Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7207) 23 - 29 декабря 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрЭДУАРД БОЯКОВ: "Золотая маска" в ожидании фестиваля"Беседу вела Мария ГРИГОРЬЕВА 15 декабря в отеле "Мэриотт Роял Аврора" состоялась первая пресс- конференция "Золотой маски- 2000", на которой были представлены афиша фестиваля, состав жюри и объявлены лауреаты специальных премий "За честь и достоинство", "За поддержку театрального искусства России", "За лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 1999 году". Рассказывает директор фестиваля Эдуард БОЯКОВ. - Мне кажется, такого количества выдающихся мастеров российского театра и известнейших трупп давно не было в афише одного российского фестиваля. Конечно, фестиваль многое расставит по местам, конечно, будут какие-то взлеты и открытия. К сожалению, и наверняка кто-то не оправдает ожидания. Но уже сегодня видно, что почти все "театральные олигархи" сказали свое веское слово в прошедшем сезоне. Театр О.Табакова выпустил громкую премьеру, К.Гинкас в очередной раз подтвердил, что он безусловный фаворит критики, М.Захаров и Л.Додин сыграли премьеры, что случается у них не каждый сезон. Малый театр представил спектакль, который многие считают лучшим за последние несколько лет. Приход Г.Козлова в Александринку породил феномен - спектакль "P.S.", о котором говорят не только как о театральном явлении, но и подчеркивают его значимость для петербургской культуры. Г.Дитятковский поставил "Отца" в БДТ с С.Дрейденом в главной роли. А.Морфов в Петербургском театре им.Комиссаржевской сделал замечательный спектакль "Буря". В этой компании спектакли из Омска, Магнитогорска и Минусинска - "темные лошадки" для многих, но не для серьезных критиков, которые видели эти работы. В опере и балете нет "темных лошадок". Помимо Мариинского и Большого, представлены театры, которые из года в год выпускают премьеры, находящиеся в зоне повышенного интереса. И Новосибирский, и Екатеринбургский, и Красноярский театры - это явные фавориты не только нынешнего сезона, а всей российской театральной жизни наравне со столичными Музыкальным театром им.Станиславского и Немировича-Данченко и "Геликоном". Сегодня много говорят о кризисе современной драматургии и музыкальных идей, и мы это остро чувствуем. Тем радостнее факт, что в афише есть работы современных драматургов и композиторов: тексты Гришковца и Богаева, опера Кобекина, балет Ханона и спектакль "Голоса незримого", представляющий сразу три современных произведения. Я считаю, что целая веха в нашей пятилетней истории - отдельный конкурс в номинации "Современный танец". Закончилось время, когда Панфилов соревновался с Баланчиным", "Провинциальные танцы" - с Мариинкой. Современный танец - самый динамичный, самый развивающийся вид театрального искусства, источник новых идей и имен. Афиша в этом разделе выглядит как фестиваль в фестивале. Мы видим, что Москва и Петербург не безусловные лидеры здесь. Несмотря на то, что в афише представлено четыре московских спектакля, три из них поставлены зарубежными хореографами: "Na Zemle" - Сашей Вальц (Германия), "Откуда и куда" - Вань Су (Китай), "Весна священная" - Мин Танака (Япония). Многообещающим выглядит и конкурс в оперетте. Помимо известных Екатеринбургского и Красноярского театров музкомедий, в ней представлен Новоуральск. Это театр в бывшем "почтовом ящике", даже сейчас нашим экспертам требовались специальные пропуска в город. Представляете, в каких "лабораторных" условиях существовал этот коллектив в советские времена? А сегодня он выдержал соревнование с лучшими российскими коллективами.
- Фестивалю "Золотая маска" пять лет. Существуют сложившиеся традиции. И конечно, какие-то компоненты подтверждают свою жизнеспособность, а какие- то устаревают. В этой ситуации оправдывает ли себя система Экспертного совета, который определяет список номинантов и афишу фестиваля? - Безусловно. Экспертный совет - важнейшая составляющая нашего проекта. Поскольку мы называем себя профессиональной премией и профессиональные критерии лежат в основе отбора спектаклей. В начале цикла в наших списках было около четырехсот премьер прошедшего сезона. Около трехсот - в драматическом театре и более ста - в музыкальном. Отобрать лучших из этого числа могут только театроведы. На втором этапе, когда речь идет о списке претендентов, может работать профессиональное жюри из режиссеров, актеров, продюсеров, художников, людей, у которых нет возможности смотреть сотни кассет и ездить в командировки. Лично я горжусь, что серьезные критики в Экспертном совете работали с нами полгода и работали в совершенно ошеломляющем режиме. Это не вопрос их профессионального статуса, он и так высок. Это вопрос профессионального долга и отношения к делу, которому мы учились. Время от времени возникают предложения превратить "Золотую маску" в "фестиваль фестивалей", организовать отборы спектаклей на местах, в регионах. Это неприемлемо. Это ударит по статусу фестиваля, превратит его в мероприятие "для галочки", лишит возможности профессионального отбора, не говоря уже о расходах.
