Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7228) 1 - 7 июня 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаНа золотом "Кольце" сидели...Премьера в Мариинке Елена ТРЕТЬЯКОВА Премьера "Золота Рейна" в Мариинском театре положила начало воплощению масштабного замысла - постановке вагнеровской тетралогии "Кольцо нибелунга". В следующем сезоне планируется выход в свет второй и третьей частей - "Валькирии" и "Зигфрида". На 2002 год намечен выпуск финальной части - "Гибели богов". Ровно сто лет назад - в 1900 году - Мариинский театр впервые обратился к самому масштабному в оперной литературе опусу, показав, правда, сначала "Валькирию", а спустя пять лет завершив постановку тетралогии "Золотом Рейна". Тогда Мариинский был одним из немногих театров мира, способных освоить сложности вагнеровской партитуры. Теперь он вновь после почти векового перерыва - один из немногих. Еще не канули в Лету времена, когда об этом не приходилось даже мечтать. От обширного вагнеровского репертуара (в начале XX века шли все оперы композитора за исключением "Парсифаля") к 1980-м годам оставался изредка возобновляемый "Лоэнгрин". Два года назад Валерий Гергиев решил восстановить прерванную связь времен и со свойственным ему размахом начал с "Парсифаля". Затем последовал "Лоэнгрин", а ныне не за горами и все "Кольцо". И это, совершенно определенно, по силам труппе, состав которой значительно помолодел с началом работы Академии при Мариинке. Постановку "Золота Рейна" осуществила немецкая "бригада" - режиссер Йоханнес Шааф, художник Готфрид Пильц, литературный консультант Вольфганг Виллашек. Для Йоханнеса Шаафа это уже вторая в нынешнем сезоне премьера в Мариинском театре. Видимо, предыдущая работа над "Дон Жуаном" не ослабила его решимости продолжить общение с труппой. Результат вполне впечатляет, хотя и не захватывает дух. Для духа все же чего-то не хватает. Вагнер способен потрясать, а не только впечатлять. Видимо, постановочное рацио к финалу возобладало над исполнительской эмоцией. Всевидящее око - гигантский глаз (проекция во всю величину суперзанавеса) глядит в зал на заключительных аккордах оркестра, заставляя скорее съежиться под пристальным взором, нежели раствориться в звуковой нирване. Не этот ли глаз пришлось отдать Вотану в обмен на Мудрость? Во всяком случае, некая высшая сила, коей подчинены даже боги, периодически наблюдает на протяжении всего спектакля не только за будущими жителями Вальгаллы... Но это лишь один из символов, составляющих одну из визуальных лейттем. Еще есть поворотный круг - Кольцо, что служит то рейнским дном, то площадкой в глубине подземелья нибелунгов, то горным плато, на котором ожидают вхождения в Вальгаллу боги. Круг-подиум - своеобразная сцена на сцене, где развернутся основные события "Предвечерия" (так именуется пролог тетралогии, канун - завязка последующих драм). В центре круга поблескивает клад - золото Рейна (первая картина); в центре будет стоять Фрика - силуэт женской фигуры на фоне проема мрачных стен (вторая картина); здесь Альберих под круглым абажуром со множеством ламп примерит волшебный шлем Миме (третья картина); сюда (в четвертой картине) сойдутся боги, образуя тесный круг единения, подобно тому, как это было в самом начале с русалками, потом с нибелунгами. Мизансцены повторяются, фиксируя в сознании пластические точки - лейттемы. Сюда ударит красный лазерный луч, озарив тьму, луч, похожий на копье Вотана из ветви ясеня или на нить судьбы, что плетут норны. Подиум окружают высокие стены, подобные коре расщепившегося от удара молнии древа, или скалам подземелья, или горам, или пещерам в глубоких рейнских водах. Они поднимаются до колосников, зрительно уменьшая в размерах человеческие фигуры, словно опуская их на дно, в неведомые глубины бытия. Действие будто происходит в гигантском стволе тоннеля, в сердцевине земли, и горние высоты кажутся недостижимыми. Тетралогия - своеобразный музыкально-философский трактат Вагнера о золоте Рейна, борьба за обладание которым приводит к гибели богов, - трактат, основанный на мифах, легендах, сказаниях, где действуют великаны и гномы, боги и русалки. Он прочитан театром как история на все времена. И реально на сцене нет хвостатых обитательниц вод Рейна, Альберих вовсе не страшный карлик, великаны напоминают современных рослых панков, боги - Вотан и Логе - одеты в длиннополые шинели, а Доннер и Фро - в смокинги, богини Фрика и Фрейя явно посещают салоны "от кутюр". Золото Рейна, что уносит с собой Фафнер, - вовсе не блестящие слитки. Это мешок с деньгами, которые высыпают в прозрачный полиэтилен из современных кейсов. Идут на ум неведомые Вагнеру слова - мафия, разборка, наезд... Мысль о том, что с языческих времен человек не изменился, он алчет власти и богатства и брат по-прежнему убивает брата, очевидна и показана жестоко, внятно и эффектно - вполне в духе соплеменников Вагнера и в их современном стиле тоже. Работа сценографа Готфрида Пильца и оркестр Валерия Гергиева не дают режиссеру "приземлить" философскую притчу и актуализировать ее "грубо" и "зримо". Сценография и оркестр берут на себя главные функции создания образной сферы спектакля. Исполнители главных партий, и не главных тоже, выражаясь казенно, оказались на высоте поставленных перед ними задач. Удивительно ровно и красиво звучало трио дочерей Рейна. Ирина Джиоева, Ирина Васильева, Надежда Сердюк демонстрировали при этом и свои пластические возможности. Роль Карлика Альбериха никак фактурно не совпадала с природными объемами Виктора Черноморцева, но вокально и актерски он был, пожалуй, самым выразительным, на что, впрочем, провоцировала и сама партия. Роль бога огня Логе получилась у Константина Плужникова не столько за счет певческих достижений, сколько актерских - заостренно гротескной манеры поведения, остроты пластического рисунка. Не всегда перекрывал оркестр Михаил Кит - Вотан, но в целом можно говорить о точном попадании в образ. Не страдали скованностью великаны - Евгений Никитин (Фазольт) и Михаил Петренко (Фафнер) - напротив, размашистость походки (что нелегко на котурнах), найденная пластика, свобода пения сослужили им хорошую службу. Не слишком благодарная роль досталась Татьяне Бородиной - Фрейе. Ей довольно долго пришлось висеть головой вниз на плече одного из великанов, но декольтированный туалет и прическа не помялись, и на звучании голоса сей пластический экзерсис не сказался. Эффектна и, как всегда, актерски чутка была Светлана Волкова - Фрика. Это ее партия и по голосу, чуть жестковато инструментальному. Красиво звучал Евгений Акимов (Фро, бог света). Удалась кульминация и Федору Можаеву (Доннер, бог грома). В выгодном акустическом положении оказалась Злата Булычева - Эрда, возвышающаяся над всеми, подобная гигантской нахохлившейся птице. Голос летел достойно образа богини судьбы... В общем, "Золото Рейна" - спектакль, который можно признать состоявшимся не просто фактически, а качественно. Он решен и исполнен как будто просто, хотя понятно, что простота мнима. За ней фанатичный труд и высокий профессионализм. Также в рубрике:
|