Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7204) 2 - 8 декабря 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Mass mediaРокировка в длинную сторонуОт журналистики до пропаганды один шаг. И мы его сделали Марина СТАРУШ Не знаю, как в других странах, но в нашей неокрепшей демократии к выборам готовились, как несознательные жители Европы на пороге второго тысячелетия к концу света. "Ну, ребята, держитесь", - честно предупреждали нас задолго до начала предвыборной кампании. И началось, хотя, за что или, вернее, чего держаться, непонятно - закона, этики и морали, девяти заповедей или Ветхого завета, - "око за око". Сейчас самая популярная лексика в СМИ - военная. Не потому, что Чечня. А потому, что информационные войны у нас - везде бряцают оружием. Перо не то что к штыку приравняли - к нейтронной бомбе. Нельзя сказать, что это целиком и полностью завоевание демократии. Пресса у нас года эдак с 21-го уже считалась "могучим оружием", правда, в основном для внешнего употребления, для отражения идеологической агрессии. Впервые мы так отчаянно сражаемся на своей территории. Такая гражданская информационная война. От всех прочих она отличается тем, что, за исключением разве что "генералов", неясно, за что сражаемся, за какие такие идеалы. Есть, конечно, "упоение в бою". Появились и герои, и жертва. Первые, к сожалению, - журналисты. Вторая - журналистика. Есть и предварительные итоги... До недавнего времени априорно считалось, что главная угроза свободе печати исходит извне - казалось, что буквально любая ветвь власти постоянно держит камень за пазухой, чтобы огреть им при случае российскую прессу. Опасались также собственников: кто платит - тот и заказывает, а как же веление души? Оказалось, вполне совместимо. Как только заходили разговоры о наблюдательных советах, общественных комитетах и т.п., пресса нервно вздрагивала и сплачивала свои обычно разрозненные ряды. Мы отбили все или почти все атаки на абсолютную ценность демократии - свободу печати. Настало время собирать камни. Кстати, именно к текущим выборам. Последние два месяца неустанных информационных сражений показали, что, как это ни печально, реальная угроза свободе слова исходит изнутри: это решительное неумение российской журналистики решать свои собственные корпоративные проблемы. Сложилась патовая ситуация: мы категорически возражаем против попыток решить их извне профессии - первые же выступления председателя ЦИК г-на Вешнякова были восприняты как очередное наступление на конституционные права прессы, а пресловутая 8-я статья Закона о выборах мгновенно приобрела всенародную известность. Но мы не готовы решить их изнутри. Мы прекрасно усвоили наши права. Но очень туманно осознаем наши обязанности. Тем более - границы ответственности. Ответственности не в юридическом - это-то как раз известно, а в социальном смысле. Что, в сущности, происходит? Журналистика подменяется пропагандой, что, конечно, родственные, но тем не менее отнюдь не тождественные занятия. У них разные цели и разные средства. Цель журналистики - дать обществу информацию в полном объеме, помочь ему принять квалифицированное решение. Задача пропаганды - дать информацию в объеме, необходимом для того, чтобы общество приняло решение, запланированное этой пропагандой. И то, и другое вполне имеет право на существование - это нормально. Ненормально - когда одно притворяется другим. Эта "рокировка в длинную сторону" происходит вполне ненавязчиво: когда появляется такое отечественное "ноу-хау" - информационно-аналитические программы, где информация присутствует условно, а аналитика субъективна, когда "личная точка зрения журналиста" преподносится как абсолютная ценность, за которую, как французские просветители, буквально готово жизнь положить СМИ, которое его транслирует, но которое не подкреплено взвешенными аргументами и доказательствами, когда нарушается информационный баланс под девизом " вы можете переключить на другую программу" и т.п. Это изящное "передергивание карт" вполне вписывается в ныне действующее правовое поле. Ничего юридически противозаконного тут нет. Такие "тонкие материи" не могут быть предметом разбирательства в суде. Разве что - на суде истории. Ставится под сомнение сам принцип предназначения журналистики, иными словами, один из базовых социальных законов демократического общества. Когда нарушаются законы природы, появляются мутанты. Когда нарушаются общественные законы - тоже. Конечно, общество не может сказать своей прессе: мы так не договаривались, мы договаривались на получение честной информации, а уж как с ней поступать, я разберусь. Но оно и не безмолвствует: после выборов 96-го около 80 процентов российских читателей и телезрителей не доверяли своей прессе, и почти не осталось наивных людей, верящих в ее независимость. Такую цену платит журналистика за успех пропаганды. Так что, когда сегодня говорят, что рейтинг того или иного журналиста растет, это не имеет отношения к журналистике. Это свидетельствует об успешности пропаганды. Правда, тем самым нарушаются права человека на доступ к информации, но юридическим аршином это не измерить. Правда, тем самым дискредитируется сама профессия журналиста - но это вообще никаким аршином измерять не собираются. Думаю, уже сейчас можно сказать горькое "прости" российской политической журналистике - в ее объективность скорее всего поверит уже следующее поколение. Известно, что важнейшее предназначение прессы - быть контролером в обществе. А кто будет контролером контролера? При нормальном течении событий журналистика становится саморегулирующим социальным механизмом, опирающимся на корпоративные законы и профессиональную этику. В российской прессе это пока не сложилось. Поэтому мы похожи на другой механизм, работающий на самоуничтожение - но темпераментно и энергично, с решительной верой в то, что после нас хоть потоп. - Мне сказали, все готово к информационной войне и мы выиграем. Я спросил: а что, без этого выиграть нельзя, - говорит известный нижегородский журналист. - Это эффективный инструмент, поэтому им пользуются, - считает известный московский журналист. Между двумя полярными точками зрения лежит отнюдь не истина. Между ними лежит проблема - проблема самоидентификации журналистики как независимой общественной деятельности, защищающей интересы общества. И только его одного. Также в рубрике:
|