Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7121) 19 - 25 марта 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Герой неопределенного времени

Блуждающая звезда - Александр Феклистов

Елена ЩЕУЛОВА


На мой взгляд, он - идеальный Гамлет. Он был бы лучшим Гамлетом именно сейчас. Он сыграл бы неспособность к активному действию при полном понимании его необходимости. Он сыграл бы трагическую созерцательность, которая не вина, а беда, потому что он, Гамлет, - не конформист, а ему на плечи падает непосильная ноша - измениться вместе со временем и действовать по его законам.

С одной стороны, Феклистов - яркий представитель нашего времени, прямо-таки его олицетворение, когда основным нашим чувством является растерянность перед открывшейся бездной упущенных перспектив, и одновременно герой 80-х - времени столь близком, в плане математическом, сколь и отдаленном в эмоционально-эстетическом.

Как это ни парадоксально звучит в разговоре о 80-х, когда, по отзывам обиженных, вроде бы и тому не давали работать, и этого незаслуженно изгнали, но в то же время, оказывается, можно было делать себя самим. Мы хотя и жили в культурной изоляции, государство все же маленько денег давало, вследствие чего мы были отгорожены от "мира чистогана", как овощи в теплице от бушующей за ее стенами стихии, и потому все же худо-бедно, но самовыражались, хотя бы в борьбе с безграмотными министрами культуры и "нечистыми" рангом пониже. Весь творческий путь Александра Феклистова и его ровесников, сокурсников, друзей, коллег - Р.Козака, Дм.Брусникина, П.Каплевича и др. - до середины 90-х был именно таким. Они были молоды, очень молоды, честолюбивы и делали себя.

...В начале 70-х грезивший о сказке, о кукольном театре и не знавший об издержках театрального процесса Александр Феклистов пришел в студию Вячеслава Спесивцева, где начинали те, которых мы сейчас знаем как признанных мастеров сцены. Проработал там шесть лет. В одном из интервью Феклистов подсчитал количество спектаклей, сыгранных за это время, оказалось - 500. Прекрасная школа для молодого актера, первая, хотя и не последняя. Но именно там сформировалось его актерское мироощущение, та удивительная внутренняя пластика, которая по мере наработки вспомогательных, технических приемов становилась все виртуознее и позволяла передать такие нюансы душевной жизни играемого персонажа, которые невозможно порой объяснить и понять на уровне головном, интеллектуальном, а можно только почувствовать.

Студия Спесивцева была родным домом, лабораторией, где развивались актерские индивидуальности и уход из которого расценивался как предательство.

Была Любовь. Пока девочки и мальчики не превратились в крепких профессионалов, которые исчерпали свои отношения с Alma Mater и которым захотелось, как говорится, "и людей посмотреть, и себя показать".

Феклистов ушел от Спесивцева, и дальше был период под названием "приходите завтра". Феклистов был отвергнут всеми театральными институтами Москвы. Но через год он все же поступил в Школу-студию МХАТа на курс Олега Ефремова. Можно сказать, что это была Судьба. Потому что педагогом по мастерству актера был Андрей Мягков. Актер, сконцентрировавший в себе все лучшее, что могла дать школа психологизма. И если психологизм Мягкова был вполне реалистичным, потому что его герои жили в своей эпохе, им было в ней удобно и в общем-то она была адекватна их поведению, то в основе психологизма Феклистова лежит острый гротеск, потому что Феклистов увеличивает одну важную черту своих героев, определяющую всю их жизнь, - их чудаковатость. Их нелепость, ненужность в чуждой им среде, их нежелание и неумение в нее вписываться и наивное ожидание, что все, может быть, еще вернется.

Учеба в Школе-студии МХАТа - воплощение традиции, куда с Ефремовым вошла еще и атмосфера "Современника", уже казалась молодому артисту анахронизмом. Как всегда в молодости, хотелось все изменить, переделать, о чем сейчас артист, естественно, вспоминает с иронией, хотя в общем-то юношеский максимализм - неплохое качество, тем более так же быстро излечим, как и сама молодость. Но об этом никто почему-то не хочет помнить, сурово хмурясь и пресекая вольномыслие в корне. Вот и Ефремов сдержал юношеские стремления к реформам безапелляционной фразой: "Вы сначала Розова научитесь играть". Сейчас Феклистов считает, что Ефремов был прав - всегда нужна крепкая профессиональная база, на основе которой можно экспериментировать сколько заблагорассудится. Важно только, чтобы реализм не превратился в монстра - всезахватывающий штамп, который заставляет забыть, что в искусстве все же должно присутствовать иррациональное. Это-то, несмотря на реалистическую школу, всегда было в Феклистове, и он ждал, хотел сыграть что-нибудь более значительное, чем те роли, которыми его в течение шести лет изрядно баловал МХАТ.