- Есть ли у фестиваля перспектива занять свое место в международном театральном пространстве? - Отчасти это уже произошло. Нам представляется, что задача фестиваля - стать своеобразной витриной российского театра. "Витрина" - понятие многогранное. Его можно трактовать как "витрину парадную" и как то, что выставляют на продажу. Я бы хотел говорить о витрине как о выставке, которая создает адекватную картину состояния российского театра, представляет наши достижения. Мы не планируем в рамках фестиваля создание коопродукций или гастролей зарубежных спектаклей в России. Наша задача - пригласить максимальное количество компетентных иностранных гостей: продюсеров, директоров фестивалей, промоутеров, режиссеров, критиков. Создать среду, способствующую творческим контактам. Территория России огромна, расстояния немыслимы, уникальны "особенности национальной охоты" за хорошими спектаклями. Вследствие этого на Западе существует огромный дефицит информации о российском театре. В России 600 государственных театров. Эта цифра у иностранцев неизменно вызывает шок, и дальше они ничего не могут понять. Поэтому мы хотим показать им наши лучшие театры и лучших профессионалов. Второй аспект - наша программа, связанная с профессиональным обучением и профессиональным общением. "Маска" должна стать территорией для общения. Для этого мы приглашаем мастеров мирового театра, которые проводят мастер- классы, семинары, лекции. Мы работаем с известными британскими драматургом Кэролл Черчилл и режиссером Элис Доджсон из театра "Роял Корт", приглашаем из Шекспировского королевского театра крупнейшего специалиста по технике речи Сисели Берри, готовим семинар по рекламе спектакля с участием специалистов из Театрального института Нидерландов и многое другое. Это работа, без которой "Маска" уже себя не мыслит. Мне кажется, что профессионалы, приезжающие на фестиваль, должны, во-первых, привозить спектакли, во-вторых, смотреть спектакли других и, в-третьих, общаться.
- Каковы финансовые возможности нынешнего фестиваля? - Работу Экспертного совета финансирует СТД. Схема финансирования фестиваля остается прежней: одна треть бюджета - взнос федерального правительства, Министерства культуры, вторая треть - Правительства Москвы и, наконец, - помощь спонсоров. Я думаю, что у нас один из самых высоких процентов спонсорского участия среди некоммерческих российских культурных акций. Этот альянс плюс участие ВГТРК есть организационный скелет фестиваля. Без поддержки государства и государственных структур такой фестиваль не может существовать, и не только из-за денег, но из-за статуса, на который мы претендуем. Вместе с тем без поддержки частного капитала фестиваль превратится в дежурное бюрократическое мероприятие, лишится интереса со стороны части социума.
- Не думает ли дирекция "Маски" определить "фирменный стиль" главной церемонии вручения премий (постоянная схема сценария, режиссуры и т.д.)? - О церемонии говорить пока рано. До нее еще далеко, к тому же пока неизвестно, где она будет проходить. Церемония - мероприятие парадное и светское, связанное с раздачей призов. Премия придумана для того, чтобы будоражить интерес социума к театру. Это рекламная технология, на нее реагируют спонсоры, телевидение, газеты. Внутри профессиональной среды вопрос "кто лучше - кто хуже" абсурден изначально. Я думаю, Союз театральных деятелей придумал "Маску" не для того, чтобы наконец-то определить, кто лучше - Додин, Захаров или Гинкас, а для того, чтобы достойнейшие российские спектакли в течение двух недель в рамках афиши национального театрального фестиваля были собраны и представлены зрителю. Вот наша главная задача. В этом смысле фестиваль для нас несоизмеримо важнее церемонии. А "фирменный стиль" сложится с годами. Также в рубрике:
|