Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7768) 17 - 23 марта 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Провинция“Убийца” стал лидеромЛаборатория “Не КЛАССИКиА” в Новгороде ТЕАТРИрина АЛПАТОВА
Новгородский театр драмы имени Ф.М.Достоевского, при нынешнем отсутствии художественного руководителя или главного режиссера возглавляемый директором Виктором Назаровым, самый что ни на есть академический – с огромной сценой, немалой труппой и обширным репертуаром, составленным из традиционной классики и современной, чаще переводной, комедии. К слову, подобные региональные театры, в основном из средней полосы России, не слишком уважают всяческие новации, а там, где это начинается, зачастую вспыхивают скандалы и расцветает неприятие. Но директор Новгородской драмы, постоянно ищущий новые имена как драматургические, так и режиссерские, решил все-таки попробовать двинуться в этом направлении. Кстати, и сама нынешняя лаборатория возникла спонтанно. Поначалу речь шла о пьесе Александра Молчанова “Убийца” и ее возможной постановке в Новгородской драме молодым режиссером Дмитрием Егоровым. Но последний, сославшись на то, что принципиально не желает повторяться (“Убийца” был им поставлен в Московском ТЮЗе), предложил театру ряд своих молодых коллег с пьесами, которые им интересны. В результате было решено устроить экспериментально-эскизные читки с постановочными элементами, а там уже зрители должны были проголосовать за то, какой спектакль они хотели бы увидеть в репертуаре своего театра. Так и родилась Первая Новгородская театральная лаборатория, получившая название “Не КЛАССИКиА”, в которой приняли участие четверо молодых режиссеров с четырьмя современными пьесами. А именно: Дмитрий Егоров (руководитель лаборатории) и “Парикмахерша” Сергея Медведева, Дмитрий Волкострелов и “Развалины” Юрия Клавдиева, Александр Хухлин и “Где-то и около” Анны Яблонской и Галина Бызгу с упомянутым “Убийцей” Молчанова. Тут стоит сразу отметить, что все режиссеры, несмотря на молодость, уже достаточно известны и местами даже титулованы. Егоров – лауреат молодежного “Триумфа”, его спектакли “Прощание славянки” в Молодежном театре Алтая и “Экспонаты” Омской драмы, а также постановка Волкострелова “Запертая дверь” петербургской лаборатории “On.Театр” включены в программу “Маска Плюс” нынешней “Золотой Маски”. Спектакль Хухлина “Волшебное кольцо” в РАМТе и вовсе попал в номинацию той же “Маски” (в составе проекта “Молодые режиссеры – детям”). А Галина Бызгу, будучи чуть старше юных мужчин-режиссеров, известна как обладатель многочисленных фестивальных наград за создание лучшего актерского ансамбля. Сами же вышеназванные пьесы также имеют статусные лауреатские звания различных драматургических конкурсов и ряд неплохих воплощений как в российских театрах, так и в зарубежных. Быть может, здесь не случилось новых драматургических открытий, но это будет утверждать разве что столичный театрал. А мы ведем речь о Новгороде, где все это действительно произошло впервые, а значит, эффект новизны налицо. И вот что любопытно. Традиция знаменитого новгородского веча сыграла свою роль в процессе лабораторной работы. Все эскизные спектакли игрались не в кулуарах “для своих”, но с привлечением молодежной публики, число которой явно не было рассчитано на камерные пространства показов. Впрочем, зрителей старшего возраста, включая местных педагогов, психологов и народных артистов, тоже было достаточно. А Дмитрий Егоров, предваряя лабораторные показы, сказал, что для питерско-московской режиссерской команды важнее всего услышать мнение публики. И они его услышали, причем в самых темпераментных вариантах. Были и гневные отповеди упомянутых “народных”, протестующих против ненормативной лексики и прочих эпатажных вещей, несовместимых, по их мнению, с “настоящим искусством”, которое должен проповедовать академический театр. Были не менее зажигательные ответы молодых зрителей, настаивавших на том, что через энное количество лет именно эти пьесы станут новой классикой. Были размышления и рассуждения о связи театра и жизни, обмен личными впечатлениями и перспективные выводы. Кстати, и в самих читках-показах принимали участие не только молодые артисты, но и ветераны новгородской сцены. Кто-то явно не понимал, что и зачем здесь происходит, кто-то включался в иные сценические реалии с явным удовольствием, помноженным на опыт. Да и публика порой не знала, как следует реагировать на увиденное-услышанное. Так, на первом показе “Где-то и около” Хухлина поначалу пресловутый “ненорматив” встречался хохотом и аплодисментами, и только ближе к финалу сквозь все это удалось пробиться к сути. Притом что на всех показах, естественно, существовали лишь намеки на сценографию и костюмы, а главной становилась именно пьеса. Да и за четыре-пять дней работы не всем молодым режиссерам удалось