Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7121) 19 - 25 марта 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Вокруг ТВ"Съел - и порядок"?Этюд по возрастной психологии Александр ШАРИКОВ Не повезло российским детям - отечественному телевидению они малоинтересны. Почему? Ответ банален. На детских передачах невозможно делать деньги, поскольку, во-первых, российское законодательство запрещает размещать там рекламу. Во-вторых, детские программы привлекают детей, а не взрослых, что неотвратимо влечет за собой невысокий объем телеаудитории, называемый телевизионщиками иностранным словом "рейтинг". А весь телевизионно- рекламный мир только и повторяет: "рейтинги, рейтинги, рейтинги". Нет у детских программ большого рейтинга и не будет! Отсюда печальное следствие - детские телепередачи рассматриваются как затратные, принципиально неприбыльные, а значит, нежелательные. По данным компании "Росмедиамониторинг", за первые два месяца нынешнего года доля детских программ в сетке вещания шести основных каналов (ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6, "Культура", ТВ Центр) составила всего лишь 2,2 процента от суммарного времени вещания. Это меньше, чем общий объем рекламы на этих телеканалах, вместе взятых. Еще 3,5 процента занимают мультфильмы. Итого 5,7 процента. Напомним, что дети в России составляют более четверти населения. Видимо, не любим мы своих детей, раз не можем обеспечить детскому телевидению достойное место в эфире. Попытки привлечь спонсоров для финансирования детских программ приводят к непонятному зрителям выпячиванию частностей. То всеми силами с экрана пытаются доказать, что, кроме "Лего", ребенку вообще ничего не нужно, то идет неимоверное расхваливание какого-нибудь напитка на букву "Х". Как тут посеять разумное, доброе, вечное? На экране все выглядит часто натужным и быстро проходящим - эдакие розовые лопающиеся пузыри мылят раздутое, дробное, кичное. Более того, детские программы - что-то вроде лакмусовой бумажки на выявление наличия телевизионного гуманизма у бизнесменов от ТВ. Если "деловые" хотя бы допускают какое- то их количество, это вполне приличные люди, думающие об аудитории. Если нет - перед вами алчность в ее чистом виде, голый расчет - "бизнюки", злорадно вычеркивающие детство из эфирной сетки. В то же время дети и подростки смотрят нынче телевизор как никогда активно. В конце 1997 года детско-юношеское информационное агентство "ЮНПРЕСС" под эгидой ЮНИСЕФ (Международного детского фонда Организации Объединенных Наций) провело всероссийский социологический опрос среди тысячи школьников 10-17 лет, выявляя, в частности, как они проводят свой досуг. Оказалось, что чаще всего ребята просто смотрят телевизор - так ответили 76,7 процента опрошенных. Семь лет назад "ЮНПРЕСС" проводил такой же по содержанию опрос. Тогда подобный ответ встречался реже - за период реформ число подростков, отметивших телесмотрение как главную форму досуга, увеличилось на 12 процентов. Налицо конфликт. С одной стороны, все больше детей и подростков проводят свободное время у телеэкрана. С другой стороны, детское и юношеское вещание не становится шире, богаче, разнообразнее и уж тем более умнее, добрее или хотя бы красивее. Каждая новая детская передача в эфире - целое событие. Но почему-то такие события в нашем Отечестве происходят нечасто. Что же смотрят юные россияне? Не найдя на экране передач для себя, ребята начинают "заглатывать" программы для взрослых. Приведем данные социологической службы "Russian Rescarch", опрашивающей ежедневно свыше 800 ребят в возрасте 11-17 лет в крупнейших городах страны. Список самых "смотрибельных" рубрик за последние четыре месяца выглядит так: Что же на самом деле ожидают от ТВ юные зрители? Многочисленные социологические и социально- психологические исследования, проведенные в последние два десятилетия как у нас в стране, так и за рубежом, выявили несколько устойчивых тенденций. Главная среди них такова: предпочтения типов телепередач быстро меняются с возрастом. В среднем каждые три года происходят изменения. Этот факт вводит в еще более глубокий транс тех, кто хотел бы иметь высокие рейтинги детских передач среди всей аудитории. Не получится! Ибо то, что привлекает, например, младших школьников, еще непонятно дошкольникам и уже слишком примитивно и неинтересно для подростков. В России пока и не задумываются над тем, что телезрителями становятся с младенчества. И если умных и добрых телевизионщиков