала-концерт на главной площади города с участием групп из Минска, Харькова, Москвы и Новосибирска. В одном прогрессивном созвучии сольются театрализованный шансон-кабаре, хруст матричных принтеров, розеток и игровых джойстиков, инди, электроника и порно-джаз.

Ожидаются выступления фрик-кабаре-бэнда “Серебряная свадьба” (Минск), музыканты которого прямо на глазах у публики готовят необыкновенный коктейль из французского шансона, диксиленда, кантри, русской народной музыки и латиноамериканских ритмов в манере уличного оркестра. Их выступления – это буффонада, театр кукол и кабаре. Электронный проект “Younnat” (Харьков) покажет, как можно извлекать звук из обычных розеток, лампочек и манипулятора руля. На сцену выйдет группа “Everything Is Made In China”, после выпуска первого альбома в 2007 году удостоенная звания лучшей российской инди-группы.

Новосибирскую музыку представят “Aerophonics”. Они играют живую танцевальную электронику, их песни звучат на британской станции, их композиции были выпущены компанией “Major Records” в одном диске с “Ladytron”, “Iamx”, “Boytronic”, “Mesh”.

Еще один новосибирский проект – совместное выступление группы “Nuclear Losь” (Новосибирск) и хорового ансамбля Новосибирской филармонии “Маркелловы голоса”. Формально “Nuclear Losь” можно отнести к модному направлению easy listening или лаунж, но фактически то, что они создают, больше напоминает звуковой дизайн. “Маркелловы голоса” – один из самых прогрессивных коллективов филармонии. В мае в их жизни случилось знаковое событие – музыканты по спонтанному приглашению главного дирижера Берлинской филармонии выступили на ее легендарной сцене.

На глазах изумленной публики музыканты смешают архаичные народные напевы, записанные в Сибири, с электронным звучанием, массовым вдохновением и сгустившейся энергией, и, возможно, все собравшиеся в этот вечер на огромной площади смогут наконец “прикоснуться к музыке миров”.

Художественная интервенция в контексте улиц

“Арт-город” – международный проект Немецкого культурного Центра в Новосибирске – посвящен теме “паблик арт” – искусству в городской среде, ориентированному на неподготовленного зрителя. Основная цель проекта – обмен опытом между Россией и Германией и выработка совместных инициатив в сфере искусства в открытом пространстве.

Как открыть городское пространство для образов современности? Как сделать площади и улицы уютными и обжитыми? Может ли сам город стать нашим общим домом, сомасштабным человеку?

Этого можно добиться, если призвать на помощь художников. Искусство, созданное специально для открытых общественных мест, называют “паблик арт”. В каждой из стран, уделяющих такому искусству особое внимание (одна из них – Германия), есть специальные правила, организации, авторы – они и создают среду городов, благожелательных и приветливых для людей, находящихся и с городом, и с художниками в постоянном диалоге.

В России “паблик арт” стал развиваться именно теперь, когда современное искусство получило общественное признание. Появляются актуальные авторы, усложняются технологии управления городами, растут запросы жителей. Поэтому самое время исследовать опыт наших партнеров в развитых странах, давно и успешно ведущих разговор с населением с помощью искусства в открытых пространствах.

Новосибирск стал одним из восьми городов – участников проекта, наряду с Калининградом, Ульяновском, Минском, Ереваном, Тбилиси, Алматы и Ташкентом.

В

“Знаки”
о время “Интерры”-2010 все желающие смогут посетить открытые лекции экспертов из Германии и узнать о европейском опыте в сфере искусства в открытом пространстве. Приглашенные специалисты – Петра Райхеспергер (Берлин) и профессор Фридрих фон Боррис (Гамбург) – объяснят, что совершить художественную интервенцию не значит поставить в некоем пространстве отдельно стоящую скульптуру, а, исходя из смысла вещей и их места, открыть пространство по-новому.

Следующим этапом проекта станет пятидневная мастерская для 10 – 15 художников, которые будут отобраны для участия в процессе открытого конкурса.

Третий этап – конкурс на лучший эскиз проекта в сфере “паблик арт”.

На 2011 год придется заключительная и самая сложная фаза проекта – реализация лучших идей в открытом пространстве.

