Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7270) 5 - 11 апреля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияФирс, забытый на Тверском бульвареНепраздничный юбилей Московского театра им. А.С.Пушкина С НАЗНАЧЕНИЕМНаталия КАМИНСКАЯ Не так давно Московский драматический театр им. А.С.Пушкина отметил свой юбилей. Праздник прошел на удивление тихо, без приглашения широкой театральной общественности, без какой-либо раскрутки в СМИ. Объяснения могут найтись, но вместе с ними и догадки: театр, ощущающий себя на задворках столичной жизни, смоделировал юбилейную ситуацию вполне органично. Самое же невероятное, что справлялось... 50-летие со дня открытия в Москве Театра им. А.С.Пушкина. То есть, другими словами, праздничный отсчет шел от того самого 1950 года, когда Пушкинский театр возник на руинах Камерного, когда власти закрыли последний и отлучили от него создателя, выдающегося отечественного режиссера Александра Таирова. Ничего себе праздничек! Как говорится, все одно к одному. О Театре им. Пушкина уже давно или говорят плохо, или не говорят ничего. Плохо, когда появляется очередной сценический монстр вроде "Зовите Печориным", либо "Тройкасемеркатуз, или Пиковая дама". О "Печорине", помнится, в опросе, проводимом нашей газетой среди московских критиков, было сказано: "Даже страдающие от школьной программы дети, выходя из театра, очень жалели Лермонтова". В "Пиковой даме" великий русский писатель был зачем-то переведен на немецкий язык. Ну да не в провалах суть. Сказать категорически, что в этом театре за последнее десятилетие совсем не было удач, тоже нельзя. Был, к примеру, "Эрик XIV" с приглашенным В.Гвоздицким в главной роли (постановка Ю.Еремина). Или "Пизанская башня" с В.Алентовой и В.Меньшовым, или "Варшавская мелодия" в постановке В.Гульченко с той же В.Алентовой и И.Бочкиным. Скажем так, спектакли симпатичные, с добротными актерскими работами. Есть еще "Ревизор" с А.Пороховщиковым. В труппе много хороших и известных актеров, к уже названным добавим Т.Лякину, Н.Попову, Ю.Румянцева, молодого Е.Писарева... Несколько лет назад Юрий Еремин, тогда еще главный режиссер Театра им. А.С.Пушкина, привел группу своих учеников, талантливых выпускников Школы-студии МХАТа. Явно просматривалась надежда на какое-то обновление, на оживление жизни красавца дома на Тверском бульваре. И что же? Играют ли молодые? Играют, и довольно много. Работают и старшие - не столько, сколько заслуживают, но роли имеют. Некоторое время тому назад театр открыл в прелестном внутреннем дворике со стороны Сытинского переулка свой филиал. Здесь Ю.Еремин поставил скромные "Повести Белкина", а затем именно здесь в недобрый час выпали "Тройкасемеркатуз". Увы, старшее актерское поколение здесь явно знавало лучшие времена, а молодежь пришла сюда в явно не лучшие. В прошлом году пост главного режиссера театра покинул Ю.Еремин. Когда в 1987 году шел сюда, многие отговаривали: мол, проклятое это место. Согласно легенде, великая Алиса Коонен прокляла театр после того, как от него отлучили Таирова. Другая легенда гласит: театр занял место бывшего погоста, что и влечет за собой его несчастливую судьбу. С мистикой шутки плохи, но есть ведь и реальная сторона дела, где мы сталкиваемся с отнюдь не инфернальными именами, фактами и цифрами. Так, в 60-е годы Пушкинским театром руководил выдающийся режиссер Борис Равенских, и в эти годы мало кто вспоминал о "проклятье". От Ю.Еремина, зарекомендовавшего себя интересным режиссером, тоже ждали многого. Не сложилось. По всему было видно, как Еремин охладевал к своему театру, как разительно отличались его постановки на других московских сценах от тех, которые он делал у себя "дома". А в последние годы главный режиссер и вовсе проводил большую часть времени в США, где занимался преподавательской деятельностью. Теперь уже ясно: хозяином в Пушкинском театре Юрий Иванович не стал, ответственности за вверенных ему актеров полностью не нес. Виноват? Без сомнения. Но справедливости ради спросим: был ли главреж московского муниципального театра "хозяином" по своей должности? Номенклатурно, так сказать? Здесь-то и начинается самое интересное. По одному из пунктов "Основного положения о театре" город имеет право заключать договор с директором театра, оставляя за ним все финансово-организационные вопросы, в том числе и наем творческих работников. За главным режиссером в этом случае остаются вопросы художественные. Ясно, кто в таком случае в доме хозяин? В нашем, конечно же, директор В.