Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7774) 28 апреля - 11 мая 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноКомната страхов: Венеция в сыром подвалеФестиваль польских фильмов “Висла” в Москве Светлана ХОХРЯКОВА
Конечно, такого ажиотажа, как на показах польских спектаклей в Москве в рамках спецпроекта “Золотой Маски”, в “Художественном” не наблюдалось. Но было что посмотреть и особенно интересно сравнить с тем, что происходит в российском кино. Параллелей возникает много, и беды примерно одни. Открывал “Вислу” фильм признанного мастера Яна Якуба Кольского “Венеция”. Практически все его фильмы фантастичны и не вполне реальны, они наполнены шепотами и криками, неким таинством. Происходит все наяву, а не в воображении героев, хотя с воображением у них все в порядке, может, потому так причудлив мир, в котором они живут. И в новом фильме Кольского Венеция находится в подвале дома. Подросток Марек (школьник Марцин Валевский представлял картину в Москве) мечтает побывать в Венеции, с которой его семья связана, куда постоянно отправляется во время путешествий. Но на дворе 1939 год, и скоро придут немцы. Многочисленные женщины, окружающие мальчика (тети, родственницы и их подруги), составляют полусказочный фирменный мир Яна Якуба Кольского. Иногда даже кажется, что никакой войны нет. Все так же пьют вино, смеются и мечтают о любви эти дамы. Но одна из них будет расстреляна в поле с кружащего над землей фашистского самолета. Все всерьез, несмотря на сказочность мира вокруг с его призрачной безмятежностью. В подвале дома, наполненного водой, состоится нечто вроде маскарада, концерт на воде, который прервет вторжение людей в немецкой форме. Для них это тоже диковина – польская Венеция в сыром подвале. Можно сделать фотографии на память и потом отправить их жене. А заодно продемонстрировать этим жалким людишкам свою власть. Закончится все странно и дико, все тем же выплеском безумных эмоций, которыми переполнены почти все представленные нам картины. Польские спектакли, а теперь и фильмы, показали, какой клубок внутренних проблем и метаний укоренился в сознании людей, и он требует выхода. Драматические события прошлого все еще не дают полякам покоя. Герои фильмов одержимы страхами, в них слишком много агрессии и жестокости, иногда герои просто неадекватны. Неизбывна тема войны, не все вопросы нашли удовлетворяющие всех ответы. Поэтому появляется в финале “Венеции” русский солдат за фортепиано, который только что прекрасно играл, так что заворожил музыкой юную польскую барышню. Солдат вдруг хватает автомат, и давай стрелять в пустоту, не зная даже, что за ним наблюдает девушка, которая и становится его случайной жертвой. “Реверс” и “Розочка” Яна Кидавы-Блоньского (тоже участник ММКФ, а сам режиссер удостоен его награды – “Серебряного Св. Георгия”, на “Висле” фильм удостоен Приза зрительских симпатий) возвращаются во времена тоталитаризма, когда службы государственной безопасности зомбировали людей, корежили их жизни, – тех, кто вербовал и кто уже был внутри системы. Причем в “Реверсе” это сделано с иронией. Временная дистанция позволила многое переосмыслить в относительно недавнем прошлом – события происходят в 50-е годы ХХ века в Варшаве. Теперь есть возможность посмеяться над драматическими событиями эпохи, лишний раз продемонстрировать несгибаемый польский дух. Помимо прочего, “Реверс” хорошо снят, а актерам удается удержаться на тонкой грани, не впасть в непотребное комикование, выдержать нужный градус гротеска. Агата Бузек, исполнившая главную роль, вполне справилась с этой задачей. А в роли матери главной героини снялась легендарная Кристина Янда. В “Розочке” герой, работающий на органы безопасности, но уже в конце 60-х, вынуждает свою возлюбленную Камилу сблизиться с человеком, который интересует спецслужбы. Объясняет, что потом будут у него и повышение по службе, и зарубежные командировки, и все пойдет как надо. В итоге заложниками ситуации оказываются все. Герои фильмов, действие которых происходит в наши дни, тоже раздираемы комплексами и противоречиями. Один из них (“Торговец чудесами” Ярослава Шоды и Ярослава Павицы) даже едет в Лурд, священное для католиков место, чтобы там разобраться с самим собой. Еще вчера он лечился от алкоголизма, а теперь пытается исцелить других, проповедуя пагубность пития. Но встреча с детьми из Дагестана, которых Стефан принимает за чеченцев, меняет многое в его сознании. Полфильма малолетние герои говорят по-русски, они забираются в машину Стефана, требуют, чтобы тот отвез их во Францию к отцу. Так в итоге и произойдет. С приключениями эта троица доберется до отца детей Махмуда Гамзатова, который представлен в фильме слишком сусально: само благородство – не человек. Дети привяжутся к Стефану, который становится им как отец родной, хотя в фильме это можно принимать только на веру, многое малоубедительно. Расставаясь с 13-летней Урикой и младшим Хасимом, Стефан узнает, что вез девочку на ее свадьбу. Это приведет его в шок. Еще неизвестно, проделал бы он это опасное путешествие по Европе, с риском для жизни пересекая границы с детьми, чтобы сдать малолетнюю девочку в невесты.
