Скоморошьи забавы
15 лет "Терем-квартету"
Анна ВЕТХОВА
 |
"Терем-квартет" |
Официальный юбилей участники ансамбля собираются отпраздновать только в следующем сезоне. Торжество намечено на 26 ноября - "документальный" день рождения "Терема": планируется, что в питерском БДТ музыканты дадут спектакль "Один день из жизни "Терем-квартета", в котором, кроме них самих, будут задействованы и гости (из москвичей ожидаются Игорь Бутман и Аркадий Шилклопер).
Недавний московский концерт вписался в череду выступлений ансамбля, которые проходят по разным городам России. Они лишь отчасти связаны с грядущей датой и ничем особенно торжественным не отмечены. "Терем" играет любимые народом шлягеры и несколько новинок, возникших за последний год. Среди последних - "Шуткабаха", где партия солирующей флейты отдана на растерзание виртуозной бас-балалайке Михаила Дзюдзе и куда изобретательные музыканты, по традиции, вплели ряд не менее известных баховских (и не только) мелодий. Размышления о собственных именинах вылились в вариации на тему "Happy Вirthday": здесь нашлось место и ироничному пафосу, и не менее ироничной лирике.
Насколько пестра музыкальная палитра, откуда черпают "говорящие темы" Андрей Константинов (домра малая), Алексей Барщев (домра-альт), Андрей Смирнов (баян) и Михаил Дзюдзе (балалайка- контрабас), настолько же различны по уровню реализации идей произведения "Терема". Когда слышишь переложенный для вышеуказанного состава ми-бемоль-мажорный ноктюрн Шопена, помыслы музыкантов остаются покрытыми мраком: привычного стеба - ерничества современных скоморохов - здесь нет, но если идея заключена именно в переложении, то такой поворот творчества, на мой взгляд, несколько из другой оперы, как раз из той (традиционный ансамбль или оркестр русских народных инструментов), антитезу которой и являет собой "Терем". Испытывая "радость от совместного творчества" (Андрей Смирнов), музыканты на данном этапе впали в некий гедонизм, эксплуатируя во всех возможных вариантах найденную идею винегрета мелодий и шаржированной подачи "классики". Иногда это получается очень здорово, как в интерпретации "Хабанеры" из "Кармен", иногда "фишка" не играет столь ярко, как в увертюре из "Севильского цирюльника". Во всяком случае, близлежащие к "Терему" сотки освоены в полном объеме. Однако это отнюдь не означает, что потенциал музыкантов иссяк: верится, что они на пути к освоению новых золотых музыкальных приисков.