Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7768) 17 - 23 марта 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительКому нужна помощь?КИНО НА ТВГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ 38-летний режиcсер, сценарист и продюсер Борис Хлебников громко заявил о себе 8 лет назад, сняв вместе с Алексеем Попогребским по написанному с ним же сценарию “Коктебель”. Картина была одной из первых ласточек “нового российского кино”. В дальнейшем каждый из них предпочел работать самостоятельно и каждый, к счастью, сохранил свою самобытность, работоспособность и вполне оправдал авансы, которые щедро раздавались им после “Коктебеля”. Хлебников, в частности, снял “Свободное плавание” (2006), собравшее внушительную коллекцию наград. Как один из лучших фильмов последних лет была воспринята кинематографической общественностью и “Сумасшедшая помощь” (“Первый канал”, 25 марта, 23.45. Россия, 2009) – кино хоть и спорное, но талантливое, мастерски снятое. Как и раньше, Хлебников сотворил нечто внежанровое. Это вовсе не комедия, хотя сам режиссер настаивает именно на таком определении, и даже не черная комедия и не трагикомедия. Скорее, это одновременно экзистенциальная притча и фантасмагория, кино тягучее и страшное, ориентированное не на массовое потребление (собрало в российском прокате при всех своих несомненных достоинствах аж 10 тысяч долларов), а на внимательного и вдумчивого зрителя. И это притом что сама история очень проста, не отличается особыми изысками изобразительный ряд, действие развивается плавно, безо всяких шараханий в пространстве и времени. Все началось с того, что однажды простой деревенский мужик Евгений (Евгений Сытый) – человек добрый, но недалекий, заторможенный, ленивый – приехал на заработки в Москву и очень скоро оказался без денег, без документов и совершенно один. Но свет не без добрых людей: его, избитого, ограбленного и впавшего в ступор после всего с ним случившегося, подобрал какой-то инженер-пенсионер (Сергей Дрейден – премия “Ника” за лучшую мужскую роль второго плана), человек чуткий и благородный, но не без странностей, и привел в свой дом, где вместе с ним живет его дочь (Анна Михалкова – национальная премия кинокритики и кинопрессы “Белый Слон” и номинация на “Золотого Орла” за лучшую женскую роль второго плана)… Фантастический триллер “Темный рыцарь” (ТВ3, 26 марта, 19.00. США, 2008. Режиссер Кристофер Нолан. В ролях: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Аарон Экхарт, Майкл Кейн, Мэгги Джилленхол, Гэри Олдман, Морган Фриман, Эрик Робертс) – очередная серия, похоже, бесконечного киносериала о приключениях Бэтмена. Пересказывать сюжет этой ленты, как, впрочем, и предыдущих фильмов “бэтменианы”, бессмысленно, потому что он играет роль второго плана, а на первом плане – “антураж”. Вновь над фантастическим Готэм-сити сгущаются тучи: когда окружному прокурору Харви Денту (Аарон Экхарт) с помощью Бэтмена (Кристиан Бэйл) и лейтенанта Джима Гордона (Гэри Олдман), казалось бы, удалось победить силы зла в лице местной всесильной мафии, в дело вступил Джокер (Хит Леджер). И горожан в очередной раз парализовал страх… Да, и здесь зрелищности уделено огромной внимание – бюджет в 185 миллионов долларов позволял это сделать. И все же этот “Бэтмен” существенно отличается от других. Кристофер Нолан (“Помни”, “Бессонница”, “Бэтмен: Начало”, “Престиж”) сошел с привычной комиксовой колеи и смешал коктейль из самых разных жанров. Положительные герои у него не совсем положительны, они ведут себя подчас непредсказуемо, и их ждет не совсем то, к чему привыкли зрители. Готэм у него в большей мере напоминает не сказочно-фантастический город, а современный Нью-Йорк. И что особенно непривычно: главный герой теперь не Бэтмен, а Джокер. Отчасти это вызвано трагической гибелью Хита Леджера (“Горбатая гора”, “Город монстров”), сыгравшего в “Темном рыцаре” последнюю свою роль, – режиссер, монтируя картину, сместил акценты. Он не без основания рассчитывал, что всплеск зрительского интереса к актеру поможет прокату картины. И не ошибся: она собрала в мировом прокате более миллиарда долларов. Не остались равнодушными и американские киноакадемики, о чем говорят “Оскары” за лучшую мужскую роль второго плана (Хит Леджер) и лучший монтаж звука, а также шесть номинаций на “Оскара” (за операторскую работу, декорации, звук, монтаж, визуальные эффекты и грим). Психологическая драма “Крылья” (“Культура”, 27 марта, 19.40. “Мосфильм”, 1966. Режиссер Лариса Шепитько. В ролях: Майя Булгакова, Жанна Болотова, Сергей Никоненко, Пантелеймон Крымов, Евгений Евстигнеев, Леонид Дьячков) – второй фильм (после “Зноя” по Чингизу Айтматову) выпускницы ВГИКа Ларисы Шепитько. Международное признание и слава придут к ней десять лет спустя, после “Восхождения”, но уже здесь она зарекомендовала себя мастером, способным проникнуть в самые сокровенные глубины человеческой сущности. Это рассказ о трех днях из жизни бывшей военной летчицы, а ныне директора ПТУ Надежды Петрухиной. Она, уважаемый