хотя бы эскизно выстроить актерские линии и принципы взаимоотношений персонажей. У Дмитрия Волкострелова, например, получилась лишь чистая “читка” с сидящими рядком актерами (правда, говорят, это было как-то связано с авторскими правами на постановку пьесы, даже, вероятно, эскизную). “Где-то и около” и “Парикмахерша” были гораздо ближе к тому, что называется спектаклем, пусть и в таком импровизированном варианте. Там не только звучал драматургический текст, но были расставлены психологические нюансы и даже намечено отношение к происходящему – то, что возникло у молодого режиссера, читающего сегодня эту пьесу. Впрочем, на “Парикмахерше” Егорова молодая новгородская актриса-зрительница так плакала, что было понятно, все это ее непосредственно задевает и волнует. А вот “Убийца” Галины Бызгу в рамках этой лаборатории стал безусловным событием. И по результатам зрительского голосования уверенно вышел в лидеры. Да и эта пьеса, честно признаться, показалась посильнее прочих – попыткой связать конкретную историю и так называемые “вечные вопросы”, явным попаданием в молодежное мироощущение, пониманием мотиваций поступков, живыми характерами. К тому же режиссер и впрямь выстроила замечательный актерский ансамбль из опытной Любови Жинкиной и совсем юных Людмилы Павленко, Никиты Петрова и Данилы Сочкова. Они не “читали по ролям”, хотя и не выпускали пока из рук листочков с не до конца выученным текстом, но уже жили в роли по-настоящему, синтезируя метания своих героев и, вероятно, свои собственные. И все это значит, что в конце весны в Новгородском театре драмы появится новый спектакль, уверенно прошедший “пробное” испытание. Так что эта пилотная лаборатория оказалась хорошей встряской для одного из старейших театров России. Она поставила массу вопросов, на некоторые ответила, чем-то озадачила. Но было любопытно наблюдать, как молодые и не только актеры все эти дни продолжали держаться вместе, что-то обсуждая, споря, не желая расставаться, погружаться в обычную рутинную работу. К тому же было решено, что подобная лаборатория не останется разовой акцией, а будет продолжена в следующем году. А в принципе, хорошо бы ей стать постоянно действующей, привлекать на показы худруков и директоров других региональных театров – и для обмена мнениями, и для возможного переноса эскизного спектакля на свою сцену. А сразу после завершения лаборатории Новгородский театр драмы показал премьеру спектакля “Казнить нельзя помиловать” по пьесе современного белорусского драматурга и режиссера Павла Иванова в его же постановке. И это еще одна грань сценического новгородского процесса, когда академический театр желает быть не просто одним из “зрелищных предприятий” города, но и неким социальным институтом, дающим почву для общественных дискуссий и определенных выводов. Предполагается, что этот спектакль будут играть не только для обычной публики, но и в различных целевых аудиториях с последующим обсуждением. А речь в пьесе идет о современных человеческих пороках (наркомании в том числе) и о том, насколько далеко можно зайти в их “освоении”, и где, в конце концов, стоит поставить пресловутую запятую в порыве покарать зло или в попытке объяснить его причины. Здесь Мать (Наталья Егорова) и Отец (Анатолий Устинов), внезапно обнаружив, что их сын занимается распространением наркотиков, затевают собственное расследование происходящего, причем именно Мать склоняется к немедленной “казни”, изыскивая ее всевозможные способы. В шикарных интерьерах приобретенной сыном квартиры (художник Любовь Мотова) родители отматывают жизненную историю назад, пытаясь разобраться в том, что случилось, обвиняя друг друга. А со слайдов на нас смотрит то голенький младенец-крепыш, то уверенный в себе подросток, то юноша за рулем роскошного автомобиля. Развязка, впрочем, оказывается весьма непредсказуемой и драматичной: решив опробовать “товар” на себе, родители вдруг ощущают крылья за спиной и “улетают” в никуда прямо с балкона собственных апартаментов. Жанр “современной трагикомедии” звучит как самый настоящий трагифарс с элементами гротеска и даже абсурда. Но, к сожалению, Иванов-режиссер явно уступил Иванову-драматургу, предпочтя идти по бытовой линии, а не по гротескно-фарсовой. Оттого многие мотивации поступков и хитросплетения сюжета выглядели натужно и неестественно, хотя актеры, как могли, пытались оправдать или, по крайней мере, понять своих персонажей. И также пытались расширить проблематику, отойдя от одной только наркомании в сторону более глобальных вопросов человеческого поведения. А вот мотивация поведения Новгородского театра драмы в целом как раз понятна. И вызывает прежде всего искреннее уважение – своим желанием свернуть с проторенного пути и оказаться поближе к реальной жизни. И даже попытаться как-то повлиять на ее течение. Самыми разными способами. Также в рубрике:
|