Р.Козак и А.Феклистов поставили "Эмигрантов" С.Мрожека в студии "Человек", и это сразу же стало событием, сдвинув с мертвой точки театральную общественность и самих артистов. Потом была знаменитая постановка "В ожидании Годо", и о Феклистове заговорили как об актере с "искрой Божьей", актере необыкновенной психологической достоверности в изображении простого чувства, жеста, исходящего прямо из глубины существа его простодушного Диди с грустной улыбкой белого клоуна, в нелепейших ситуациях сохранявшего внутреннее достоинство и поразительную душевную красоту.

Закончилось сотрудничество с "Человеком" так же внезапно, как и началось, по целому ряду причин как творческого, так и материального порядка. Команда Козака ютилась по разным театрам и всюду была чужой. В итоге каждый стал самовыражаться самостоятельно. Правда, был еще козаковский "Маскарад" с Арбениным-Феклистовым, о котором, как и об "Эмигрантах" и о "Годо", остались лишь воспоминания.

Со времени ухода из МХАТа у Александра Феклистова началась судьба звезды-одиночки, все больше появляющейся в антрепризах.

Был нашумевший "Нижинский" - спектакль-эмоция, спектакль - обнаженный нерв, спектакль - выплеск энергии трех талантливых людей: Меньшикова, Феклистова и Каплевича.

Был "Башмачкин", интересный прежде всего по четкости пластического рисунка роли - слов-то не было, был только Человек - логическое продолжение Вещи, Человек-рефлекс - Акакий Акакиевич. Он родился на свет одаренным и свободным, но в уродливых условиях изменился, как в кривом зеркале, гротескно сконцентрировавшись в одной виртуозной способности к переписыванию.

Прослеживая театральную карьеру Александра Феклистова, можно отметить одну интересную особенность, которая заключается в том, что стилем существования артиста в театре является краткосрочная антреприза, работа с узким коллективом единомышленников, с которыми его соединяют узы давней дружбы. Они предпочитают, чтобы спектакль вспыхнул, как ракета, а затем бы быстро исчез, оставшись лишь ярким воспоминанием в жизни театралов, не успев надоесть. Я сказала ему об этом, но он ответил, что нет, ничего подобного: в этом нет никакого расчета, это получалось само собой, и закономерность эта случайна.

Феклистов - звезда одинокая, заставляющая вспомнить домхатовскую историю русского театра с его звездами-гастролерами, которые предпочитали подчиняться одному лишь голосу своего таланта и не признавали над собой никакого режиссерского диктата. Хорошо это или плохо - вопрос открытый.

Как человек Александр Феклистов не менее интересен, чем как актер. Настоящий интеллигент - уходящий тип. Необычайная открытость при непоколебимом внутреннем суверенитете. Внешняя ровность и даже какой-то флегматизм при, несомненно, богатой, но оберегаемой от посторонних эмоциональной жизни. Полное отсутствие снобизма. Он не завистлив и не суетен. Его стиль - благородство и бескорыстие состоявшегося профессионала. Он рассматривает театр прежде всего как средство самопознания, третий глаз, позволяющий расширять возможности видения мира, выходя за рамки обыденного сознания. Не зря же он, говоря о своей работе, часто упоминает Гротовского. О себе Феклистов, видимо, говорить не очень уж любит, предпочитает рассказывать о себе языком своих ролей. Он ходит в театры, отслеживая новые концепции, новых людей, талантливую молодежь. И каким бы грустным ни казалось сейчас общее положение вещей, все же возникают иногда, по его мнению, то здесь, то там талантливые индивидуальности. Одиночки, подобные ему самому, к которым все же прислушиваются в театральной среде, как к камертону времени. Таковым, по мнению А.Феклистова, является сейчас в нашем театре С.Безруков: "Двадцать три года человеку, а он уже все умеет".

Вокруг Феклистова нет той шумихи, что сопутствует обычно славе театрального премьера, и газетчики не стремятся зафиксировать малейший его шаг.

Вы еще можете увидеть Александра Феклистова в "Любви в Крыму", спектакле МХАТа, играемом один раз в два месяца, в "Женитьбе", идущей достаточно регулярно в Театре Станиславского, в совместном проекте "БОГИСа" и театра "Торикос" - спектакле "Не могу представить, что будет завтра", время от времени появляющемся на разных подмостках. И если вы вдруг попадете на эти спектакли, то поймете, что, несмотря на все достижения в области подражания Бродвею на сценах "Сатирикона" и "Ленкома", несмотря на то, что все вокруг выбирают "Пепси", сериалы и "Европу +", непременно восхищают умный взгляд и грустная улыбка Александра Феклистова.

Его творческий потенциал очень высок. Он не растрачен сиюминутностью. Феклистов может играть все: от Шекспира до Хармса.

Когда же и где мы все-таки еще увидим его? Надеюсь, что все- таки в "Гамлете". За чем же дело стало? Дело за малым: кто бы предложил.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;