в городе человек, депутат горсовета, переживает тяжелый душевный кризис. По натуре она максималистка. Война для таких, как она, стала одним из высших проявлений человеческого духа. Поэтому она и вспоминает войну с ужасом и вместе с тем – как свой звездный час. Она на свою беду так и не смогла перестроиться и теперь со своим максимализмом и жертвенностью выглядит порой неуместно, а то и нелепо. Едва ли не лучшую свою роль сыграла в этой картине Майя Булгакова, но все же это не актерское, а режиссерское кино. Как отмечала критика, Лариса Шепитько в содружестве с оператором Игорем Слабневичем строят изобразительное решение в соответствии с тревожно-пульсирующим состоянием ума и сердца страдающей героини. Кадры ретроспекций возникают как воспоминания Петрухиной о молодости и любви, они словно бы высветлены и очищены памятью. Авторы сумели найти выразительно-поэтическую форму, просто потрясающе снята сцена прощания влюбленных. Современные сцены, напротив, даны в хроникально-будничном стиле, однако прозаическое на вид повествование наполнено множеством скрытых метафор. В основе фильма “Амистад” (СТС, 23 марта, 3.10. США, 1997. Режиссер Стивен Спилберг. В ролях: Морган Фримен, Энтони Хопкинс, Метью МакКонахи, Найджел Хоторн) лежит исторический факт, вызвавший в свое время немалый резонанс в американском обществе. Однажды летней ночью 1839 года во время шторма у берегов Кубы рабы из Африки захватили испанский корабль “Амистад”. Они взяли в руки оружие и провозгласили свободу от рабовладельцев. Они хотели только одного – вернуться в Африку. Но рабы не были обучены навигации. И после двух месяцев скитаний вдоль восточного побережья Америки несчастные пристали к Лонг-Айленду. В Штатах разгорелся крупный политический скандал. Правящий президент Мартин Ван Бюрен и королева Испании Изабелла решили использовать беглых рабов в своих целях: будучи сторонниками рабовладельцев, они решили представить мятежников варварами. Однако их планам не суждено было сбыться после того, как в дело вмешался бывший президент Америки Джон Квинси Адамс (Энтони Хопкинс)… В картине сошлись два жанра: приключенческий и судебная драма. Сделанная рукой большого мастера, она стала своего рода гимном свободе и справедливости. На ТВ множество раз показывали “Сабрину” (1995) Сидни Поллака с Харрисоном Фордом и Джулией Ормонд, однако далеко не все зрители знают, что это ремейк популярнейшей в свое время романтической комедии другого голливудского классика – Билли Уайлдера – с тем же названием “Сабрина” (“Домашний”, 27 марта, 10.30. США, 1954). Главное достоинство этой очень милой картины – актерские работы. Одри Хепберн спустя год после триумфа в “Римских каникулах” вновь добилась громкого успеха, своей непосредственностью и очарованием она отодвинула на второй план таких легенд экрана, как Хамфри Богарт и Уильям Холден. Ее юная героиня Сабрина, дочь скромного шофера семьи миллионера, по уши влюбилась в Дэвида (Уильям Холден), младшего сына хозяина – большого любителя спортивных машин и женщин. Она даже пыталась покончить с собой, когда узнала, что Дэвид к ней равнодушен. И тогда отец (Джон Уильямс), чтобы направить дочь на путь истинный, отправил ее в Париж, в школу поваров. Через несколько лет девочка, что называется, расцвела, домой она вернулась настоящей красавицей. Она по-прежнему влюблена в Дэвида, но теперь уже и он не на шутку увлекся. И это поставило под удар семейные планы расширения бизнеса за счет удачной женитьбы непутевого сына на богатой наследнице (Марта Хайер). И тогда Лайнус (Хамфри Богарт), старший брат Дэвида, решил, что сможет помешать нежелательному браку, взявшись ухаживать за Сабриной… Картина была удостоена “Оскара” за лучшие костюмы, а также пяти номинаций на “Оскара” — за режиссуру, сценарий, лучшую женскую роль (Одри Хепберн), лучшую операторскую работу и работу художников. Еще одну номинацию на “Оскара” Одри Хепберн получила за главную роль в фильме “Завтрак у Тиффани” (“Домашний”, 26 марта, 11.20. США, 1961), снятом по одноименному рассказу Трумена Капоте и отличающемся своим нестандартным сюжетом и превосходным музыкальным оформлением (“Оскары” за лучшего композитора и лучшую песню). Это первая знаменитая картина короля комедии 60 – 80-х Блэйка Эдвардса (родился в 1922 году). Позднее будут созданы цикл “Розовая Пантера”, “Большие гонки”, “Вечеринка” и многое-многое другое. Повзрослевшая актриса (ей уже 32 года) играет очаровательную и эксцентричную Холли – дорогостоящую девушку по вызову. Постоянно окруженная мужчинами и болтающая без умолку, она тем не менее в глубине души мечтает о большой любви. И однажды вроде бы встретила ее – в лице начинающего писателя (Джордж Пеппард), поселившегося в соседней квартире. Молодых людей тянет друг к другу, однако их взаимоотношения развиваются странно и мучительно. В немалой степени потому, что она привыкла жить, ни в чем себе не отказывая, а у него ни гроша за душой – даже его квартиру оплачивает любовница, замужняя женщина… Также в рубрике:
|