"Искусство ХХ века". Вторая очередь
Евг. ВАСИЛЬЕВ
 |
В.Попков. "Воспоминания. Вдовы". 1966 г. |
Напомню, что первая очередь этой экспозиции (1910 - 1950 годы) открылась в декабре 1998 года. И вот теперь в муках и спорах родилась вторая очередь (середина 1950 - конец 1980 годов) - тринадцать новых залов. Теперь вся экспозиция состоит из 43 залов в здании на Крымском валу, в которых разместилось около 700 произведений живописи, 600 - графики, более 300 - скульптуры. Почти завершена грандиозная, уникальная и полностью еще, наверное, не осмысленная программа по созданию экспозиции "Искусство ХХ века".
Был сохранен историко-хронологический принцип ее построения, свое начало получивший еще в здании галереи в Лаврушинском переулке. Если первая очередь "ХХ века" вызвала споры, то нынешняя проходила в обстановке ожесточенных разногласий. Острейшие дискуссии вызвали размещение и "дозировка" в новой экспозиции произведений так называемого "второго русского авангарда", "нонконформизма", "альтернативного искусства".
 |
Н.Андронов. "Плотогоны". 1961 г. |
Не буду вдаваться в подробности дискуссии, ибо наша газета дала возможность высказаться на своих страницах противоборствующим сторонам. Кто прав, а кто - не очень, решат посетители, широкая общественность. И, разумеется, время.
 |
П.Никонов. "Геологи". 1962 г. |
Позволю лишь одно существенное замечание. Третьяковская галерея - главная национальная сокровищница отечественного изобразительного искусства. Это классический, общенародный, публичный музей. Поэтому экспериментировать в его залах, пробовать те или иные искусствоведческие концепции нужно с большой осторожностью и тактом. Третьяковка создавалась и всегда зиждилась на исконных традициях реалистического искусства. И оно, это искусство, во всем многообразии направлений, течений и школ должно быть приоритетным.
"ХХ век", как всякий живой организм, будет развиваться, уточняться, меняться. Тем более что он отразил такой сложнейший период в истории нашей страны. Нынешняя экспозиция не догма, не какой-то незыблемый, раз и навсегда установленный эталон. Она, как первоначальный опыт в истории мирового искусства, будет совершенствоваться, думаю, еще не одно десятилетие.