Само название “Мать Тереза от кошек” Павла Сали перекликается с названием картины Ежи Кавалеровича “Мать Иоанна от Ангелов” 1961 года по рассказу Ярослава Ивашкевича. Объединяет их разве что попытка на совершенно разном материале затронуть проблемы тьмы и света, трагизма обыденного существования. В фильме Павла Сали откручивается назад история преступления двух братьев, убивших свою мать: один из них совсем еще мал и ведом старшим братом. Важно понять, что было причиной страшных событий во вполне благополучной семье. Основан фильм на реальной истории. В сущности, ничего особенно экспериментального в фильме нет, а именно как экспериментальную позиционируют эту картину. Снят он дебютантом – молодым драматургом, исповедующим принципы новой драмы. Приход новых людей в кино происходит примерно, как у нас. “Крещение” Марчина Вроны, отмеченный на национальном фестивале в Гдыне, имел на родине сильный эмоциональный отклик. Мужчины здесь жестокие и взрывные, они ведут страшные игры. Дома их ждут благопристойные семьи, обеды за хорошо сервированным столом, вполне респектабельная жизнь. А ведь только что глава семейства крушил все вокруг, истязал людей самым зверским образом, участвовал в криминальных разборках, предавался разврату. Страшно то, что можно любоваться новорожденным сыном друга, наблюдать за этой новой жизнью с умилением и лишать жизни взрослого человека. Все закручено в странный клубок, необъяснимые игры ведут взрослые и здоровые дяди в расцвете лет, впутывая в них близких, собственных жен, а потом мстят за это всему миру. “Я твой” Мариуша Гжегожека – тоже родом из новой драмы. Две сестры находятся во власти эротических переживаний. Одна из них забеременела от странного парня Артура, бывшего уголовника, а теперь вроде как сантехника, у которого явно не все дома. Его мать тоже с некоторым ветром в голове. Она как будто берет реванш за все обиды, нанесенные ей на протяжении жизни, за все то, чего натерпелась от сытых и богатых, у которых была в услужении, чувствовала себя как последняя дрянь (отлично это сыграла Дорота Коляк). Но теперь-то настал ее звездный час. И своей так и не состоявшейся беременной невестке она наносит удар. Как в театре, все продумано и срежиссировано. После эффектного обличительного монолога можно покинуть подмостки. Завладев новорожденным, полоумные мать и сын поселятся в домике где-то в лесу, и мать неожиданно, словно выполнив долг, уйдет в мир иной. Артур останется один с младенцем на руках. И станет страшно за эту новую жизнь, вверенную волею судьбы абсолютно неадекватному существу. Все фильмы шли на польском языке с русскими субтитрами, и тут уж переводчики не скупились. Такие отборные рулады возникали на экране, мама не горюй! Вся прелесть российского мата! А уж ключевым словом стало польское ругательство “курва”. Но это все цветочки по сравнению с нашим колоритным словцом. Герой фильма “Н.Н.” Феликса Фалька 29-летний Константин Грот работает в психиатрической клинике и пытается понять, что за странный пациент без прошлого оказался в этом доме скорби. В сущности, отрабатывается ситуация по возвращению памяти, как в знаменитом фильме Аки Каурисмяки “Человек без прошлого”. Но, хотя к написанию сценария “Н.Н.” имела отношение и Агнешка Холланд, история получилась мало того что вторичная, еще и искусственная. Способствуют тому и актеры. Не знаю, насколько отравлены сериальной действительностью польские актеры, но многие из них существуют так, как наши, разучившиеся, а то и не научившиеся еще работать в полнометражном игровом кино. Все поверхностно, об актерской харизме речь вообще не идет. Совершенно непонятно, что, собственно, сподвигло врача (а его играет талантливый Борис Шыц) притащить загадочного пациента к себе домой, упорно с ним заниматься восстановлением памяти, портить из-за этого отношения с женой. Чисто теоретически все ясно, как это могло быть, но абсолютно не оправданно на экране. Человек как таковой не занимает умы создателей фильма. Важнее восстановить цепочку событий: когда-то был поставлен заведомо ложный диагноз, чтобы упечь в клинику брата прокурора, а потом человека так залечили, что он утратил связь с миром. История окажется проще, чем можно было предполагать. Тем более интересен человек в такой ситуации. Обособленно существовал в основной программе “Лес” Петра Думалы. Это нечто вроде притчи с чередой двух параллельных пространств. Сын и старик-отец находятся то в квартире, то в таинственном лесу. Старик самостоятельно не может сходить даже в туалет. Сын ухаживает за беспомощным отцом в его последние дни, моет ему промежности (все показано в подробностях), но никакого физиологического отвращения не вызывает, все корректно. И действует, надо сказать, беспроигрышно. Эти двое в некоей ближайшей ретроспекции пробираются сквозь лес, убивают гигантскую ящерицу. Деревья уходят в высоту и словно растворяются в тумане. Потрясающе красиво и графично сняты и пространство леса, и скромное предсмертное жилище. Простые и в то же время странные действия представлены, как ритуал. Но куда идут эти двое – бог весть. Можно лишь фантазировать. В финале мы увидим опустевшую кровать старика, сын ляжет на нее и беззвучно заплачет. А старик будет плыть на лодке в какой-то уже другой жизни, и это островок тишины и забвения среди неоправданной жестокости, психических сбоев и яростного секса героев других фильмов, словно вышедших из комнаты страха. Также в рубрике:
|