Орлов, вот уже почти 20 лет работающий на этом посту. Перед нами - модель, весьма распространенная по России и весьма выгодная многим региональным руководителям. С практичным директором, согласитесь, дело иметь приятнее, чем с нервным режиссером. И нельзя сказать, что такая модель повсеместно себя не оправдывает. Однако случаев, когда от подчинения директорской воле бесправный, хоть и главный, режиссер становится еще более нервным, в нашей театральной практике подозрительно много. Оговорюсь - речь идет не о директорской модели руководства театром, когда директор имеет статус художественного руководителя и решает весь комплекс вопросов и творческих, и административных. К слову сказать, в статусе худрука могут пребывать и актер, и режиссер, и даже композитор или театровед - таких примеров немало и у нас, и во всем мире. Важно только, чтобы художественный руководитель действительно был лидером, обладал творческой и организационной волей. Модель же Пушкинского театра и ему подобных напоминает двухголовое существо, у которого головы не всегда хорошо понимают друг друга, но при этом одна диктует другой свои условия. Иначе чем, если не этим обстоятельством, объяснить, что Театр им. Пушкина, имеющий долгосрочного директора и с прошлого года оставшийся без главного режиссера, дошел до жизни такой? Посещаемость достигается любыми средствами: ротами солдат, пугающими актеров школьными культпоходами. В позолоченных интерьерах фойе витает дух, без всяких табличек указующий на расположение мест общего пользования. Появление и исчезновение в афише тех или иных названий в пору объяснять вмешательством потусторонних сил. Для примера: "Последняя женщина сеньора Хуана" - выпущен в ноябре 1999 года, исчез из репертуара в апреле 2000 года. "Зовите Печориным" - продержался один сезон. "Право капитана Карпатии" - игрался в прошлом сезоне всего четыре раза. "Эти свободные бабочки" - игарают один раз в два месяца. "Женитьба Белугина" - играют один раз в месяц. В связи с последним привелось услышать прелюбопытное объяснение: поскольку спектакль ставил молодой режиссер, решили сэкономить на декорациях. Столик, например, взяли из директорского кабинета. Тогда понятен режим эксплуатации - мебель надо беречь. Все это было бы смешно, если бы не было грустно. Жаль актеров, получающих мизерные зарплаты и позабывших об успехе. Жалко театр, теряющий популярность, не бывающий на гастролях, не участвующий в фестивалях. День прошел - и ладно. Таковой по смыслу выглядит руководящая политика директора В.Орлова. Но что удивительно, Комитет по культуре Москвы, в чьем ведении находится Пушкинский театр, не предпринимает никаких видимых движений. Между тем Театру им. А.С.Пушкина давно уже необходим полноценный художественный руководитель. Именно худрук, а не очередной главный режиссер. Уже не один месяц по Москве ходят разговоры о возможных кандидатурах. Называются имена режиссеров С.Враговой, Д.Астрахана и В.Оренова - театроведа, режиссера, автора телепрограммы "Фрак народа". Из названных самой неожиданной и любопытной кандидатурой выглядит Оренов. С.Врагова, впрочем, возглавляет свой театр "Модернъ". Известный кинорежиссер Д.Астрахан имеет в своем багаже и театральные постановки, две из которых идут в Пушкинском театре. В то же время за его плечами неудачный опыт руководства Санкт-Петербургским театром комедии. У "неожиданного" Оренова есть отменная по качеству театральная телепрограмма, есть большой опыт работы в театре и ощутимый творческий азарт. Институт художественного руководства в отечественной и мировой практике, повторю, знает самые разные примеры профессиональной принадлежности, была бы забота об общем деле. Самое важное сейчас - найти Театру им. А.С.Пушкина достойного руководителя и сделать это как можно скорее. В 1925 году Александр Таиров опубликовал цели и задачи Камерного театра. Он писал: "Помним как предостережение слова рабкора Полосихина, сказанные по поводу одной мейерхольдовской постановки: дал нашим бабам билеты, а потом пришлось скрываться три дня: хотели избить". Хорошее напоминание грядущему худруку. В 1923 году во время зарубежных гастролей Таиров дал интервью корреспонденту парижской газеты: "Вернуть актеру его царственную мантию, сделать его снова полновластным властителем сцены - наш долг". Хорошее грядущему худруку пожелание. Также в рубрике:
|