Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7748) 23 - 29 сентября 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраНа “Довженко” подняли векиФестиваль “ГОГОЛЬFEST” в Киеве Александр ПАНОВ
Девять дней в Киеве – для практикующего журналиста все-таки невозможная роскошь (как и для организаторов, впрочем). Поэтому я не видел главного события фестиваля – его открытия на Майдане Незалежности совместным перформансом испанского театра “La Fura dels Baus” знаменитого Юргена Мюллера и ЦСИ “Дах”. Говорят, это было что-то феерическое: около сотни актеров, парящих в небе, гигантская кукла вровень с крышами монстров “сталинского ампира”, шагающая по Крещатику, монументальные видеопроекции. Демонстрация сего зрелища на телеэкране – а кинодокументацию главных событий постоянно крутили в кафе на территории киностудии – явно не дает почувствовать его размах. Очень хотелось посмотреть и концептуальную акцию на закрытии “ГОГОЛЬFESTа” – показ фильма Александра Довженко “Арсенал” с современной музыкальной аранжировкой Юрия Кузнецова, знак перемещения фестиваля из Арсенала на киностудию и, как заявляют организаторы, “достойный ответ Одесскому международному кинофестивалю, показавшему фильм Сергея Эйзенштейна “Броненосец “Потемкин” под музыку симфонического оркестра на Потемкинской лестнице”. Не видел – самолет не ждет. Но то, что увидел за три дня, уже позволяет утверждать – это один из лучших культурных проектов года на постсоветском пространстве. Именно ощущения от видоизмененного силами современного искусства пространства и попытаюсь передать, поскольку спектакли, концерты и фильмы еще повторятся где-нибудь, а “тотальная инсталляция” на Киностудии имени А.Довженко – нет. За визуальную программу снова отвечала московский художник, скульптор и дизайнер Катя Бочавар (кстати, экспозиционер российского павильона на прошлой Венецианской биеннале современного искусства). Свою кураторскую работу в Киеве она считает личным арт-проектом в категории site specific, то есть искусства, создающегося автором “здесь и сейчас”, с вниманием к “специфике места” (так и переводится английский термин) и готовностью к тому, что произведение вынуждено будет исчезнуть по закрытии выставки, фестиваля etc. Как разбросала Бочавар произведения приглашенных авторов по территории киностудии, – и есть ее творчество, на удивление совершенное. Несмотря на то, что на публичной лекции ей пришлось защищаться от обвинений в агрессивном вторжении на сакральную территорию (Довженко, вообще-то, был атеистом и коммунистом) и демонстрации непонятных, крамольных, никому не нужных вещей (вечная песня, которую заводят зрители выставок современного искусства, пришедшие на них без приглашения и совершенно добровольно!), Бочавар придумала даже слишком мирную по западному счету, покладистую, в чем-то дизайнерскую, деполитизированную композицию. По ней не просто интересно ходить – в ней можно и хочется жить.
В ней и жили. Хит “ГОГОЛЬFESTа” – проект “Сквот Форум”. В двухэтажной хибаре сразу при входе на киностудию все время фестиваля обитали и работали художники, музыканты и просто те люди неопределенной профессиональной ориентации, которые решили, что в междисциплинарное искусство принимают всех без паспортов и дипломов. Сквоттерство – это образ жизни, а не творческий метод. Поэтому описание большинства комнат никак не сочетается с названием нашей газеты. Хотя в совокупности все это производило наисильнейшее впечатление по концентрации энергии, ибо и modus vivendi может стать затянувшимся на всю жизнь произведением. Впрочем, в проекте приняли участие и заслуженные классики “мусорного” жанра вроде Александра Петлюры (Москва), который сожительствовал с женой (ее портрет в виде фрески остался на стене) и петухом Петром (его отдали на реабилитацию ветеринарам после культурного шока). Или американца Томаса Билля, который пол своей комнатушки все время последовательно покрывал вырезанными кусочками мха, настоящего и пахнущего подлинной землей (весь парк киностудии старательно прочистил). Ленинградец (sic!) Михаил Крест придумал брагофон – произведение из скисшего молока, производящее звуки “в процессе спиртового брожения”, алхимическую конструкцию, которая органично вписалась в руины выделенной конуры. Еще сильная вещь – встречающая в саду зрителя инсталляция “100 стахановцев” фотографа Глеба Косорукова: снимки шахтеров, работающих на шахте имени Стаханова. Гигантские образы черных лиц, пристально глядящих на тебя усталыми глазами, будто бы прорезанными в театральных масках. Но нет никакой бутафории, все правда. Однако когда эти вещи, раскиданные среди деревьев, ночью подсвечиваются – театральный эффект неизбежен. Самый скандальный проект – групповая инсталляция “Шевченки”. Там, на киностудии, стоит памятник Тарасу Григорьевичу, к которому заросла народная тропа. Несколько гипсовых копий монумента Бочавар предложила расписать художникам. Ростан Тавасиев, московская звезда, известный тем, что в своих работах эксплуатирует детские мягкие игрушки, усадил кобзаря на рыжеватого плюшевого коника – надо ведь сделать великому поэту соответствующий монумент. Марина Колдобская из Петербурга раскрасила Шевченко в небесный, бело-голубой, колор. Группа “Recycle” в своей фирменной манере сделала клон скульптуры из металлической сетки. Но все равно это не зловредное ерничество, а дань памяти и уважения классику, но только в той форме, которая позволит вспомнить о нем современному зрителю. Вспомнили и саму киностудию. Объект радикальной киевлянки Жанны Кадыровой “Форма света” – старый осветительный прибор, подлинный, настоящий, из которого вырастает луч света из гипса, тяжкий, непрозрачный, но передающий непередаваемую достоверность того, что остается незаметным обычному зрителю в кинотеатре. И две видеопрограммы, блестяще сформированные, представили пермский Музей современного искусства “PERMM” и “Московский дом фотографии” – странные места, где фильмы классиков и современников нужно смотреть среди имитаций старинных кресел или в сожженном общежитии студии, действуют куда сильнее опусов Била Виолы или Ольги Чернышевой. Сначала. А потом все как-то соединяется вместе. Паралитически действует. И возникает общее впечатление неподъемной массы искусства, обваливающейся на тебя. Выходишь на улицу – а тут уже зовут на премьеру спектакля. Смотрите, что делается! Также в рубрике:
|