Люблю и знаю город свой

Мастер-классы для участников Школы гидов-новаторов организованы прямо на улицах Новосибирска. Пешеходная экскурсия проходит по историческим кварталам. Перед экскурсантами оживают образы и сюжеты старого города, насыщенные памятниками живой старины и легендами очевидцев.

По каким улицам проезжал В.И.Ленин через Новониколаевск? Где располагались заезжие дворы? Почему Дементий Авдеевич Кротов съел свой партбилет?

Школяры-волонтеры Международного молодежного инновационного форума “Интерра”-2010 с увлечением погружаются в прошлое Новониколаевска-Новосибирска и… извлекают оттуда немало свежих идей для развития экскурсионного дела в нашем регионе.

Преподаватели курса стремятся открыть ребятам Новосибирск во всем его разнообразии: от загадочных каменных арок купеческих домов и величественных зданий в неоклассическом стиле до взметнувшихся ввысь современных бизнес-центров.

Итоги творческого союза мастеров-экскурсоводов и молодежи превосходят все ожидания: выпускники первого сезона представили 25 оригинальных экскурсионных проектов для гостей Новосибирска.

На основе прозвища “Сибчикаго”, полученного Новосибирском за стремительные темпы городского роста, группа авторов предложила экскурсию в стиле кинофильма про гангстеров. Среди предложенных проектов есть путешествие на трамвае в 1934 год и обратно, экскурсия-алфавит, экскурсия-квест в метро и многое другое.

“Три вороны” и академический театр

Почему “Три вороны”? Ворона – уличная птица, яркая, вездесущая, любопытная. Она-то не пролетит мимо карнавалов, шоу, буффонад, пантомим, перформансов, которые развернутся под открытым небом. Есть выражение “считать ворон”, отсылающее к зевакам: идешь себе, гуляешь, ворон считаешь, никого не трогаешь, а тут на тебя вылетают клоуны в огромных шляпах, затевают с тобой разговор, ты уворачиваешься, но не тут-то было, тебя окружают мимы, музыканты, колдуны, принцессы, бесы, монстры…

Международный фестиваль уличных театров “Три вороны” на зевак и рассчитан. На тех, кто ни разу не был в театре, но любит яркое действо. Предназначен он и для тех, конечно, кто умеет оценить красоту игры не только на большой сцене. Здесь предпринимается попытка преодолеть пропасть между масскультом и некоммерческим искусством, а значит, максимально расширить границы аудитории.

На уличные площадки Новосибирска выйдут профессиональные артисты, на себе испытавшие, что значит работать не в тишине зала, а держать

в

“Без слов”
нимание случайной публики. Ведь она на все горазда, не только на аплодисменты. Завоевывать ее будут, конечно же, и местные мастера уличных представлений, с ними новосибирец Андрей Кислицин, основатель театра “MiMO”, сегодня работающий в разных городах России; Олег Жуковский, тоже новосибирец, теперь руководит германским театром “La Pushkin”. А еще приезжают: Русский инженерный (оптический) театр “АХЕ” из Санкт-Петербурга, театр-студия “Пластилиновый дождь” из Самары, артисты польского театра “Biuro Podrozy” с ходулями и флагами, театр из Франции “Rue Pietonne”, актеры которого играют внутри длинных, гофрированных рукавов-шлангов, и две прекрасные оперные певицы из швейцарской “Operamobilе”, доказывающие, что опера может жить в любом месте и в любом контексте.

Ворона, как известно, – птица невысокого полета. Но великая сила искусства значительно увеличивает размах крыльев. И в репертуарной афише государственных, да что там – академических! – театров появляются авангардные, яркие, вырывающиеся из привычных жанровых рамок спектакли.

Новая постановка Новосибирского государственного академического драматического театра “Красный факел” называется “Без слов”, и вот как представляет ее участникам и гостям “Интерры” режиссер Тимофей Кулябин: “Это увлекательный творческий тренинг и для меня, и для артистов. Попытка решить проблему: как найти контакт, как выстроить диалог персонажей, не имея текста вообще? Притом это ни в коем случае не попытка сыграть драму людей, немых или вынужденных обходиться жестами. Это не имитация разговора! Это также не клоунада. Не пластический спектакль в чистом виде. И уж, конечно, не балет. Танец – лишь один из способов существования в этом спектакле. Есть еще такое известное упражнение для театральных студентов: “зона молчания”. Там исследуется ситуация некоего события, в котором текст просто-напросто лишний. Так вот – и это не совсем то, что делаем мы…”

Они разные, но “Глобус” их объединил!

