Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7207) 23 - 29 декабря 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноТак кто же маньяк?"Лето Сэма" Спайка Ли Виталий ТРОФИМОВ Премьера нового фильма "Лето Сэма" афро-американского режиссера Спайка Ли состоялась в США в июле, и с тех пор фильм собрал в США почти 20 миллионов долларов. Если учесть, что на рубеже 90-х годов картины Ли участвовали в престижных кинофестивалях вроде Каннского, то это не слишком впечатляющая цифра для бесспорного лидера негритянского кино, сумевшего первым в мире доказать, что афро-американцы способны снимать серьезное кино не хуже белых. Но последние годы его творчество переживает некоторый тематический кризис, о чем свидетельствовал уже предыдущий фильм "Его игра", как-то незаметно прошедший и по нашим, и по американским экранам. Удивительно, но главными героями фильма "Лето Сэма" впервые у режиссера, исповедовавшего ранее неприкрыто черный расизм в духе Фанона, стали не афро-американцы, а молодой повеса мексиканского происхождения Винни и его панкующий друг Ритчи. Сам Спайк Ли, подобно незабвенному Альфреду Хичкоку, и на этот раз появляется в кадре, но лишь в маленькой роли репортера. В основу картины положена реальная история серийного убийцы Дэвида Берковица, наводившего душным летом 1977 года ужас на обитателей Бронкса. Конечно, для тонкого стилиста Ли маньяк - всего лишь катализатор, позволяющий выявить худшие стороны многочисленных обитателей рабочего квартала, некоего Вавилона в миниатюре. Сам маньяк, называвший себя символично сыном Сэма, показан лишь пунктиром, в основном в периодически повторяющихся кровавых ритуалах, когда он хладнокровно расстреливал влюбленные парочки, беспечно обнимавшиеся в припаркованных на пустынных улицах Нью-Йорка автомобилях. Не слишком режиссера интересует и паника, возникшая в сердцах обывателей и доведенная до истерии усилиями масс-медиа. Режиссера-мизантропа больше волнует процесс перерождения обывателя, попавшего в стрессовую ситуацию, из добродушного завсегдатая мужских посиделок за кружкой пива в оголтелого погромщика и потенциального убийцу. А жертва всегда найдется, надо лишь, чтобы она отличалась от принятой твоей средой нормы: или прикидом (прической панка), или поведением (участие в порно-шоу), или сексуальной ориентацией. И тогда твой лучший друг Винни (Джон Легуизамо, ставший звездой после фильма "Присцилла - королева пустыни") беспечно сдаст тебя погромщикам, как это произошло с панкующим танцором Ритчи (Эдриэн Броди). Роль Винни, сыгранная колоритно Легуизамо, особенно удалась в фильме, поставленном по хорошо прописанному сценарию Майкла Империоли и Виктора Коликкио. Винни не просто парикмахер, живущий, как и все его друзья, не разумом, а чувством, но идейный конформист (и одновременно правоверный католик). В лучшей сцене фильма - эпизоде объяснения со своей хорошенькой женой (не слишком удачная роль Миры Сорвино, недавней лауреатки "Оскара") в автомобиле - он сполна демонстрирует эксцессы своего наследственного "мачизма" и тем не менее терпит очевидное моральное поражение. Все-таки в США уже давно наступили иные времена, и женщины обрели чувство собственного достоинства. К недостаткам ленты следует отнести некоторую ее затянутость, многие вставные эпизоды (танцы в стриптиз-клубе, сцены погрома, произошедшего после того, как в результате аварии в мегаполисе погас свет) эффектно смотрятся, но уже мало что добавляют для раскрытия характеров нервных героев. Но в умении работать с актерами Спайку Ли не откажешь и на этот раз. Во всех его фильмах фигурируют живые люди, а не схематичные манекены, как это мы часто видим в новейшем российском кино. Также в рубрике:
|