Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7123) 2 - 8 апреля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраМогучая кучкаНаконец-то в ЦДХ - выставка, не имеющая товарного вида Вильям МЕЙЛАНД Живопись сегодня - явление редкое и чуть ли не консервативное. Во всяком случае именно так она видится сторонникам иных ориентаций в современном изобразительном искусстве. Тем любопытнее экспозиция в Центральном доме художника с вызывающе простым названием "Выставка живописи". Ее основу составляют произведения известных мастеров, которых привычно именуют "шестидесятниками", или, еще точнее, творцами "сурового стиля". Это Николай Андронов (главный инициатор выставки), Андрей Васнецов, Наталья Егоршина, Михаил Иванов и примкнувшие к ним "другие" ровесники - Юрий Злотников, Алексей Каменский и Андрей Красулин. Далее следуют те, кто попытался заявить о себе двумя десятилетиями позже, - Мария Андронова, Юрий Егоров, Виктория Никонова, Ольга Скударь, Юрий Шишков. И совсем молодые, окончившие в 1996 году мастерскую Н.Андронова в Институте имени Сурикова, - Рустам Ахмедов, Петр Гнедовский, Алексей Ланцов, Татьяна Малюкова и Сергей Шеховцев. Семнадцать авторов объединены, по словам Андронова, "приверженностью профессионализму". Подобное утверждение могло бы звучать как заклинание, если бы не многолетний художественный опыт и авторитет людей, жизнь положивших за этот самый профессионализм. Для "отцов" весьма существенно не быть последними из могикан и обрести в детях и учениках свое пластическое продолжение и развитие. Самое привлекательное в названных "шестидесятниках" - их индивидуальность. Самое тревожное в молодых - их следование руке учителя и внутренняя смиренная бесконфликтность. Откровенно вторичны, разумеется, не все. Например, М.Андронова и В.Никонова, несмотря на изначальное присутствие в их творческой судьбе мощного родительского влияния, стараются искать пусть тихое и скромное, но свое. Это тем более ценно, что их становление происходило во времена, достаточно глухие и смутные, в корне отличавшиеся от родительской эпохи "бури и натиска" и конкретного всплеска, обозначенного в жизни нашей культуры как период "ухрущения строптивых и избиения неизвестных". Но, видимо, так уж повелось, что сопротивление внешнее - идеологическое, административное и всяческое - порождает адекватное сопротивление внутреннее. Стойкость некоторых "шестидесятников" уникальна. Детям же и ученикам достался иной общественный климат, внешне он более благоприятен для развития. Все можно. Но испытание свободой на поверку оказывается еще более трудным, чем испытание несвободой. Что действительно объединяет всех участников "Выставки живописи", так это попытка противостояния фантастическому, безбрежному, обескураживающему разливу дилетантизма в области собственно живописи и хорошо организованной агрессии со стороны суперрадикалов (художников, теоретиков, галеристов), решивших, что они в состоянии покончить с живописью и пластикой вообще. В этом смысле выставка 17 авторов - явление чуть ли не героическое. Вопреки возрастным различиям и какой бы то ни было иерархии они сплотились в "могучую кучку" единомышленников и почти дружным хором заявляют о своей приверженности "стихии живописи и дисциплине ремесла", то есть вечным пластическим ценностям. Мол, на том стоим и не можем иначе. Кто-то из грамотных зрителей справедливо заметил на вернисаже: "Наконец-то в ЦДХ - выставка, не имеющая товарного вида". Действительно, это во многом выставка для художников и специалистов, живопись для живописцев, если угодно. Любителям вселенской салонности на ней делать нечего, так как она предельно контрастна по отношению к кудрявым красотам, свившим себе гнезда и грездышки по всем углам и этажам ЦДХ. Но помимо этого внешнего противостояния, существуют проблемы внутренние, сугубо творческие. Сколько бы ни радовались "отцы" и учителя на "племя младое, незнакомое", выставка в целом лишена внутреннего нерва развития, то есть она бесконфликтна. "Шестидесятники" насмерть стоят на своем, и в последовательности этого стояния им не откажешь. Молодые же или слишком молоды, или подавлены авторитетом старших. А для нормального диалога необходимо звучание голосов, равновеликих по силе и пафосу. Таким диалогом- спором во благо искусству могла бы быть встреча на одной выставке произведений Ю.Злотникова и А.Каменского, с одной стороны, и Н.Андронова и А.Васнецова - с другой. Полноценным мог бы быть и диалог Н.Егоршиной и М.Иванова с А.Красулиным. Присутствие же маленьких андроновых и других, более старших, но недовоплотившихся в самостоятельные величины авторов, снижает остроту и актуальность этой в целом насущной и нестандартной выставки. И еще об одном важном и деликатном моменте хочется сказать. Как бы там ни было, но одна из главных проблем творчества заключается во внутренней борьбе с собственной статичностью, с инерцией славного прошлого. Героического академизма и конформизма не бывает. Также в рубрике:
|