Второй, теперь уже межрегиональный фестиваль молодежных субкультур “Знаки” проходит в рамках “Интерры”-2010 и представляет собой масштабный форум для молодежи и студенчества Сибири.

Фестиваль несет ярко выраженную социальную миссию и призван консолидировать разобщенные группы молодежи в едином культурологическом проекте. Его участники – более 150 представителей субкультур – смогут творчески заявить о себе и своих ценностях и заложить основу для нового общегородского молодежного праздника. Специальная программа позволит охватить интересы анимешников, готов, эмо, ролевиков, брэйкдансеров, райтеров, рэперов, геймеров, паркурщиков и других представителей молодежных течений.

Фестиваль организован Новосибирским академическим молодежным театром “Глобус” и проходит на площади перед театром. На главной сцене выступят не только известные, но и молодые музыкальные команды из городов Сибири. На девяти других площадках состоится парад карнавальных костюмов фанатов японской мультипликации; соревнование рэп-исполнителей в жанре уличного фристайла; состязания по экстремальным роликам, горному велосипеду и паркуру; рыцарский турнир любителей исторических реконструкций и ролевых игр; мастер-классы по огненному шоу; чемпионат по культовым компьютерным играм; выступления танцевальных команд различных школ и направлений; ярмарка сувениров, рок-атрибутики и хенд-мейд изделий; выставка готического сообщества; мотошоу байкеров и многое другое.

Множество моделей и реальностей очеловеченного мира объединяет фестиваль “Знаки”. А главное – здесь каждый человек искренне интересен другому.

Пл

“Три вороны”
ощадки и участники уже обоЗНАЧЕНЫ!

RAP FREESTYLE: старожилы рэп-сообществ устроят жесткий баттл.

GRAFFITI ANLIMIT: 20 метров девственно белой стены дадут возможность проявить фантазию уличным художникам.

ANIME COSPLAY: самые радостные, самые красивые, самые позитивные участники фестиваля – любители японской мультипликации снова зажгут на светомузыкальном фонтане!

STREET DANCE: приглашаются сольные участники и танцевальные команды любых стилей и направлений.

STREET EXTREME: все, кто спит в роликах, крутит педали даже на лекции, делает сальто по дороге в булочную, – встречаемся у стеклянного шара кофейни.

WOW! MARKET: выставка-продажа хенд-мейд изделий, украшений и всего-всего, что сделано своими руками.

OLD HISTORY CULTURE: “Камелот” с нами!!! Значит, быть турниру среди рыцарей!

BIKE-ARENA: люди и моторы!!! Этим все сказано.

ГЛАВНАЯ СЦЕНА: как и в прошлом году, выступят самые альтернативные, самые запретные, самые раскрученные, а также совсем неизвестные, начинающие рок-команды!

От классического искусства до современного – не более ста метров

О необходимости создания в Новосибирске Центра современного искусства последние десять лет говорили все – художники, искусствоведы, галеристы, журналисты, даже чиновники. Все десять лет дальше разговоров дело не шло, но год назад лед тронулся: после прошлогодней выставки “Смотри!”, прошедшей в рамках первого форума “Интерра”, слова облеклись плотью.

Официальное открытие Сибирского центра современного искусства назначено на 23 сентября 2010 года, в рамках Второго форума “Интерра”, на котором центр представляет сразу несколько проектов.

Уже 17 сентября, в дни гастролей в Новосибирске Национальной Парижской Оперы с балетом “Пахита”, на площади Ленина, напротив Новосибирского государственного академического оперного театра, в специально построенном павильоне открылась видеоинсталляция Дмитрия Булныгина “Балерины”, оммаж классическому искусству от современного – четыре балерины в классических пачках, снятые с очень неожиданной точки, под танец маленьких лебедей в техно-аранжировке выделывающие па, популярность себе обеспечили.

Программа “Видеогород” – это трансляция на уличных экранах работ российских и зарубежных видеоартистов, так или иначе посвященных жизни современного города и городских жителей. Фильмы входили в программы различных фестивалей, в том числе Канского кинофестиваля (не во французском Канне, а в городе Канске Красноярского края) и Фестиваля сверхкороткого фильма (Москва – Новосибирск).

