Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7121) 19 - 25 марта 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Весенние каникулы

Министерство в ожидании "стратегической эпохи"

О перспективах развития образования размышляет А.Асмолов

Беседу вела Елена ХОДЫРЕВА


Кадровые перестановки в Министерстве общего и профессионального образования РФ в очередной раз привлекли внимание общественности к этой многострадальной структуре. Что произойдет после назначения нового министра? Отразится ли это на российской образовательной политике? Лучшего знатока сложившейся на сегодняшний день ситуации (как в самом министерстве, так и в образовании), чем заместитель министра Александр Асмолов, найти трудно. Поэтому мы и решили обратиться к нему за комментарием.

    

- Александр Григорьевич, насколько нам известно, за годы вашей работы в этой структуре сменилось пять министров. И вы взяли на себя смелость утверждать, что со времен Г.Ягодина не было более удачной кандидатуры на пост министра, чем Александр Тихонов...

- У меня сейчас сложная позиция: если я буду отпускать комплименты в адрес Тихонова, получится, что заместитель хвалит своего начальника. Мы начали работать вместе с Тихоновым над стратегией развития образования, когда он еще не был министром. Именно эта деятельность и привела к тем кадровым перестановкам, которые мы обсуждаем сегодня.

    

- В чем заключалась ваша работа?

- Александр Тихонов, Ярослав Кузьминов и еще ряд наших коллег начиная с июня прошлого года разрабатывали новую экономическую концепцию развития образования. Она неоднократно обсуждалась и в прессе, и на различных комиссиях - как по экономическим, так и по образовательным реформам. В России возникла модель вариативного развивающего смыслового образования, которая вступила в конфликт с социалистической моделью плановой экономики. Механизмы, которые были в той административно-командной системе, уже не работают. И нам стало ясно, что реформа образования должна начаться с реформы управления образованием.

    

- Судя по всему, ваша концепция шла вразрез с мнением руководства.

- И это правда. То и дело возникал вопрос - быть нашей команде или не быть. Ведь когда двое заместителей бросают вызов министру, возникает сложная, можно сказать, неприличная ситуация. Но дело в том, что и меня, и Александра Николаевича Тихонова в тот момент волновали не приличия, а продвижение идеологии вариативного развивающего образования. Одержимость этой идеологией и побудили нас отстаивать эту программу. Тем более что она с 1992 года в разных формах реализовывалась в прежнем министерстве, которое называлось Министерство образования РФ. Старт этой программе дал Геннадий Ягодин, один из моих учителей в управлении.

    

- Выходит, слияние двух министерств помешало внедрению передовых педагогических идей? Вы это хотите сказать?

- В какой-то степени. Но это вовсе не означает, что я - противник единого Министерства общего и профессионального образования. Вспомним 1988 год. Когда появилась такая структура, как Гособразование СССР, куда вошли Министерство просвещения СССР, Госпрофоб Советского Союза (Государственное начальное профессиональное образование) и Министерство среднего и высшего образования СССР. Структура просуществовала до 1992 года (пока существовал Советский Союз). Потом это прервалось на несколько лет. С тех пор мы все время ощущали несколько территорий. Мир вузов - один, мир школы - другой, а между ними социальные институты типа институтов репетиторства. Но ведь образование - это путь человека через всю жизнь. Раз жизненный путь непрерывен, так и образование как уникальная возможность развития личности тоже должно быть непрерывным. Эпизодические знания - вещь очень опасная.

    

- Сейчас ходят слухи о реорганизации министерства. Какие структуры в обновленном Минобразе будут играть ведущую роль?

- До окончательного решения трудно говорить определенно о каких-либо изменениях в структуре министерства. Во-первых, в качестве приоритетных направлений, я надеюсь, будет выделен Департамент стратегии развития образования. Специалисты, которые там работают, должны четко знать, какими должны быть доктрина развития образования, федеральная программа развития образования, а также рынок услуг. И, естественно, одна из важных функций такого департамента - прогнозировать процессы. Второе. Сегодня управление - это не управление властью, а управление стандартами. Значит, среди "фаворитов" министерства должен оказаться и Департамент формирования, разработки и проектирования стандартов. Но это все должны быть департаменты в структуре непрерывного образования.

    

- У вас есть ощущение, что министерство работает как единая команда?

- К этому нужно стремиться. Мой грустный диагноз: мы недостаточно продвинулись в этом направлении с момента слияния двух министерств. Происходил процесс механической "притирки". Надеюсь, что наступает новый период.

    

- И этот период вы связываете с "эпохой А.Тихонова"?

- Александр Николаевич пришел из науки. И в Комитете по высшему образованию, и в объединенном министерстве он был заместителем по науке. Именно такой человек способен выступить как стратег в сфере развития образования.

Также в рубрике:

ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;