было бы чуть больше, они бы уже создали передачи обучающего характера для самых маленьких (до трех лет), как это делают, скажем, в Японии. Сейчас же роль телевизионного дидактического пособия для малышей играет реклама. "Кто не знает, тот отдыхает", "съел и порядок", "пью и писаю", - послушно повторяют малолетние вслед за роликами. Сильный воспитательный эффект, не правда ли? Негусто представлены телепередачи и для следующей возрастной группы - от трех до шести лет: старая добрая программа "Спокойной ночи, малыши!", "Чудо-сказка" и еще одно-два названия. Обижены и младшие школьники (6-8 лет). Что делается для них? "Спокойной ночи" для них уже не интересна. Далеко не все творцы понимают психологические особенности этой возрастной группы: повышенная готовность к учебе, "потребность в дидактике", искреннее желание узнать, как себя вести, представить себя в ближайшем будущем. В этом возрасте дети ждут от телевидения трех "китов" - это кукольные формы программ, цирк (прежде всего клоуны и дрессированные животные) и мультфильмы. Последнее еще как-то присутствует на экране, а вот с куклами и цирком проблема. Не слишком удовлетворены и младшие подростки (9-11 лет). Это чрезвычайно динамичный возраст, когда уже освоены основные пласты детской литературы, когда возникает эффект "хочу все знать" прежде всего через обостренную потребность в познании природного окружения, если угодно, осмысленное выделение себя из природы, "очеловечивание". В одном из исследований, проведенном в группе по изучению аудитории ВГТРК, был выявлен любопытный факт. Анализируя возрастные изменения отношения ребят к мультфильмам, психологи установили, что если младшие школьники больше всего любят мультфильмы, где героями являются животные, а подростки 12 лет и старше предпочитают мультфильмы с персонажами-людьми, то в возрасте 9-11 лет самые любимые герои - полулюди - полузвери или фантастические существа, например, черепашки ниндзя, русалки, привидения. Этот возраст отличается еще и удивительной всеядностью - "проглатываются" почти все передачи подряд, и дети проводят рекордное время у телевизора, больше, чем в любой другой возрастной группе школьников и дошкольников. Многие ли телеканалы учитывают все эти нюансы? В возрасте около 12 лет происходит кардинальное, резкое изменение телевизионных предпочтений, как бы озарение - осознание своей причастности к человеческому обществу, прежде всего к своему поколению. Отсюда интерес к сверстникам на экране. В то же время решительно отвергается все, что связано с детством. Подростковый возраст - антипод детского. Возникает, как говорят, "чувство взрослости", устремление во взрослый мир. Но вхождение в него происходит через приобщение к молодежной субкультуре. Ведь для двенадцатилетнего шестнадцатилетний - взрослый дядя. Передача "...До шестнадцати и старше" - это передача для тех, кому до шестнадцати. Тем же, кому больше шестнадцати, все это уже не так интересно. Но чаще всего в этом возрасте ребята любят смотреть кинофильмы. Для них кино - школа взрослой жизни. Очень важна для старших подростков и поп-рок-музыка, часто являющаяся поводом для конфликтов с родителями, не приемлющими всякие поп- новшества. В пятнадцать-шестнадцать лет наблюдается новый скачок в телевизионных ориентациях. И.С.Кон, известный отечественный психолог, назвал этот возраст "Открытие Я". В этом возрасте по-настоящему проявляется эффект лидерства. В телевизионных предпочтениях данный эффект приводит к повышенному интересу юношей и девушек к тем фильмам и передачам, где есть лидеры, борьба лидеров, борьба за лидерство. Это игровые программы типа КВН, "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг" и т.п. Это спортивные передачи. Для представителей этой возрастной группы важно, чтобы на экране были сверстники и ребята чуть постарше. Телесериал "Элен и ребята", где главными героями были студенты, собирал не столько студенческую аудиторию, сколько шестнадцатилетних, устремленных в ближайшее будущее. Этот небольшой этюд по возрастной психологии телевидения я привел лишь для того, чтобы лишний раз напомнить, сколь опасно для общества упрощение и сворачивание разных видов телепередач под видом борьбы за рейтинги, сведение многообразия мира ТВ к коробке кича из трех-четырех секций (кино, анимация, шоу, информация). Подумаем о наших детях. А то, не дай-то Бог, потребляя ТВ в его современном виде, они во взрослом будущем только и смогут, что "пить да писать". Также в рубрике:
|