Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7121) 19 - 25 марта 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музеи

Нет повести печальнее на свете, чем эта - о музее и бюджете

К своему юбилею Челябинский областной краеведческий подходит едва живым

Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ
Челябинск


Статья моя написана намеренно скупо, без эмоций: если идти на поводу у чувств, в них просто утонуть можно. Даже мне, человеку постороннему, хоть и активно музею сочувствующему.

Повод

В начале года средства массовой информации области облетела радостная весть: Челябинску переданы московский архив и личные вещи поэтессы Людмилы Татьяничевой. В вывозе вещей поэта из Москвы принимал личное участие даже новый начальник областного управления культуры Владимир Макаров - на своей автомашине, удачно сложившейся оказией. Теперь сотрудники краеведческого занимаются его разбором и описью. Все хорошо, и нам бы радоваться - ан нет. Наследники Татьяничевой условием передачи вещей поставили создание экспозиции (минимум). И целого музея Татьяничевой (максимум). Но сегодня это вряд ли возможно.

Проблема

Нынешние выставочные площади музея могут вместить лишь малую толику одного из самых больших музеев России. Размещаются они в помещении, не приспособленном ни для показа, ни для хранения. В типовом магазине одежды. Но это помещение находится хотя бы в центре города, да и построено добротно. Основное фондохранилище сосредоточено в другом бывшем магазине - продуктовом. С ним повезло меньше: это хрущевка, которую постоянно топят. Согласно инструкции, расположение музейных ценностей в жилых домах категорически запрещено.

Можно сказать, что выросло уже не одно поколение горожан, лишенных собственного краеведческого музея.

Как это сказывается на жизни города, сказать трудно - никаких объективных данных по этому поводу быть не может.

Авария

Рассказывает зав. историческим отделом Татьяна Палагина: "Вечером в пятницу сдаем хранилище на сигнализацию. А утром в понедельник узнаем, что два дня нас топило. Не ручейки, но целые потоки воды. Последний раз затопило коллекцию плакатов и тканей. 50 процентов из них было повреждено..." Женщины вычерпывали воду совковыми лопатами. "Потому что ведром, - объясняет Палагина, - черпать трудно". Случай этот не единственный. Однажды, правда, это было давно, подвал этот затопило фекальными водами. Вызывали солдат, которые отлавливали в дерьме ценнейшие экспонаты.

История

Проблемы начались, когда его выселили из "культовых" помещений, церкви и мечети. Случилось это в 1989 году. Тогда на волне энтузиазма отдавали долги. Справедливые, конечно. Но за счет кого отдавали?! И музею снова не повезло. Только через несколько лет Госдума приняла закон, по которому передача церквей стала возможна только после возмещения пострадавшим их законных квадратных метров. Как говорят, что спешка хороша только при ловле блох.

Скучные цифры

Четвертый год музей практически не финансируется. В том же, роковом году его перевели на новую схему жизни с "элементами рыночной экономики и хозрасчета". Смета музея в 1997 году была утверждена в объеме полутора миллиардов неденоминированных рублей (228 миллионов на зарплату). Из них реально музей получил 2,6 процента от утвержденного. Притом, что смету сразу просили урезать на одну треть. Значит, реальный процент выглядит как 1,8. В 1997 музей получил 31 миллион 330 рублей (от необходимых миллиарда 500 миллионов).

Еще более скучные цифры. Аренда

Деньги музей зарабатывает арендой. Это обменный пункт валюты в фойе и выставка (никакой продажи!) мебели. Все это занимает 6 процентов от площади музея. Сдавая их, музей заработал за год около 130 миллионов. Это в 5 раз больше, чем сумма, полученная от управления культуры. 60 процентов от этих средств пошло на охрану музея, 40 процентов - на материальную поддержку сотрудников. За аренду директора музея Андрея Савченко очень даже критикуют.

Скучнее не бывает. Охрана

Когда в конце прошлого года Третьяковская галерея осталась (нет денег!) на несколько дней без охраны, шум поднялся на всю страну. Савченко гордится, что с милицией краеведческий расплачивается вовремя (хотя, как и в Третьяковке, не полностью). 73 процента дохода музей тратит на охрану. Если бы не аренда, долг милиции вырос бы до 300 миллионов (управление выделило музею на охрану 25 миллионов).

