Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7270) 5 - 11 апреля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Общество

"Волшебный остров"

В Новосибирске прошел Международный фестиваль старинной музыки

Александра ЛАВРОВА


Споры вокруг аутентичности исполнения старинной музыки кипят нешуточные, в том числе и в Новосибирске. На Западе аутентичное исполнение давно признано. Стремление прикоснуться к подлинности, к истокам понятно - совсем другая атмосфера царила в зале, допустим, 300 лет назад, на других инструментах играли музыканты, иначе были одеты. Собственно концертов в нашем понимании и не было - музицирование было домашним, придворным, церковным - прикладным. Можно ли "очистить" свое восприятие старинной музыки от того, как ее воспринимали и исполняли музыканты на протяжении этих столетий? Сегодня хоть и возникают в России ансамбли старинной музыки, отстаивающие право на аутентичное исполнение, большая часть музыкантов и слушателей по-прежнему смотрит на них как на нечто маргинальное, не очень совместимое с высоким профессионализмом. Кстати, именно как любительский возник 20 лет назад в Новосибирской консерватории ансамбль Аркадия Бурханова Insula Magica, а 10 лет назад он получил официальный статус и начал активную профессиональную деятельность в качестве филармонического коллектива. Сегодня это коллектив не только энтузиастов, но и профессионалов, которые успешно борются с шаблонным восприятием аутентичного исполнения. Фестиваль старинной музыки, организованный Аркадием Бурхановым, подарил немало познавательных, а главное, эмоциональных открытий. Концерты стали праздниками и для музыкантов, и для меломанов, и для многочисленной молодежи, и, думаю, для случайно забредших на фестиваль профанов. Правда, были и те, кто оскорбленно уходил, громко топая и хлопая стульями. С одной стороны - непривычное звучание инструментов и "неправильное" исполнение шедевров Баха, Вивальди, Телемана, с другой - какая-то не свойственная академической среде свобода. Ну а большинству показалось, что это как раз и создает раскованную, домашнюю и в то же время приподнятую атмосферу. И по духу близко тому, как относились к музыке в старину. Неподражаемое спокойствие и достоинство Алексея Иванова (Петербург) с его огромным центровым контрабасом! Ироничная самодостаточность и снисходительная готовность вступить в диалог крупнофигурного Виктора Соболенко (Петербург) и невысокого Анатолия Гринденко (Москва) - двух виол да гамба. А изящество, грациозность исполнительниц из ансамбля Insula! А ленивая, с точечными вспышками, стильность скрипачей из питерского ансамбля старинной музыки! Играли гости из Казани, Барнаула и даже из Франции. Филипп Нодель (барочный гобой) и Владимир Анисимов (флейта-траверсо) устроили своего рода музыкальную дуэль. А гвоздем фестиваля стал бесподобный, зажигательный Андре Габриэль, обладатель крупнейшей в мире коллекции старинных инструментов и прекрасный музыкант. Он играл одновременно на маленькой гялубе (род флажолетной флейты) и тамбурине, которые в его руках смотрелись более чем экзотично, как, впрочем, и он сам (остроумие, непринужденность, прическа а-ля Пьер Ришар и фрак). Едва зазвучала музыка, стало ясно, что гармония гялубе и тамбурина реальна, во всяком случае в руках этого человека-оркестра. Какие-то живые, полные смысла разговоры и взаимоотношения инструментов, людей, птиц и животных разворачивались на сцене... Бытовые истории и божественные размышления, тоска по родине и умение упиваться вином и жизнью - все выступало в этой музыке и в этом исполнении на равных. Импровизационность, казалось бы, чуждая аутентичности, - как игриво, простодушно и многозначительно перелил Габриэль старинную пьесу "Соловей" в "Марсельезу"... Да и в сводных выступлениях заключительного концерта, названного организаторами "Барок-н-ролл", когда играли и пели все на всем, царил дух свободы, опровергая представления об аутентистах как о музыкальных сектантах.

Также в рубрике:

ОБЩЕСТВО

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;