"Волшебный остров"
В Новосибирске прошел Международный фестиваль старинной музыки
Александра ЛАВРОВА
Споры вокруг аутентичности исполнения старинной музыки кипят нешуточные, в том числе и в Новосибирске. На Западе аутентичное исполнение давно признано. Стремление прикоснуться к подлинности, к истокам понятно - совсем другая атмосфера царила в зале, допустим, 300 лет назад, на других инструментах играли музыканты, иначе были одеты. Собственно концертов в нашем понимании и не было - музицирование было домашним, придворным, церковным - прикладным. Можно ли "очистить" свое восприятие старинной музыки от того, как ее воспринимали и исполняли музыканты на протяжении этих столетий? Сегодня хоть и возникают в России ансамбли старинной музыки, отстаивающие право на аутентичное исполнение, большая часть музыкантов и слушателей по-прежнему смотрит на них как на нечто маргинальное, не очень совместимое с высоким профессионализмом. Кстати, именно как любительский возник 20 лет назад в Новосибирской консерватории ансамбль Аркадия Бурханова Insula Magica, а 10 лет назад он получил официальный статус и начал активную профессиональную деятельность в качестве филармонического коллектива. Сегодня это коллектив не только энтузиастов, но и профессионалов, которые успешно борются с шаблонным восприятием аутентичного исполнения. Фестиваль старинной музыки, организованный Аркадием Бурхановым, подарил немало познавательных, а главное, эмоциональных открытий. Концерты стали праздниками и для музыкантов, и для меломанов, и для многочисленной молодежи, и, думаю, для случайно забредших на фестиваль профанов. Правда, были и те, кто оскорбленно уходил, громко топая и хлопая стульями. С одной стороны - непривычное звучание инструментов и "неправильное" исполнение шедевров Баха, Вивальди, Телемана, с другой - какая-то не свойственная академической среде свобода. Ну а большинству показалось, что это как раз и создает раскованную, домашнюю и в то же время приподнятую атмосферу. И по духу близко тому, как относились к музыке в старину. Неподражаемое спокойствие и достоинство Алексея Иванова (Петербург) с его огромным центровым контрабасом! Ироничная самодостаточность и снисходительная готовность вступить в диалог крупнофигурного Виктора Соболенко (Петербург) и невысокого Анатолия Гринденко (Москва) - двух виол да гамба. А изящество, грациозность исполнительниц из ансамбля Insula! А ленивая, с точечными вспышками, стильность скрипачей из питерского ансамбля старинной музыки! Играли гости из Казани, Барнаула и даже из Франции. Филипп Нодель (барочный гобой) и Владимир Анисимов (флейта-траверсо) устроили своего рода музыкальную дуэль. А гвоздем фестиваля стал бесподобный, зажигательный Андре Габриэль, обладатель крупнейшей в мире коллекции старинных инструментов и прекрасный музыкант. Он играл одновременно на маленькой гялубе (род флажолетной флейты) и тамбурине, которые в его руках смотрелись более чем экзотично, как, впрочем, и он сам (остроумие, непринужденность, прическа а-ля Пьер Ришар и фрак). Едва зазвучала музыка, стало ясно, что гармония гялубе и тамбурина реальна, во всяком случае в руках этого человека-оркестра. Какие-то живые, полные смысла разговоры и взаимоотношения инструментов, людей, птиц и животных разворачивались на сцене... Бытовые истории и божественные размышления, тоска по родине и умение упиваться вином и жизнью - все выступало в этой музыке и в этом исполнении на равных. Импровизационность, казалось бы, чуждая аутентичности, - как игриво, простодушно и многозначительно перелил Габриэль старинную пьесу "Соловей" в "Марсельезу"... Да и в сводных выступлениях заключительного концерта, названного организаторами "Барок-н-ролл", когда играли и пели все на всем, царил дух свободы, опровергая представления об аутентистах как о музыкальных сектантах.