Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7228) 1 - 7 июня 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираАнгличанин в ГолливудеТалантливый мистер Мингелла Владимир СИМОНОВ Он пришел, опоздав на полчаса. Бросил пальто на спинку стула и сел, грузный, плотный, в черной шерстяной кофте поверх серой майки. Есть в нем что-то от статуи Черчилля, что у английского парламента, подумалось мне. Мощная, крупной лепки голова склонилась вперед, как для тарана кирпичной стены. И ей - стене, а не голове - не уцелеть. - Мингелла пришел, но опоздал, - сказал он, как бы читая по написанному. - Было холодно. Он устал. Если это напечатано в книге, то все ясно, - начал он свое странное вступление. - Читатель домысливает между строчек, это для читателя гимнастика ума. Но попробуйте переложить те же фразы на экран, как сразу наваливается уйма проблем. - Нельзя, скажем, показать только мой нос, - закрывает он ладонями лицо, складывая большой и указательный пальцы в кружок, откуда действительно торчит крайне автономный, независимый нос. - Нельзя, потому что никто не узнает, что это Мингелла. А как показать, что было холодно? И где происходит действие: здесь, в Лондоне, или на Тайване? Вот тогда-то кинематографист в ужасе и кричит внутренним криком, про себя: "Боже, как все это сделать, чтобы не заморочить зрителю голову?!" Самому Энтони Мингелле это удается прекрасно. Может быть, как раз потому, что он пришел в кинорежиссуру из сценарного цеха. В титрах многих сюжетов популярного детективного телесериала "Инспектор Морз" стояло его, Мингеллы, имя. В 1991-м он снял романтическую комедию "Искренне, безумно, глубоко", а в 93-м - "Мистера Распрекрасного". Картины были скромные, в историю кино золотом по мрамору себя не вписали, но перед Мингеллой приоткрылись - пока на щелочку, только чтобы протиснуться, - врата Голливуда. Британский режиссер получил доступ к американским деньгам. За немножко засахаренный, но изысканно, филигранно снятый фильм "Английский пациент" по всеми забытому роману Майкла Ондаатдже, Мингелла тут же получил 9 "Оскаров", в том числе за "Лучшую картину", "Лучшую режиссуру" и "Лучшую актрису" в главной роли - Кристин Скотт Томас. Почему он ее тогда выбрал? Это мистическая алхимия, качает головой Мингелла. - Она написала мне: "Отчаянно хочу сыграть роль Катрин Клифтон, главной героини "Английского пациента". Я встретился с ней, поскольку мне нравились ее работы, и... мы совершенно не сошлись! Мингелла стал встречаться с другими актрисами, составил список, вычеркивал тех, кто на роль не подходил. Но Кристин все время оставалась в списке. И осталась в конце концов там в одиночестве - несомненной, незаменимой актрисой на центральную роль. Несмотря на то что режиссеру угрожали прекратить финансирование, если не отдаст роль американской звезде. Но отмеченной "Оскаром" звездой стала сама Кристин Скотт Томас. - Как я выбираю актеров? - пожимает плечами Мингелла. - Это похоже на свидание. Как вы решаете, нравится ли вам женщина, станет ли она спутником жизни? Пропускаешь с ней бокал вина, о чем-то говоришь. Пытаешься найти общее. "Как вы спите, - спрашиваешь ее, - в носках или без?" То есть любые средства хороши, чтобы нащупать в темноте дорогу к отношениям. То же самое и подбор актера. Скажем, на роль Дики мне нужен был актер с ореолом аристократа и такой красоты... - Мингелла долго подбирает словцо поточнее, - такой никелированной, сверкающей красоты, какая бы озарила все вокруг... И она действительно озаряет. Лондонский театральный актер Джуд Ло лучится бриллиантом чистой воды в новом фильме Мингеллы "Талантливый мистер Рипли". Фильм снят по одноименной новелле американской писательницы Патрисии Хайсмит, создавшей целую серию о похождениях своего персонажа Тома Рипли - серийного убийцы с гомосексуальным креном, талант которого - в артистическом самозванстве. Прислуга в нью-йоркском туалете и по совместительству