Наконец, собственно выставка, открывающаяся на основной площадке, в залах Сибирского центра современного искусства, которая получила заковыристое название “4.0 Интернационал v. 20-10”. На баннере работы “Синих носов” изображены три русские красавицы в кокошниках (единственный наличествующий на девушках предмет одежды) верхом на лошадях в канонических позах богатырей с картины Васнецова. Подпись соответствующая: “Инно.Нано.Техно”. В том, что эта работа сразу после открытия центра разлетится по Интернету, можно не сомневаться.

Собс

“Живая вода”
твенно выставка, выстроенная вокруг понимания Сибири как некоей интернациональной утопии, плавильного котла народов и идеологий, Новой Америки, объединяет несколько проектов. “Синие носы” представляют собранную ими видеопрограмму российских и зарубежных авторов – сиквелы, ремейки и приквелы международной кино- и телепродукции. Омский художник Дамир Муратов показывает проект “Соединенные штаты Сибири” – в его варианте Сибирь как раз предстает не то Новой Америкой, не то Городом Солнца, а Ермак – не то Кампанеллой, не то Кортесом. Австриец Лукас Пуш в гараже-галерее “White Cube” представляет проект “Новый Сибирский Таити” – опять же о сибирской утопии, о том, как европейские художники отправляются в Сибирь, как некогда Гоген на Таити.

Также в рамках выставки кемеровский театр “Ложа”, работающий на сцене в близкой “Синим носам” эстетике гэга, покажет программу театральных перформансов: свой вариант сиквелов, приквелов и ремейков – не только кино- и теле-, но и литературных и театральных.

Понятно, что открытие центра – это начало длинной истории. Сейчас верстаются выставочные планы, определяются направления работы. Предполагается, что центр станет не только выставочной площадкой, представляющей новосибирской публике современное российское и зарубежное искусство, но и институцией, катализирующей процесс создания творческих процессов в местной среде, работающей с молодыми художниками.

В перспективе запланирована лекционно-образовательная программа, а также создание под эгидой центра междисциплинарной площадки, на которой можно будет реализовывать литературные, музыкальные и театральные проекты, не вписывающиеся по тем или иным причинам в привычный формат.

Архитектура никогда

Инновационную деревню, раскинувшуюся в сквере у театра оперы и балета, не надо соотносить с мифом о “потемкинских деревнях”, создающих иллюзию процветания и благополучия. Строительство “потемкинских деревень” было продиктовано страхом разоблачения, и с ними неразрывно связаны понятия показухи и очковтирательства. Размещенные же на конструкциях из строительных лесов объекты “бумажной архитектуры” восхищают и вдохновляют, и веселят, и вызывают чувство законной гордости за своих земляков, способных на такое гениальное хулиганство.

“Бумажная архитектура” как жанр концептуального, неприкладного проектирования, возникшая на рубеже 70 – 80-х годов XX века, в Новосибирске получила жизнеспособное продолжение в конкурсах проектов “Архитектура никогда”, “Город как песня”, “Башня IV Интернационала”. 36 баннеров в декорациях инновационной деревни представляют нам проекты (зданий, объектов городской инфраструктуры, даже перепланировки территориальной карты России), которые никогда не будут реализованы.

Например, архитектор Татьяна Иваненко, размышляя о символах Новосибирска и увековечении имени отца-основателя города Н.Г.Гарина-Михайловского, предположила, что отцов было два – Гарин и Михайловский. А принимая во внимание значение Транссибирской магистрали, а также вообще мостов в городе, расположенном и разрастающемся на двух берегах великой реки Оби, выдвинула идею создания по обеим сторонам железнодорожного моста башен, венчающихся скульптурами Гарина и Михайловского. Кроме того, по версии автора проекта, отцы-основатели не стоят без дела. Они запечатлены в самый ответственный и одновременно рутинный инженерный момент – момент

геодезической съемки. Гарин напряженно вцепился в рейку (понятное дело – площадка маленькая, ему высоко и очень страшно). Михайловский же сосредоточен и очень собран. Только что он крикнул коллеге: “Держи вертикальней!”, а теперь внимательно смотрит в глазок…

Еще з

Школа гидов
десь можно встретить микрорайон высоток-валенок, фантастические “Башни IV Интернационала”, программу сожжения архитектурного мусора, просчитанную до 5009 года и обещающую нашему городу стать самым красивым на планете, маршруты аэростатов, трансформирующихся в строительные блоки…

Феерическое собрание проектов маститых и начинающих архитекторов наполняет городское пространство духом игры, в которой каждый прохожий может выбрать себе роль – наблюдателя или участника, сторонника или противника… Мощный арсенал архитектурных образов поднимает над действительностью и азартно уносит нас от подлого быта в страну сбывающейся мечты.