Это не деньги!

Для взрослых билет стоит 10 тысяч, для школьников - 5. Иногда, правда, случаются коммерческие выставки (восковые фигуры). Тогда цена билета поднимается аж до 15. Выше нереально. Зарплата директора - 507 тысяч. Средняя зарплата по музею - 250 тысяч.

Директорская обида

Андрей Савченко считает, что происходит дискриминация музейных работников. Вот приняли положение о библиотеках, на 30 процентов подняли зарплату библиотекарям. "Но музейный сотрудник чем хуже? Условия труда его гораздо тяжелее: грибок, мыши, химия, пыль. Почему бы всех не поставить в равные условия?" - спрашивает, и в голосе его обида. Это мы с вами знаем, что библиотекари далеко не жируют. Но Савченко не до того: ему своих, точно таких же бедных и малозащищенных, кормить надо. Называет библиотекарей "особо привилегированными". Смех! И тут - копейки, и там - гроши. Но все равно - обидно. "Можно унижать морально, - говорит он. - Нас унизили, когда выбросили из церкви, лишили коллектив права на нормальный труд. А теперь еще и рублем..." Библиотека музея хранит 15 тысяч редких томов. Но даже своему библиотекарю (стаж работы 30 лет) Савченко не может добавить ни копейки. Нужен закон о культуре, который расставил бы акценты в областном бюджете. Но когда он еще будет принят.

А пока - апокалипсис

Музей уже давно отказался от пополнения фондов крупными экспонатами и три года ничего не покупает. Ни одного предмета. Это - как если театр не ставит новых спектаклей. Фонды пополняются случайными и необременительными бумажками, которые можно взять бесплатно. Денег нет, но, что хуже, - нет помещений. Музей задыхается. Сейчас на одном метре площади "проживает" 400 ед. хранения. Для коллекции музея миллионного города с фондом 250 тысяч ед. хранения необходимо помещение площадью 13,5 тысячи кв.м. Таких экспозиционных залов, как здесь, на Ленина, музею нужно 8 тысяч (сейчас всего 500). Ну и фондохранилище - не меньше 3 тысяч кв.м. Зато есть филиал - отдел природы.

Губернатор

Во время предвыборной кампании музей посетили будущий губернатор П.Сумин и его помощники. За две или три недели до своей победы. Посидели в директорском кабинете, обсудили текущий момент. Остались друг другом зело довольны.

"На моем веку, - вспоминает директор, - Петр Иванович лично принимал решение о выселении нас из фондохранилища на Каслинской пять раз. Это здание передавалось Курчатовскому военкомату, овощному магазину, похоронному бюро. И каждый раз это были решения исполкома, подписанные Петром Ивановичем".

Савченко понимает, что это не чья-то злая воля или очередной заговор. Просто до музея никому дела нет.

Президент

Но есть и высший суд! Исчерпав местные инстанции, обратились в Москву. Единственным откликнувшимся был Ельцин. Борис Николаевич (точнее, его аппарат) переслал письмо из музея Сумину.

Че те надо?

Надо нормальное помещение. За последнее время думали о многих вариантах, зданиях в центре или исторической части города, помещениях, понятно, не рядовых. Например, о "Молодежной моде", когда она еще была госпредприятием. И большой доход городской казне приносила. Или о табачной фабрике (только чтоб очередной табачный бунт не случился, как это было в конце 80-х, нужно новые корпуса запустить). Или старое здание химфармзавода (его изучали во время повального дефицита, когда на прилавках даже аспирина не было). Каждый раз что-то мешало. Теперь эти варианты в прошлом.

У музейщиков есть и новые предложения. Например, сейчас рядом с "Малахитом" освобождается двухэтажный особняк ФСБ. Савченко готов бороться. Но сколь неравны эти силы?!

"Коммунисты, отдав церковь музею, решили его проблемы на 60 лет, - говорит Савченко. - Все в городе знали, где он находится. Где живем мы сейчас, не знает почти никто". "Музея нет, - добавляет Палагина, - есть фонды, которые вопреки всему мы стараемся сохранить".