настройщик роялей, Рипли (Мэтт Деймон) волею судеб попадает в пульсирующий, заоблачный для него мир итальянской Ривьеры, где на яхтах и в джазовых клубах стремительно спускает папины чеки выпускник элитного Принстонского университета Дики Гринлиф (Джуд Ло). Дики - это то создание, которым Господь Бог почему-то Рипли не сделал. Богатый и бесшабашный, то жестокий, то щедрый, любовник Мардж (Гвинет Пэлтроу) и сельских сеньорит, капризуля и аристократ с пеленок, Дики олицетворяет все, чего у Рипли нет. Но очень хочется иметь. Если бы Рипли был инопланетянином, он бы вселился в своего кумира и сожрал бы его изнутри. Но на экране не Марс, а Италия 50-х. Рипли убивает Дики веслом по голове. Присваивает его паспорт и копирует подпись. Теперь он - Дики. Его кредо, которое он выбалтывает десятью минутами раньше: "Лучше быть фальшивым кем-то, чем подлинным никем". Между прочим, настроения Рипли близки, как оказалось, самому режиссеру. Его детство прошло на острове Мэн, в автофургончике, где он помогал родителям, иммигрантам из северной Италии, торговать мороженым. У них и сейчас там фабрика мороженого. Отличный получается пломбир! - Мне каждый англичанин казался тогда Дики Гринлифом, - честно признается Мингелла. Фильм уже сделал более 100 миллионов долларов в американском прокате, оставив позади "Английского пациента". Тем временем вдруг выяснилось, что "Талантливый мистер Рипли" - это любимая, просто-таки настольная книга всех кинокритиков, которые хором стали разъяснять Мингелле, что у него получилось хорошо, а что плохо по сравнению с оригиналом. Сам режиссер видит одно главное различие между романом и его экранной жизнью. У Патрисии Хайсмит Рипли - преступник, которого не поймали. У него, Мингеллы, Рипли - тоже преступник, которого не поймали. Но из того, что в конце фильма не прибегают полицейские с наручниками и не берут персонажа Мэтта Деймона за грудки, вовсе не значит, что тот избежал правосудия. Помимо общественного, есть личный суд, намекает зрителю Мингелла в финале картины, где Рипли остается без фальшивой личины, без любовников, без любимой - один на один со своим зеркальным двойником.... Такая переплавка литературы в кино - долгое занятие. Режиссеру понадобился, признается он, "каждый день из трех с половиной лет", чтобы снять "Талантливого мистера Рипли", и "каждый день из четырех лет", чтобы снять "Английского пациента". Только подбор натуры для "Рипли" занял 6 месяцев. Одну из сцен "Рипли" приготовились было снимать на площади св. Марка в Венеции, как в ночь перед съемками ее вдруг затопило. Мингелла тут же, до утренних петухов, переписал диалог, чтобы отразить наводнение. Начали снимать посреди озера. Однако к моменту, когда пошел панорамный план площади, обнаружилось, что она суха - сработала древняя система дренажа. Опять переписывать текст? "Кино - это вечный бой со стихией", - вздыхает режиссер. Десять лет назад, когда Мингелла снимал свою первую ленту "Искренне, безумно и глубоко", британской кинематографии как таковой вообще, по его мнению, не существовало. Би-би-си сдерживала отток талантов из телевидения в кино. Но теперь картина разительно изменилась. Похоже, Британия первенствует по числу актрис, актеров, режиссеров, продюсеров, утвердивших себя в Голливуде, а с его помощью - и на мировом экране. - В свое время бытовало четкое разделение на независимое кино и кино голливудское, американское, - размышляет вслух режиссер. - Эти границы сейчас полностью размылись. Все фильмы - в том или ином смысле заложники Голливуда. А Голливуд в свою очередь - заложник независимого кино. Он все больше сосет свежую кровь из кинематографической периферии... Как считает Мингелла, "Талантливый мистер Рипли", скажем, далек от основного голливудского потока. Три года назад такую картину ни за что не сняли бы, студии ее не финансировали бы. Но "Английский пациент" сделал жирную "кассу", а Голливуд очень быстро реагирует на