Фотография непридуманной жизни

Сибирь уже зарекомендовала себя как полигон для запуска уникальных культурных проектов, в том числе и в области фотографии. Реализованный в прошлом году пилот – выставка документальной фотографии “Мы” с презентацией в Театре оперы и балета для участников “Интерры” и последующим показом в Краеведческом музее для широкой публики – стал, по сути, мировой офлайн-премьерой одного из самых интересных русскоязычных сетевых проектов в сфере фотожурналистики.

На “Интерре”-2010 проект продолжает свое развитие в новом качестве и “упаковывает” отдельные фотособытия в Фотофестиваль “Рассказчики”. Главным содержанием фестиваля становятся фоторепортаж и фотожурналистика. “Фотография непридуманной жизни”, рассказы о человеческом существовании – в экстремальных ситуациях или в обыденности будней, в больших городах и на бесчисленных “малых родинах”, из которых и состоит великая страна…

Зрители смогут увидеть две российские выставочные премьеры: лучшие работы призеров профессионального конкурса “Премия Фонда развития фотожурналистики”-2009 (экспозиция “Профессия – фоторепортер”) и выставку “Родинки на карте” (новосибирский фотоблог о нестоличной России, хроники повседневности малых местожительств).

Оба проекта – московский и региональный – это прорывы интернет-инициатив в офлайн; обращение, с одной стороны, к несетевому зрителю, а с другой – к привычному “бумажному” языку разговора изображения и человека.

Вторая часть программы “Рассказчиков” – “фоторазговоры”, публичные дискуссии о состоянии дел в фотографии, рамки которых обозначены – “Тренды/ Поиски/Прогнозы”. В режиме скайп-встреч и “вживую” выступят Андрей Поликанов (фотодиректор журнала “Русский Репортер”, Москва), Артем Чернов (проект “Фотополигон”, Москва), Надежда Шереметова (“Фотодепартамент”, СПб), Лиза Фактор (Фонд “Объективная реальность”, Москва), новосибирский антрополог Ирина Октябрьская (Институт археологии и этнографии СО РАН), фотограф и фильммейкер-документалист из Красноярска Александр Кузнецов.

И завершит фестиваль мультимедийная программа “Ночной экран”, которую будут вести в том числе участники “фоторазговоров” со своими кураторскими показами. Лиза Фактор из Нью-Йорка представит в скайпе серию фотофильмов “Проекции реальности”, лучшие работы студентов и выпускников питерского Фотофакультета имени Гальперина покажет декан Павел Маркин – тоже будучи “в удаленном доступе”.

Фотофестивалем “Рассказчики” Новосибирск отрабатывает модель культурных событий, использующих коммуникационные технологии и “живые площадки”, Сеть и офлайн – на их пересечении.

Становится не столь значимым, где находятся действующие лица и где – их аудитория. Это неизбежно создает новый уровень возможностей для свободного обращения идей, знаний и опыта.

Лада ЮРЧЕНКО, директор форума “Интерра”-2010:

“Таланту для творчества и развития нужны соответствующие условия. Не зря во всем мире и в России существует практика создания специальных городков для ученых, разработчиков, инноваторов – где не только условия жизни, но сама атмосфера помогает “творить, выдумывать, пробовать” тем, кто к выдумке и творчеству способен. Самый близкий для нас пример – новосибирский Академгородок, куда полвека назад молодые энтузиасты приехали из столиц строить новую сибирскую науку и свое собственное будущее.

Вот и мы попробовали придумать такой идеальный город для инноваторов. Ведь что нужно талантливому человеку, чтобы он мог мыслить и действовать – свободно и с размахом? Ему нужна среда – щедрая, разнообразная, насыщенная впечатлениями. Ему нужны научные симпозиумы и конференции, дискуссии и обмен опытом с коллегами, возможности для образования и профессионального роста. Ему нужны события культурного ряда – спектакли, выставки, концерты, фестивали – то, что, казалось бы, не имеет прямого отношения к работе, зато питает рецепторы, которые отвечают за вкус к жизни.