Богатства

Хватит о грустном. Лучше поговорим о приятном. В музее хранятся самые первоклассные нумизматическая и археологическая коллекции: экспедиции, которые музей проводил в 30-х годах под руководством К.Г.Сальникова, стали классикой отечественной науки и вошли в учебники археологии. В библиотеке музея имеются прижизненные издания Пушкина, библия первопечатника Ивана Федорова, следственные дела декабристов. А сколь богата коллекция оружия!

"Если что и позволяет еще как-то держаться на плаву, - отвечает Андрей Савченко на мой вопрос, - насыщенная внутренняя жизнь музея. Во многих отношениях мы работаем даже лучше соседей в Перми или Уфе. И делаем так много, что в конечном счете это порождает какую-то странную надежду".

Айсберг

Во всем мире музейное дело - самое затратное и негромкое. Выставки, которые мы видим, - это лишь верхняя часть айсберга. Остальное - повседневная черновая, кропотливая работа. "Документируя историю края, - говорит Татьяна Палагина, - мы задаем городу особый уровень самосознания. Раньше любого, кто рос в Челябинске, в классе третьем приводили в музей. Я сама прошла через это". Может быть, она и работает-то здесь сейчас за эти гроши, что когда-то в третьем классе учительница привела ее в музей?

Люди

Раньше текучесть кадров была значительной. Но приблизительно в начале 80-х годов сложился костяк молодых (средний возраст 35 лет) и заинтересованных ученых, уникальный по своему творческому и научному потенциалу. Ни одна историческая кафедра в области не может похвастаться 40 (!) специалистами самого высокого класса.

Выставки

Поскольку постоянную экспозицию сделать невозможно, музейщики делают сменные выставки. В 1997 году их случилось девять. Именно случилось - чтобы сделать хотя бы одну, нужно потратить все годовое финансирование ("одеть" один зал, а их в музее 6, стоит 25-30 миллионов). Как они получаются - чудо великое! За 6 последних лет их сделали около 60! Только в прошлом году музей посетили где-то 70 тысяч человек.

Идея

Если музей получит новое помещение, в старом (нынешнем) можно создать литературную экспозицию. Здесь архив Татьяничевой бы и пригодился. В последнее время в городе рассматривается целый ряд проектов музеев-квартир - А.Герасимова, Л.Оболенского, П.Кулешова. Военно- исторический Ивана Барахина... Практика эта, очевидно, ошибочная, ибо обречена на отсутствие постоянного зрительского интереса. Вот если бы создать общий, один на всех, музей челябинской культуры... То-то было б славно, то-то б хорошо...

Директорский наказ

Савченко рассказывает, что работал с четырьмя начальниками управления культуры. Каждый из них оставил о себе память. При К.Н.Сидорове строилось здание академической драмы, при Б.З.Ковалеве комплекс зданий бывшей ткацкой фабрики был передан картинной галерее. При В.Д.Стрельцове отдельные здания получили "Манекен" и Камерный театр. Савченко считает, что единственный шанс остаться в истории города новому начальнику - это решить проблему краеведческого музея. "Все остальное для него будет мелкая суета. Даже если он вытащит сюда на гастроли Лайзу Миннелли". Он просит меня вставить эти слова в статью. Очень. Даже не скрывая, что в данном случае его интересует только один подписчик "Культуры".

Глобальное

Кто следит за новостями, знает: похожая история была в главном краеведческом музее страны. Что на Красной площади стоит. Больше 10 лет он был закрыт на реконструкцию, которая не шла, пока не вмешался Лужков, а затем и Черномырдин. Что уж тут о наших-то говорить! Конечно, в одиночку такую проблему музей решить не может. Да и, между прочим, не должен.

Государственные мужи всех уровней решают вопрос об идеологии, новой идее, которая бы сплотила вокруг себя народ российский. А какая идеология, какая общность может возникнуть у народа, родства не помнящего? Краеведческий - это воплощенная история наша. И то, как мы обращаемся с ним, есть показатель отношения к своей истории. Не будет истории - не будет идеи, не будет народа. И это не горстке энтузиастов надо, на чьей ответственности перед обществом мы сейчас выезжаем, но всем нам. И в первую очередь власти.

Да, кстати, летом краеведческому исполняется 75.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;