то, что ему кажется экономически выгодным. Поэтому-то такие "экзотические" кинематографисты, как он, Мингелла, все чаще делают фильмы на доллары из Лос-Анджелеса. Голливуд для Мингеллы - то созвездие личностей, многие из которых - его добрые друзья. Лучшая сторона Голливуда, по Мингелле, как раз в том, что он так "щедр по отношению к кинематографистам-иностранцам". Лос-Анджелес не боится иностранцев, напротив, как бы коллекционирует заокеанские таланты, будь то французская актриса или британский режиссер. - Обожаю читать о Голливуде, каким он был 40 - 50 лет назад, - соскальзывает Мингелла в тональность некой ностальгической оды. - Тогда можно было пообедать со Стравинским, с Чарли Чаплином, с Фолкнером. И знаете, эти традиции еще живы. У меня были поразительные вечера в Голливуде. Такого разнообразия умов, судеб, интересов в Лондоне нет. Звонит, скажем, Сидни Поллак и говорит: "Видел твою картину три раза. Не достоин ли я после этого ланча с тобой?" Теперь Поллак - один из моих лучших друзей. А в Британии, - досадует режиссер, - мы одержимы страхом перед приезжими сценаристами, актерами. Нам кажется, они явились что-то у нас отнять. В Америке в этом смысле больше щедрости... Тем не менее Мингелла гордится тем, что не стал американским режиссером, живет не в Голливуде, а в северном Лондоне и утверждает европейское киноискусство. Я спрашиваю, влияет ли на него новая технология, тот же вездесущий Интернет. Скажем, Стэнли Кубрик 30 лет мечтал, да так и не смог снять фильм "Искусственный интеллект" - про кибернетического мальчика: не знал, как, какими техническими средствами. Завещал свой замысел Стивену Спилбергу. Тот сейчас с азартом взялся. Будет творить спецэффекты, как творил динозавров в "Парке юрского периода". - Не как режиссер - просто как зритель предвижу поразительную революцию проката, - оживляется Мингелла. - Интернет изменит способ нашего доступа к фильмам, то, как мы их получаем. Из-за своей дороговизны кинопроизводство сейчас - удел элиты. Очень мало людей могли бы снять мои фильмы просто потому, что это стоит огромных денег. И это меня беспокоит: я - заложник их коммерческого успеха. Мне нужно не подвести моих продюсеров, вернуть капиталы, которые они вложили. Другое дело - цифровое кино, поясняет Мингелла, - его можно будет делать на дому. Обзаведись относительно дешевым компьютером, дешевой цифровой видеокамерой и монтируй на том же компьютере, распространяй через Интернет. Такая новая творческая и прокатная архитектура демократизирует кинематограф, убежден режиссер. В будущем каждый сможет делать фильмы и выставлять их миру в киберпространстве. - Меня это очень привлекает, - говорит он. - Но как режиссер я больше заинтересован в человеке, а не в спецэффектах. Я могу пойти посмотреть фильм "Матрица", всю эту пиротехнику, но самому мне это не нужно. Любимые мои режиссеры, поляк Вайда, например, делали фильмы за гроши, но бездонной глубины. Они - археологи духа. Им нужны только камера да актер. И кирпичная стена как фон. Поэтому я не особенно одержим всякими свистульками новой технологии... ...Вечерами в доме, что в северном Лондоне, звучит рояль. Мингелла обожает джаз, но частью своей жизни сделал Моцарта, Баха - играет чуть не каждый день. Благо, 14-летний сын пляшет где-нибудь в дискотеке, а дочь - ей уже 20 - учится и живет в Кембридже. Жена у Мингеллы - китаянка Каролин Чой - по профессии хореограф. Полюбили друг друга в университете в Йоркшире. Это она ставила танцевальные сцены в "Английском пациенте" и эпизод дуэли из "Евгения Онегина" - в "Талантливом мистере Рипли". Когда между съемками наступают многолетние антракты, переводит современную китайскую поэзию. - Вообще кино похоже на живопись, - сказал мне прощаясь англичанин, славу которому сделал Голливуд. - С той лишь разницей, что кисть держат сразу 200 человек... Но каждый мазок этой кистью - его собственный, подумалось мне. Также в рубрике:
|