Мы нарисовали для себя эту идеальную модель и подумали: а ведь у Новосибирска есть все, чтобы это случилось. Все черты “города инноваторов”. В повседневной, будничной жизни они размыты, разрозненны, привычны и не так заметны. А что если их собрать, сконцентрировать, сжать в тугой клубок, в три неимоверно плотных дня – и показать всем, как мы на самом деле живем? Чтобы, во-первых, мы сами могли этим гордиться, а во-вторых – продемонстрировали свои сильные, конкурентоспособные стороны соседям, всей стране и всему миру”.

Наталья ЯРОСЛАВЦЕВА, министр культуры Новосибирской области:

“Интерра” – реактор, где формируется критическое состояние условий для того, чтобы разрозненные процессы сложились в один полноценный организм. Этот принцип лежит и в основе культурной программы форума.

Немного истории. На “Интерре”-2009 состоялись “круглые столы” участников местного культурного сообщества, начиная от молодых и альтернативных и заканчивая маститыми экспертами в области профессионального искусства. “Интерра” прошлого года – это первые шаги по собиранию новосибирского креативного общества.

Чрезвычайно важен был период подготовки форума. Творческие люди увидели, что их деятельность интересна властям; возникли робкие попытки создать свои площадки, воплотить в жизнь необычные, порой даже абсолютно нереальные идеи. Три основные задачи стояли перед нами на “Интерре”-2009: организовать команду специалистов, которым интересно создавать новое искусство; показать жителям и гостям города лучших мастеров своего дела; заложить традиции культурной инициативы в Новосибирске. Так, ко второй “Интерре” родился Фестиваль актуальной культуры, который сегодня представляет собой целостную концепцию.

Если “Интерра” – это территория развития, то есть инноваций, то Фестиваль актуальной культуры – это бизнес-инкубатор нового типа, который не требует здания, который не требует организационной структуры, а, как перпетуум-мобиле, работает сам. Мы нашли новый инструмент постоянного обновления и появления новых креативных идей без специальных программ и созданных оргкомитетов.

“Интерра”-2010 – это собранное и подготовленное сообщество, которое работает весь год. И в культурной программе ряд проектов стартует задолго до начала самого форума. Среди них: Школа гидов-новаторов, Международный проект Немецкого культурного центра в Новосибирске “Арт-город”, Фестиваль уличных театров “Три вороны”, Литературный фестиваль “Поэмания”, Фотофестиваль “Рассказчики”. А многие рожденные “Интеррой” проекты обещают стать неотъемлемой частью культурной жизни Новосибирской области.”

Алексей КАЗАРИНОВ, руководитель культурной программы “Интерра”-2010:

“Чем больше концентрация непохожего, разного, но терпимого друг к другу, тем сильнее индекс инновационности этого места. Фестиваль актуальной культуры – это попытка создать вокруг инновационного форума такую атмосферу. Именно поэтому фестиваль состоит из множества самых разных проектов. В нынешней “Интерре” несколько основных направлений: современная фотография, архитектура и промышленный дизайн, поэзия, театр, этническая культура, видеоинсталляции, современная музыка и индустрия моды.

Главными критериями отбора проектов для Фестиваля актуальной культуры были: публичность, обязательное присутствие интерактивности, новые жанры, новые форматы воплощения – поэзия соединяется с видео и музыкой, театр выходит из зданий на улицы, музыканты импровизируют и создают новые произведения на глазах у зрителей, участвуя в джем-сейшенах…”

“Родинки на карте”

Фото Валерия КЛАММА
В село Мереть отец Владимир (Борзенков) приехал из Томской области, везет ему на такие дальние приходы. А вообще-то он по первому образованию снабженец. Учился когда-то в “нархозе”, а потом эта работа в народном хозяйстве стала его тяготить, он понял, что “душу его разъедает уныние”… И судьба повернула в другую сторону. Сегодня унылым этого человека не назовешь. Приход у него непростой, всякое бывает – “алкоголь, колеса, конопля”. Но задорный батюшка окормляет в меру сил, применяя иногда вместо проповедей или притч “матосодержащие” анекдоты и байки, – для доходчивости опуская при этом непотребные слова. “Бывает… как бы сканируешь, видишь – ну совсем прост человек, ну дурак, прости Господи, но – наш! Ему только помочь нужно”.

Также в рубрике:

ИННОВАЦИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;